ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-88/19 от 14.11.2019 Чекмагушевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-88/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан Галикеева Р.С., находясь по адресу: Республика Башкортостан, Чекмагушевский район, с. Чекмагуш, ул. Салавата, д.1,

с участием Еникеева А.А.

14 ноября 2019 года

с. Чекмагуш Чекмагушевского района РБ

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Еникеева АА на постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании главы сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Еникеева АА виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Еникеева АА признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением Еникеева АА подал жалобу, просит отменить постановление, мотивируя его тем, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы (т.е. исключительно в соответствии с планом). Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам - заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки, выплаты компенсаций. Администрация сельского поселения является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет сельского поселения является дотационным. Нецелевое использование поступающих денежных средств, влечет привлечение организации к ответственности по действующему законодательству. Глава сельского поселения неоднократно обращался в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с просьбой выделить денежные средства для рекультивации свалок, расположенных на территории сельского поселения. Заместителем главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по экономике и финансам на вышеуказанные обращения дан ответ, из которого следует, то в связи с напряженным исполнением бюджета муниципального района выделение дополнительных средств на рекультивацию свалок, расположенных на территории сельского поселения Старокалмашевский сельсовет, будут выделены в сентябре текущего года. Действия, предусмотренные ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ, направленные на выделение бюджетных средств в целях выполнения требований по рекультивации свалок, расположенных на территории сельского поселения, и исключающие административную ответственность главой сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан выполнены.

В судебном заседании Еникеева АА жалобу поддержал, просит удовлетворить, пояснил, что им предприняты исчерпывающие меры для рекультивации свалки, а именно неоднократно им с момента назначения на должность были направлены письма о выделении бюджетных средств, одна из свалок была ликвидирована, в настоящее время работа в данном направлении также ведется.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в своем письменном возражении просил отказать в удовлетворении жалобы Еникеева АА мотивируя, что заявителем направлено в Администрацию МР <адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой выделить денежные средства для рекультивации свалок, расположенных на территории сельского поселения. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МР <адрес> сообщила, что денежные средства будут выделены в сентябре текущего года. Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Согласно ст.38 Устава сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, проект решения об утверждении местного бюджета вносится Администрацией на рассмотрение Совета не позднее 15 ноября текущего года на последующий год. Одновременно с проектом решения об утверждении местного бюджета на рассмотрение Совета представляются: предварительные итоги социально-экономического развития Сельского поселения за истекший период текущего года и ожидаемые итоги социально- экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год; прогноз социально-экономического развития Сельского поселения; основные направления бюджетной и налоговой политики; проект программы муниципальных внутренних заимствований Сельского поселения; верхний предел муниципального долга Сельского поселения; оценка ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год; проект программы предоставления муниципальных гарантий Сельского поселения; проект программы предоставления бюджетных кредитов; прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) поселения; пояснительная записка к проекту бюджета поселения; иные документы и материалы. Следовательно, предложения о выделении бюджетных ассигнований могли быть поданы до принятия решения об утверждении бюджета.

Выслушав заявителя, изучив и оценив материалы дела, доводы жалобы суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).

На основании с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 21 Конституции РФ и ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения предполагает доказывание его вины.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1, ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 20 минут на основании экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ и протокола испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФГБУ «Башкирский референтный центр Россельхознадзора», выявлено нарушение, выразившееся в порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными для окружающей среды веществами на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенном в 450 м на восток от кладбища <адрес> на территории СП Старокалмашевский сельсовет МР <адрес> РБ, на площади 7 000 кв. м. Тем самым нарушена: ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Глава СП Старокалмашевский сельсовет МР <адрес> РБ Еникеева АА, избранный решением Совета СП Старокалмашевский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, который в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003г. -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» руководит на принципах единоначалия местной администрацией, наделенной полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, согласно ст.14 данного Федерального закона полномочиями по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Садретдиновым РР. составлен протокол об административном правонарушении № в отношении главы СП Старокалмашевский сельсовет МР <адрес> РБ Еникеева АА по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

При составлении протокола Еникеева АА пояснил: «Объясняю что, свалка находится на стадии ликвидации. По мере поступления денежных средств работы будут закончены. Полная ликвидация планируется в августе 2019 года».

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФГБУ «Башкирский референтный центр Россельхознадзора», в отобранных образцах почвы установлено загрязнение почвы химико-токсикологическим показателям (нитраты).

Постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Еникеева АА признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.

Между тем, согласно журналу регистрации входящей корреспонденции администрации МР <адрес> РБ, являющегося распределителем бюджетных средств (журнал начат ДД.ММ.ГГГГ, окончен ДД.ММ.ГГГГ) главой сельского поселения Старокалмашевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Еникеева АА направлено в Администрацию МР <адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой выделить денежные средства для рекультивации свалок, расположенных на территории сельского поселения.

Из письма администрации МР <адрес> РБ исх. от 05.10.2018г. следует, что имелось обращение главы за от 07.09.2018г., на которое сообщено, что выделение дополнительных средств не представляется возможным, денежные средства будут выделены во 2 или 3 квартале 2019 года.

Также Еникеева АА было направлено письмо о выделении денежных средств для рекультивации свалок, расположенных на территории сельского поселения за исх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответом администрации за исх. от 30.04.2019г. сообщено о выделении денежных средств в сентябре 2019 года.

Таким образом, главой администрации СП Старокалмашевский сельсовет МР <адрес> РБ в соответствии со сроками составления проекта местного бюджета были предложения о выделении бюджетных ассигнований для осуществления рекультивации свалок. При этом бюджетные средства не были выделены.

В соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Следовательно, при рассмотрении должностным лицом, уполномоченным на возбуждение дела об административном правонарушении, вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, и должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, вопроса о привлечении к административной ответственности должностного лица, производство по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае, если уполномоченным должностным лицом будет установлено, что несвоевременная рекультивация свалок связана с несвоевременным распределением, отзывом либо доведением до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ установлено, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья-