Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 июля 2018 года г.Тюмень
Судья Ленинского районного суда г. Тюмени Осипов А.В.,
при секретаре судебного заседания Самойловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №12-889/2018 по жалобе представителя Акционерного общества «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» ФИО3 на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Представитель Акционерного общества «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» (далее АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ») обратился с жалобой на постановление №-И/4 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором труда ФИО1, согласно которого, АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Жалоба мотивирована тем, что постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» устанавливает 36-часовую рабочую неделю женщинам сельской местности. Работник ФИО2 не является жителем сельской местности, она проживает в городе Тюмени. Следовательно, установление 36-часовой рабочей недели не распространяется на работника ФИО2 Также указывает, что АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку вопрос внесения изменений в трудовой договор с ФИО2, начислению и выплате ей денежных средств подлежит рассмотрению в судебном порядке в соответствии со ст. 308 ТК РФ.
Заинтересованное лицо Государственная инспекция труда в Тюменской области в судебное заседания не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» - ФИО3, действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержала в полном объеме по указанным в ней основаниям.
Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно протоколу № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в действиях юридического лица ООО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ», содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, то есть нарушение законодательства о труде и об охране труда ООО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» допущены нарушения требований ст. 152, ст. 22 Трудового кодекса РФ в части: не оплаты сверхурочной работы ФИО2 за период работы.
Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа 30 000 рублей в связи с допущенными нарушениями трудового законодательства, указанными в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, с выводом о виновности АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» в нарушении ст. 22, 152 ТК РФ согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета следующего.
Статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу части первой статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом согласно части первой статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, признаются индивидуальным трудовым спором.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Анализ положений статей 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Таким образом, выводы должностного лица о наличии в действиях АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, нельзя признать законными и обоснованными.
Разногласия, возникшие между АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» и работником относительно не выплат сверхурочных, в связи с установлением 40 часовой рабочей недели, содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии в действиях АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких условиях постановление должностного лица, вынесенные в отношении АО «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя Акционерного общества «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» ФИО3 – удовлетворить.
Постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «ТРАНСНЕФТЬ-СИБИРЬ» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г.Тюмени в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Осипов