УИД: 56RS0N-07
Дело № 12-888/2019
Р Е Ш Е Н И Е
17 октября 2019 года ...
Судья Ленинского районного суда ... Ермошкина О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
представителя лица в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - Утенова А.Ж.,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... - Чугуновой Л.А.,
прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии ... по надзору за исполнением ... законодательства прокуратуры ... - Осетрова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора ... на постановление заместителя руководителя ... антимонопольной службы по ...N.33.4-585/2019 от ... о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.9 ст. 7.32.4 КоАП РФ в отношении некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства ...»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя ... антимонопольной службы по ...N.33.4-585/2019 от ... за отсутствием состава административного правонарушения прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства ...» (далее НО «Фонд модернизации ЖКХ ...») по ч.9 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора ... Рываев Ю.В. внес протест, в котором просит указанное постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. Протест мотивирован тем, что принятое заместителем руководителя ... антимонопольной службы по ... постановление не мотивировано, незаконно, выводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, принятое постановление противоречит п. 222 Положению о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ N от ...) и ст. 16 ... закона «О защите конкуренции».
Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии ... по надзору за исполнением ... законодательства прокуратуры ... - Осетров С.С. в судебном заседании протест поддержал, просил постановление от ... отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Защитник лица в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Утенов А.Ж., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения протеста, ссылался на законность принятого постановления, свою позицию изложил в представленном в материалы дела отзыве.
... антимонопольной службы по ... - Чугунова Л.А., действующая на основании доверенности возражала против доводов, изложенных в протесте, свою позицию изложила в представленном в материалы дела отзыве.
Изучив протест прокурора, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 9 ст. 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если ... законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" утверждено "Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных ... законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным ... законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Данное Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор об оказании услуг) (пункт 1).
Как следует из материалов дела, прокуратурой ... на основании решения от ...N в период с ... по ... с целью обеспечения защиты охраняемых законом интересов организаций и граждан, при реализации программных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, проведена проверка соблюдения требований законодательства о проведении капитального ремонта в деятельности НО «Фонд модернизации ЖКХ ...».
В ходе проверки установлено, что НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещения и документация о проведении электронного аукциона СМР -110/2019 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в ....
Согласно пункту 26 информационной карты электронного аукциона цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15% в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ (услуг). Цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренного договором о выполнении работ (оказании услуг) объемов работ (услуг). Изменение стоимости и объемов работ (услуг) производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса РФ. Иные положения договора изменению не подлежат.
Пунктом 14 информационной карты определен размер обеспечения исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) - 30%.
В соответствии с п. 20.2 информационной карты заказчик может перечислись подрядчику аванс в размере не более 10% от общей стоимости работ по объекту в 10-дневный срок после начала работы по объекту по письменному обращению подрядчика и только при наличии следующих документов: утвержденного графика производства работ заказчика; предоставленного приказа о закреплении ответственного ... подрядной организации; утвержденного журнала производства работ по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора N от ..., проекта производства работ, договора страхования, согласно форме, указанной в приложении N. Отсутствие авансирования работ не является основанием для невыполнения работ в соответствии с условиями договора или изменения сроков выполнения работ по объекту и договору в целом.
По итогам проведения конкурентных процедур между НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» в лице генерального директора ФИО заключены договоры: с ООО «Еврострой» №СМР-110/2019/РNА190165 (Д) от ...; с ООО «МегаСтрой» №СМР-110/2019/РNА190101 (Д) от ...; с ООО «МегаСтрой №СМР-110/2019/РNА190083 (Д) от ...; с ООО «МегаСтрой №СМР-110/2019/РNА190060 (Д) от ...; с ООО «Исток Электро-КИПиА» № СМР-110/2019/РNА190077 (Д) от ...; с ООО «КАСКАД 56» №СМР-110/2019/РNА190005 (Д) от ....
Пунктом 4.8 указанных договоров предусмотрено, что заказчик может перечислись подрядчику аванс в размере не более 10% от общей стоимости работ по объекту в 10-дневный срок после начала работы по объекту по письменному обращению подрядчика и только при наличии следующих документов: утвержденного графика производства работ заказчика; предоставленного приказа о закреплении ответственного ... от подрядной организации; утвержденного журнала производства работ по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора N от ..., проекта производства работ, договора страхования, согласно форме, указанной в приложении N. Отсутствие авансирования работ не является основанием для невыполнения работ в соответствии с условиями договора или изменения сроков выполнения работ по объекту и договору в целом.
... между НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» и ООО «Еврострой» заключено дополнительное соглашение к договору подряда №СМР-110/2019/РNА190165 (Д) от ..., согласно которому предусмотрено право перечисления подрядчику аванса в размере не более 30 % от общей стоимости работ по объекту в 10-дневный срок после начала работ по письменному обращению подрядчика, при наличии перечисленных в п.20.2 информационной карты и п. 4.8 договора документов. Аналогичные дополнительные соглашения заключены НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» по договорам с ООО «МегаСтрой» №СМР-110/2019/РNА190101 (Д) от ..., №СМР-110/2019/РNА190083 (Д) от ..., №СМР-110/2019/РNА190060 (Д) от ..., с ООО «Исток Электро-КИПиА» №СМР-110/2019/РNА190077 (Д) от ..., с ООО «КАСКАД 56» №СМР-110/2019/РNА190005 (Д) от ....
По результатам проведенной проверки ... постановлением заместителя прокурора ... в отношении НО «Фонда модернизации ЖКХ ... возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 7.32.4 КоАП РФ. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужил тот факт, что в результате заключения дополнительных соглашений изменены существенные условия договора и у сторон возникли новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В порядке ст. 23.48 КоАП РФ указанное постановление с материалами направлено на рассмотрение в ... антимонопольной службы по ....
По результатам рассмотрения дела заместителем руководителя ... антимонопольной службы по ...... вынесено оспариваемое постановление, которым производство по делу прекращено в связи с отсутствие состава административного правонарушения в действиях НО «Фонд модернизации ЖКХ ...».
Прекращая производство по делу об административном правонарушении должностное лицо обоснованно пришло к выводу, что заключение НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» с подрядными организациями дополнительных соглашений, предусматривающих право регионального оператора по перечислению аванса не более 30 % вместо 10 %, не является нарушением действующего законодательства, не подразумевает изменение условий указанных на торгах, а также в договорах заключенных по итогам торгов, поскольку изменение суммы авансового платежа не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также не влияет на общую стоимость договора и не меняет ее.
В настоящем протесте заявитель утверждает, что основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, является изменение условий договора о размере аванса при наличии запрета, установленного пунктом 222 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ N от ....
Данное утверждение является несостоятельным.
В соответствии со ст. 196 указанного Положения договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ и настоящим Положением.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.8 ст. 448 Гражданского кодекса РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами: по основаниям, установленным законом; в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита); по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
В соответствии с пунктом 222 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением правительства РФ N от ...) цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса РФ. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.
Пунктом 223 Положения предусмотрено, что предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ не могут изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным ... собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
При исполнении договора о проведении капитального ремонта не допускается перемена подрядчика, за исключением случаев, если новый подрядчик является правопреемником подрядчика по договору о проведении капитального ремонта вследствие реорганизации юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п.224 Положения).
Таким образом, указанным Положением определены условия договора, которые не могут быть изменены.
Как предусматривает пункт 1 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
В силу требований ст. 711 Гражданского кодекса РФ условие о предварительной оплате (авансе) не является существенным условием договора подряда и касается порядка оплаты.
Нормы гражданского законодательства, а также Положение N не устанавливают обязательное условие о включении в договор, о проведении капитального ремонта порядка оплаты выполненных работ, а также не содержат запрета на изменения порядка оплаты. Таким образом, изменение суммы авансового платежа не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также не влияет на общую стоимость договора и не изменяет его.
В свою очередь п. 222 Положения N является специальной нормой и определяет порядок изменения цены договора, при этом под иными положениями договора о проведении капитального ремонта не подлежащими изменению предусмотренными данным пунктом Положения следует понимать только условия связанные с изменением в части цены договора о проведении капитального ремонта.
Пунктом 4.14 договоров заключенных между НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» и подрядными организациями предусмотрено, что порядок расчетов по договору может быть изменен по соглашению сторон в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 3 приложения N документации о проведении электронного аукциона заказчик вправе выплатить аванс в размере установленном в документации о проведении электронного аукциона, при этом размер такого аванса не может быть более размера обеспечения исполнения договора, установленного в документации о проведении электронного аукциона.
Пунктом 14 информационной карты определен размер обеспечения исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) - 30%.
Согласно ч.3 ст. 190 Жилищного кодекса РФ региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, при заключении дополнительных соглашений между НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» и подрядными организациями условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах не изменены. Изменение суммы авансового платежа не влияет на общую стоимость договора и не изменяет его условий, не противоречит условиям договоров, а также не нарушает действующее законодательство.
В результате надлежащего рассмотрения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении заместитель руководителя УФАС по ... пришел к правильному и подробно мотивированному выводу об отсутствии в действиях НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Положенные в основу жалобы доводы являлись предметом исследования при рассмотрении дела об административном правонарушении, им дана надлежащая оценка. Выводы должностного лица об отсутствии в действиях НО «Фонда модернизации ЖКХ ...» состава административного правонарушения предусмотренного ч.9 ст. 7.32.4 КоАП РФ соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, не установлено, в связи с чем постановление заместителя руководителя ... антимонопольной службы по ...N.33.4-585/2019 от ... о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.9 ст. 7.32.4 КоАП РФ в отношении некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства ...» является законным и обоснованным.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя ...... антимонопольной службы по ...N.33.4-585/2019 от ... о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.9 ст. 7.32.4 КоАП РФ в отношении некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства ...» - оставить без изменения, а протест заместителя прокурора ... - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения через Ленинский районный суд ....
Судья: подпись О.В.Ермошкина