ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-888/18 от 05.07.2018 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-888/18

Р Е Ш Е Н И Е

05 июля 2018 года. г. Казань

Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Новосельцева С.В.,

с участием заявителя—ФИО1,

представителя административного органа—Васина В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по жалобе директора Общества с ограниченной ответственностью «Элист» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, на постановление заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Обжалуемым постановлением заявитель, как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей. Как указано в постановлении, Приволжским управлением Ростехнадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка выполнения требований нормативно-правовых актов РФ, нормативно-технических документов в области федерального государственного строительного надзора объекта «Строительство двух энергоблоков Казанской ТЭЦ-1 общей установленной электрической мощностью 230 МВт», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки электроустановок здания циркуляционной насосной станции (ЦНС) выявлены нарушения законодательства в градостроительной деятельности, в том числе регламентов и проектной документации, а именно:

Отсутствуют протоколы испытаний и измерения параметров электрооборудования в здании ЦНС (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пунктов 1.2.3, 1.2.4 ПТЭЭСиС);

Акты освидетельствования скрытых работ по монтажу электроустановок ЦНС подписаны не всеми членами комиссии (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 1.2.8 ПТЭЭСиС);

На дверях электропомещения ЦНС отсутствуют надписи, указывающие назначение присовединений, диспетчерское наименование и предупреждающие знаки (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 5.4.14 ПТЭЭСиС);

Отсутствуют бирки на открыто проложенных кабелях в электрощитовом помещении ЦНС (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 5.10.3 ПТЭЭСиС);

Не заземлены защитные металлорукава и металлические трубы силовых и контрольных кабелей (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 5.10.3 ПТЭЭСиС);

Не закрыты кабельные лотки крышками (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 5.4.6 ПТЭЭСиС);

Не закреплены жестко к стене кабели, проложенные горизонтально (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 3.3.15 ПТЭЭСиС);

Не завершены электромонтажные работы в электрощитах (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 2.2.15 ПТЭЭСиС);

В электрощитовом помещении размещены посторонние предметы и строительные материалы(нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 1.1.7 ПТЭЭСиС);

Электрические щиты для временного электроснабжения, расположенные в помещении ЦНС, установлены без учета требований ПУЭ (не закрыты на ключ и не заземлены) (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 4.2.25 ПУЭ);

Напряжение подано на электроустановки без получения разрешения от органов госэнергонадзора (нарушение части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, требований раздела 6 ПОС проектной документации , пункта 1.2.1 ПТЭЭСиС).

ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что указанные в постановлении нарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам. По договору субподряда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Элист» обязалось выполнить полный комплекс строительно-монтажных работ на территории строительства вышеуказанного объекта в полном объеме разделов рабочей документации по инженерным системам. Таким образом, ООО «Элист» производило ряд строительно-монтажных работ без проведения пуско-наладочных работ смонтированного оборудования, так как эти работы не предусмотрены договором. В то же время, проверка была произведена в период, когда работы не были завершены полностью по причинам, не зависящим от субподрядчика, а именно, заказчиком не было своевременно предоставлено необходимое для монтажа оборудование. Таким образом, проверка производилась во время проведения работ по монтажу, поэтому выявленные нарушения таковыми не являются, поскольку являлись недоделками.

Вместе с тем, нарушения, указанные в пункте 1 постановления не входят в обязанности ООО «Элист» по договору субпоряда. Проведение испытаний и составление протоколов является отдельным видом оплачиваемых работ, которые не охвачены договором, заключенным между ООО «Элист» и ООО «Белоярский центр генеральных подрядов»

В опровержение нарушений по 2 пункту заявитель указал, что ООО «Элист» не производило скрытых работ и не составляло актов скрытых работ, поскольку им в соответствии с договором составляются ведомости смонтированного электрооборудования.

По 3 пункту заявитель указал, что нанесение надписей, указывающих назначение присоединений, диспетчерское наименование и предупреждающие знаки возникает исходя из прав на помещение ЦНС, либо вытекает из соответствующего договора. Поскольку ООО «Элист» таким правом не обладает, указанные таблички и надписи устанавливать не может.

В опровержение 4, 5 и 6 пунктов заявитель в жалобе указал, что свои обязательства по договору субподряда ООО «Элист» выполнило ДД.ММ.ГГГГ. Все работы были приняты заказчиком без каких-либо замечаний. Следовательно, указанные в этих пунктах замечания не могут быть предъявлены к ООО «Элист». В помещении одновременно работало 5-6 организаций. Проверяющие не установили ответственность каждого из них, не указали о каких именно объектах идет речь.

В опровержение недостатков по 7 пункту заявитель указал, что данных работ не производил. Эти работы производили работники ООО «ЭСК».

По 8 пункту замечаний заявитель указал, что на день проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ работы в помещении производили другие организации, а ООО «Элист» закончило предусмотренные договором работы ДД.ММ.ГГГГ.

По 9, 10 и 11 пунктам заявителем указано, что им производилась заливка полимерных полов, производство которой не возможно без необходимых для этого приспособлений. Кроме того, в день проверки велись демонтажные работы щитов, которые были обесточены. Заземление и сами щиты были отключены за ненадобностью. Поэтому требование об исполнении нормативных актов при отключенных и находящихся в стадии демонтажа щитах не применимы. ООО «Элист» не подает напряжение на оборудование, поскольку выполняет другие работы. В день проверки выполняло заливку полов, что не требовало напряжения.

В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, пояснив, что проверка была вызвана подключением к насосной станции электрического напряжения. Однако, ООО «Элист» не занимается этим подключением, его работники лишь монтируют оборудование.

Представитель административного органа с жалобой не согласился.

Выслушав доводы участников процесса, изучив жалобу и приложенные материалы, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях является нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Исходя из смысла данной правовой нормы, объективная сторона правонарушения заключается в проведении работ в рамках строительства с нарушением обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства. В связи с этим административную ответственность несет лицо, осуществляющее процесс выполнения указанных работ.

Вместе с тем, перечень производимых работ должен быть оговорен в технической документации, согласованной с заказчиком и исполнитель обязан произвести работы в соответствии с указанным перечнем.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ Управлением произведена внеплановая выездная проверка выполнения требований нормативно-правовых актов РФ, нормативно-технических документов в области федерального государственного строительного надзора объекта «Строительство двух энергоблоков Казанской ТЭЦ-1 общей установленной электрической мощностью 230 МВт», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки электроустановок здания циркуляционной насосной станции (ЦНС) специалистами Управления указали о ряде выявленных нарушений законодательства в градостроительной деятельности, в том числе регламентов и проектной документации, допущенных ООО «Элист», производивших работы на основании договора субподряда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Элист» обязалось выполнить полный комплекс строительно-монтажных работ на территории строительства вышеуказанного объекта в полном объеме разделов рабочей документации по инженерным системам.

Таким образом, при проведении вышеуказанной проверки и выявлении нарушений законодательства в градостроительной деятельности, в том числе регламентов и проектной документации, допущенных специалистами ООО «Элист», административный орган был обязан исходить из того объема работ, который был оговорен условиями договора субподряда от ДД.ММ.ГГГГ. Проверка помещений, где работы производились заявителем, была проведена специалистами Ростехнадзора в отсутствие сотрудников ООО «Элист». Однако, в деле отсутствуют доказательства, что все работы по монтированию и запуску установок насосной станции ТЭЦ-1 к моменту проведения проверки были завершены, либо, что производимые ООО «Элист» работы не были закончены в установленный договором субподряда срок по причинам, зависящим непосредственно от заявителя. В связи с этим суд соглашается с доводами заявителя о том, что большинство выявленных недостатков является недоделками, которые были устранены ООО «Элист» к ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено представленными заявителем справками о ликвидации недоделок, подписанными представителем технического заказчика—инженером-куратором ООО «ИЦ Энергопрогресс» ФИО3

Из пояснений заявителя следует, что данное обстоятельство препятствовало возможности предоставить проверяющему органу необходимую информацию о фактическом состоянии работ, которые не были завершены в установленные сроки по обстоятельствам, не зависящим от ООО «Элист», а также представить подтверждающие документы, которые находились на проверке у заказчика. Поскольку заказчиком своевременно не было представлено необходимое для монтажа оборудование, окончательные сроки выполнения работ несколько раз переносились. Объем работ, которые обязался выполнить субподрядчик (ООО «Элист») указан в договоре, поэтому работы производились строго в соответствии с технической документацией, требованиями нормативно-правовых актов РФ, а также нормативно-технических документов в области федерального государственного строительного надзора.

Указанные доводы заявителя не были опровергнуты представителем административного органа в судебном заседании. Кроме того, довод представителя Ростехнадзора, заявленный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, о том, что при производстве монтажных работ ООО «Элист» было обязано произвести проверку параметров монтируемого электрооборудования с составлением протоколов испытаний, чего сделано не было, опровергается представленными заявителем протоколами осмотра и проверки сопротивления изоляции кабелей на барабане перед прокладкой, а также протоколами проверки сопротивления изоляции проводов, кабелей и обмоток электрических машин.

Также несостоятельным суд находит довод представителя Ростехнадзора, заявленный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, о том, что уведомить о проведении проверки ООО «Элист» было обязано лицо, заключившее с субподрядчиком договор на производство этих работ. К административной ответственности обжалуемым постановлением был привлечен руководитель субподрядчика, а доказательств надлежащего уведомления заявителя заказчиком, либо подрядчиком о проведении проверки в деле не представлено. Следовательно, данное обстоятельство лишило заявителя возможности своевременно предоставить административному органу доказательства своей невиновности. Более того, в судебном заседании представитель административного органа не смог указать точную дату проведения проверки, выявившей нарушения в работах, произведенных ООО «Элист».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что вина заявителя, как руководителя ООО «Элист», в нарушении возглавляемым им предприятием вмененных норм и пунктов Градостроительного кодекса РФ, требований ПОС проектной документации , а также ПТЭЭСиС и ПУЭ) не доказана.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При изложенных выше обстоятельствах обжалуемое постановление, вынесенное в отношении заявителя, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Элист» ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Элист» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья: С.В. Новосельцев.