12- 887/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 15 ноября 2017 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Коваленко Т.К.
с участием инспектора ИАЗ УМВД России по г.Нижневартовску ФИО1, подавшего жалобу,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора ИАЗ УМВД России по г.Нижневартовску ФИО1, на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка №8 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2017,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи участка № 8 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2017 прекращено производство за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч. ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ИП ФИО2
Инспектор ОИАЗ УМВД России по г.Нижневартовску ФИО1, обратился в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит отменить, дело направить на новое рассмотрения, мотивируя тем, что Протокол осмотра торгового павильона «София»был составлен в отсутствии понятых и видеосъемки в связи с тем, что на основании ч.3 ст. 170 УПК РФ «Участие понятых» следственные действия могут производиться без участия понятых, при применении технических средств фиксации его хода и результатов. В данном случае при осмотре торгового павильона была использована фотофиксация предметов административного правонарушения. Считает вину ИП ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного ст.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказанной протоколом об административном правонарушении от 18.08.2017 года, объяснениями лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, рапортом.
В судебном заседании инспектор ИАЗ УМВД России по г.Нижневартовску ФИО1 настаивал на доводах жалобы.
ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, заслушав заявителя, изучив представленный в суд административный материал в целом, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 с. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Из протокола об административном правонарушении № от 18.08.2017 года усматривается, что ФИО2, являясь индивидуальным предпринимателем, 17.08.2017г. в 10:30 в нестандартном торговом павильоне «София», расположенном по по ул.Пермской д.2 стр.1 в г.Нижневартовске, допустил реализацию алкогольной продукции водки «Талка» и водки «Родник Сибири» объемом 0,5 литров в нестационарном торговом объекте, в нарушение ч.1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В материалах дела имеется рапорт ФИО3 (л.д.6), что в рамках рассмотрения сообщения им был выявлен факт розничной реализации алкогольной продукции.
Далее следует протокол осмотра месте происшествия (л.д.9-13), составленный ст.инспектором ИАЗ ФИО3
Лейтенант полиции ФИО3 является сотрудником отдела исполнения административного законодательства УМВД России по г.Нижневартовску.
Из Приказа МВД РФ от 29 декабря 2012 г. N 1156 "Об утверждении Типовых положений о подразделениях организации применения административного законодательства и подразделениях по исполнению административного законодательства" следует, что отдел (отделение, группа) организации применения административного законодательства управления (отдела, отделения) организации охраны общественного порядка территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном и региональном уровнях создается в целях организации и выполнения подразделениями полиции задач по предупреждению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, атакже обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, исполнения административных наказаний.
В соответствии с п. 20-21 указанного Приказа, в функции отдела входит проведение проверок зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, ознакомление с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, с применением предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий, в том числе с посещением беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций. Составление протоколов об административных правонарушениях, собирание доказательств, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применение иных мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Из вышеперечисленного следует, что отдел ИАЗ руководствуется в работе нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, из ч.1 ст.144 УПК РФ следует, что осмотр места происшествия по нормам УПК РФ проводят дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, к которым инспектор ОИАЗ УМВД России по г.Нижневартовску ФИО3 не относится
В соответствии с ч. 2 ст. 27.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Осмотр принадлежащего ИП ФИО2 помещения проводился 17.08.2017 года без понятых и видеозаписи, в связи с чем правомерно был признан мировым судьей недопустимым доказательством.
Мировым судьей в постановлении указано, что административным органом не предоставлены доказательства факта реализации алкогольной продукции ( акта контрольной закупки, кассового чека, показаний свидетеля)
В соответствии с ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям, то есть может проводиться только в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).
Полиция не является органом государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в сфере оборота алкогольной продукции, в связи с чем не может проводить контрольных закупок, так как эти полномочия
отсутствуют в ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
В постановлении мирового судьи перечислены доказательства, исследованные им при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе протокол об административном правонарушении, с котором ФИО2 был согласен, объяснение ФИО2, где он подтверждает факт реализации алкогольной продукции в данном павильоне, рапорт инспектора ИАЗ от 18.08.17 года, но данным доказательствам оценка не дана
Данные обстоятельства не позволили мировому судье полно и объективно рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП постановление мирового судьи от 20.09.2017 года подлежит отмене, а дело передаче мировому судье судебного участка №8 города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении мировому судье необходимо дать надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу инспектора ОИАЗ УМВД России по г.Нижневартовску ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 8 города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №8 города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Судья Т.К. Коваленко