дело №12-88/2020
Р Е Ш Е Н И Е
с. Кочубеевское 07 декабря 2020 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пожидаевой Е.А.,
с участием:
старшего государственного таможенного инспектора правового отдела Северо-Кавказской электронной таможни ФИО1, действующей на основании доверенности №05-32/09952 от 29.10.2020 года,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении генерального директора ООО «Шоколенд» ФИО2 – ФИО3, действующего на основании доверенности от 23.11.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Шоколенд» ФИО2 на постановление заместителя начальника Северо-Кавказской электронной таможни ФИО4 от 22 сентября 2020 года о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «Шоколенд» ФИО2 к административной ответственности по ст. 15.25 ч. 6.3-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Генеральный директор ООО «Шоколенд» ФИО2 обратился в суд с жалобой на постановление заместителя начальника Северо-Кавказской электронной таможни ФИО4 от 22 сентября 2020 года о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «Шоколенд» ФИО2 к административной ответственности по ст. 15.25 ч. 6.3-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указывая, что считает наказание не правомерным и постановление подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению. В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что нарушение срока предоставления информации в уполномоченный банк по внешнеторговому контракту от 18.02.2019 года №180219/1/Р произошло по вине директора департамента логистики и складского хозяйства ФИО5, которая не справилась со своими должностными обязанностями, не осуществила надлежащий контроль, выразившийся в нарушении порядка предоставления информации об исполнении контракта от 18.02.2019 года №180219/1/Р в уполномоченный банк. В соответствии с должностной инструкцией директора департамента логистики и складского хозяйства ФИО5, в ее обязанности входит осуществление контроля за постановкой внешнеэкономических контрактов на учет и своевременное предоставление в уполномоченный банк информации по оплатам контрактов ВЭД. ФИО2 не обладает признаками должностного лица, поскольку регистрация и осуществление контроля за регистрацией внешнеторговых контрактов с осуществлением им трудовых функций не связано. Поэтому привлечение ФИО2 к административной ответственности по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ в качестве должностного лица противоречит закону (аналогичная позиция выражена в решении Свердловского областного суда от 05.04.2012 года по делу №72-150-2012). Административную ответственность как должностное лицо генеральный директор несет в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ и отвечает лишь за те нарушения, которые возникли в связи с неисполнением им собственных обязанностей. Вина выражается в неисполнении нормы, поскольку само неисполнение составляет объективную сторону. Таким образом, единственный человек, который может быть привлечен к ответственности как должностное лицо (при наличии такого статуса)- ФИО5 – неисполнение нормы допущено конкретным работником, а значит, именно он совершил правонарушение. Генеральный директор не дублирует функции работников – у него собственная трудовая функция, которая может и не включать исполнение норм, вменяющихся в вину и даже контроль за действиями конкретных работников (для этого имеются руководители подразделений), у него другая сфера деятельности. Следовательно, привлечение к административной ответственности, фактически приводит к возбуждению дела против ФИО2, фактически не совершавшего правонарушение. Кроме того, оспариваемое постановление было получено 01 октября 2020 года, следовательно, последний день срока для обжалования – 11 октября 2020 года.
Заявитель просит отменить постановление заместителя начальника Северо-Кавказской электронной таможни ФИО4 от 22 сентября 2020 года, производство по делу прекратить.
Генеральный директор ООО «Шоколенд» ФИО2 на рассмотрение жалобы не явился, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела, что подтверждается материалами дела. Направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В силу ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отсутствии лица, в отношении которого ведется административное производство, может быть рассмотрено в случае, если имеются данные о надлежащем извещении и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
В силу ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 (ред. от 19.12.2013г.) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ФИО2 с участием его представителя ФИО3, поскольку обязательным участие лица, привлеченного к административной ответственности, судом не признано.
Представитель заявителя ФИО3 на рассмотрение жалобы явился, доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил отменить постановление заместителя начальника Северо-Кавказской электронной таможни ФИО4 от 22 сентября 2020 года, производство по делу прекратить.
Заместитель начальника Северо -Кавказской электронной таможни ФИО4 в судебное заседание явился, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела, что подтверждается материалами дела.
Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заместителя начальника Северо -Кавказской электронной таможни ФИО4 с участием представителя ФИО1
Представитель Северо -Кавказской электронной таможни ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на то, что ООО «Шоколенд» (Продавец) заключило контракт №180219/1/Р от 18.02.2019 года с ООО «КАФОЛАТ АЗИЯ», Таджикистан (Покупатель) (далее контракт). Условиями контракта №180219/1/Р от 18.02.2019 года предусмотрено:
В соответствии с разделом 1 Контракта Продавец продает, Покупатель покупает кондитерские изделия в порядке и на условиях контракта.
Разделом 2 Контракта предусмотрено, что общая стоимость контракта составляет 5 950 000,00 российских рублей за весь период действия контракта.
Согласно разделу 3 Контракта, поставка осуществляется не позднее, чем через 20 рабочих дней после подписания спецификации. Поставка производится со склада продавца.
В соответствии с разделом 6 расчет за поставленный товар производится в виде отсрочки платежа, в течение 30 календарных дней с момента отгрузки соответствующей партии товара. Обязанность покупателя по оплате считается (исполненной с момента зачисления средств на расчетный счет поставщика.
Оплата каждой партии товара производится в российских рублях банковским переводом на расчетный счет поставщика с расчетного счета покупателя в соответствии с суммой, указанной в согласованной сторонами спецификации.
Разделом 11 Контракта предусмотрено, что настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2019 года.
При проверке соблюдения требований относительно порядка и сроков представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, установленных Инструкцией Центрального Банка РФ от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И) установлено следующее:
Согласно п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с п. 2.22 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидента, при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации резидента, при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации резидента по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II данной Инструкции, резидент в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, должен представить в уполномоченный банк информацию об уникальном номере договора, присвоенном в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Указанная в настоящем пункте информация представляется резидентом в Уполномоченный банк в следующие сроки:
при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении валюты Российской Федерации на этот расчетный счет резидента (далее - выписка по операциям на счете).
Согласно выписке по счету, а также платежным документам в рамках данного контракта совершены следующие платежи, приведенные в таблице ниже:
- 17.04.2019 - зачисление денежных средств в сумме 1 152 565,62 рублей (данная операция не отражена в ведомости банковского контроля, в связи с тем, что была совершена до постановки на учет контракта в уполномоченном банке, общая сумма операции не превысила лимит 6 000 000,00 рублей, установленный Инструкцией ЦБ РФ от 16.08.2017 №181-И);
-19.04.2019 - зачисление денежных средств в сумме 1 000 000,00 рублей (данная операция не отражена в ведомости банковского контроля, в связи с тем, что была совершена до постановки на учет контракта в уполномоченном банке, общая сумма операций по контракту не превысила лимит 6 000 000,00 рублей, установленный Инструкцией ЦБ РФ от 16.08.2017 №181-И);
-10.05.2019 - зачисление денежных средств в сумме 1 102 855,06 рублей (данная операция не отражена в ведомости банковского контроля, в связи с тем, что была совершена до постановки на учет контракта в уполномоченном банке, общая сумма операций по контракту не превысила лимит 6 000 000,00 рублей, установленный Инструкцией ЦБ РФ от 16.08.2017 №181-И);
-28.05.2019 - зачисление денежных средств в сумме 1 000 000,00 рублей (данная операция не отражена в ведомости банковского контроля и совершена после постановки на учет контракта в уполномоченном банке);
-30.05.2019 - зачисление денежных средств в сумме 753 819,04 рублей (данная операция не отражена в ведомости банковского контроля и совершена после постановки на учет контракта в уполномоченном банке);
- 25.06.2019 - зачисление денежных средств в сумме 1 032 870,67 рублей (данная операция отражена в ведомости банковского контроля);
-26.07.2019 - зачисление денежных средств в сумме 1 233 416,05 рублей (данная операция отражена в ведомости банковского контроля);
-06.09.2019 - зачисление денежных средств в сумме 1 274 053,48 рублей (данная операция отражена в ведомости банковского контроля);
-27.09.2019 - зачисление денежных средств в сумме 750 000,00 рублей (данная операция отражена в ведомости банковского контроля);
-01.10.2019 - зачисление денежных средств в сумме 753 784,42 рублей (данная операция отражена в ведомости банковского контроля).
Согласно п. 2.22 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И срок предоставления ООО «Шоколенд» информации об уникальном номере договора (далее - УНК) в уполномоченный банк по указанным операциям не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете. В связи с этим информацию об УНК по платежу от 30.05.2019 № 36 на сумму 753 819,04 Рублей ООО «Шоколенд» должно было представить в уполномоченный банк не позднее 21.06.2019, фактически информация в банк не представлена.
По запросу таможни уполномоченный банк предоставил следующие пояснения: «По факту не отражения в ведомости банковского контроля сумм по платежным поручениям от 28.05.2019 № 35 и № 36 поясняем, что о зачислении экспортной выручки по контрактам, поставленным на учет, вносится в ведомость банковского контроля на основании предоставленных нерезидентом данных о номере УНК. В соответствии с требованиями п. 2.22 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И, резидент обязан предоставить в банк информацию об УНК в срок не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на расчетный счет. По запрашиваемым Вами платежам информации об их отнесении на УНК 19050010/1000/0009/1/1 в банк не поступало».
В ситуации, сложившейся в рамках исполнения ООО «Шоколенд» контракта от 18.02.2019 №180219/1/Р, нарушен порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установленные актом органа валютного регулирования (п. 2.22 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И).
В силу ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства I Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные факты указывают на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении 90 дней после окончания установленного срока.
Характеризуя состав административного правонарушения, следует указать:
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП России, является установленный порядок представления резидентами в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Факт нарушения данного порядка образует объективную сторону указанного правонарушения и является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности. В данном случае несоблюдение установленных требований заключается не в наступлении, каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в невыполнении заявителем своих публично-правовых обязанностей по соблюдению формальных требований публичного права.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП России является должностное лицо юридического лица - генеральный директор ООО «Шоколенд» ФИО2.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению лицо, совершившее административное правонарушение, в действиях которого усматривается вина.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП России административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций..., несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2000 года №6 организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
На момент совершения ООО «Шоколенд» 22.06.2019 административного правонарушения, выразившееся в нарушении порядка предоставления в уполномоченный банк информации об уникальном номере договора при зачислении денежных средств на расчетный счет по платежу от 30.05.2019 на сумму 753 819,04 рублей, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, генеральным директором являлся ФИО2 (назначен на должность генерального директора ООО «Шоколенд» приказом от 15.12.2017).
В соответствии с Уставом ООО «Шоколенд», утвержденным решением единственного участника ООО «Шоколенд» 08.05.2015г., единоличным исполнительным органом является - генеральный директор, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором общества.
Генеральный директор назначается общим собранием участников Общества сроком на 3 года. Генеральный директор общества:
-без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
-выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
-издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
-определяет организационную структуру общества;
-обеспечивает выполнение решений общего собрания;
-обладает правом требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества;
- открывает в банках расчетный, валютный и другие счета общества, заключает договоры и совершает иные сделки;
- представляет на утверждение общего собрания участников общества годовой отчет и баланс общества;
-создает здоровые, безопасные условия труда и социальные гарантии работникам общества согласно ТК РФ;
-осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества.
Следовательно, обязанности законного представителя ООО «Шоколенд» (генерального директора) возложены на ФИО2.
Таким образом, субъектом административного правонарушения по данному делу является должностное лицо генеральный директор ООО «Шоколенд» ФИО2.
Из объяснений, представленных ООО «Шоколенд», установлено следующее: «По факту нарушения срока исполнения обязательств по постановке на учет в уполномоченном банке внешнеторгового контракта от 18.02.2019 № 180219/1/Р (УНК №) должностным лицом - генеральным директором ООО «Шоколенд» поясняю следующее. Нарушение срока постановки на учет в уполномоченном банке внешнеторгового контракта произошло по вине директора по продажам ФИО5, которая не справилась со своими должностными обязанностями, не осуществила надлежащий контроль, выразившийся в постановке на учет в уполномоченный банк внешнеторгового контракта от 18.02.2019 № 180119/1/Р с нарушением установленных сроков.
В соответствии с должностной инструкцией директора по продажам ФИО5, в ее обязанности входит осуществление регистрации внешнеторговых контрактов, а так же осуществление контроля за своевременной регистрацией внешнеторговых контрактов.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП Российской Федерации, под должностным лицом в настоящем кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
По смыслу закона, ФИО2 такими признаками не обладает, поскольку регистрация и осуществление контроля за регистрацией внешнеторговых контрактов с осуществлением им трудовых функций не связано. Поэтому привлечение ФИО2 к административной ответственности по ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП Российской Федерации в качестве должностного лица противоречит закону (решение Свердловского областного суда от 05.04.2012 по делу № 72-150/2012).
Административную ответственность как должностное лицо, генеральный директор несет в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ и отвечает лишь за те нарушения, которые возникли в связи с неисполнением им собственных обязанностей.
Вина выражается в неисполнении нормы, поскольку само неисполнение составляет объективную сторону. Таким образом, единственный человек, который может быть привлечен к ответственности как должностное лицо (при наличии такого статуса) - ФИО5 - неисполнение нормы допущено работником, а значит, именно он совершил правонарушение.
Генеральный директор не дублирует функции работников - у него собственная трудовая функция, которая может и не включать исполнение норм, вменяющихся в вину и даже контроль за действиями конкретных работников (для этого имеются руководители подразделений), у него другая сфера деятельности.
Следовательно, привлечение к административной ответственности, фактически приводит к возбуждению дела против ФИО2, фактически не совершавшего правонарушения».
Однако, доводы, изложенные генеральным директором ООО «Шоколенд» ФИО2 не являются обстоятельствами, исключающими возбуждение дела об административном правонарушении, в соответствии со ст. 28.2 Ко АП РФ, поскольку согласно Уставу ООО «Шоколенд», организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями наделен генеральный директор общества.
Дата совершения правонарушения 22.06.2019 года.
Место совершения правонарушения - место нахождения юридического лица, <адрес>.
Вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанного контракта за переданные нерезиденту товары), но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона и подзаконных актов.
Соответственно, генеральный директор ООО «Шоколенд» ФИО2 не проявил той степени заботливости и осмотрительности, необходимой для соблюдения действующего законодательства.
Таким образом, генеральный директор ООО «Шоколенд» ФИО2 нарушив установленный порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установленные актом органа валютного регулирования (п. 2.22 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И), совершил 20.06.2019 административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП России.
Кроме того, ранее Решением Минераловодского городского суда от 20.04.2020 по делу № 12-64/2020 об административном правонарушении № должностное лицо - генеральный директор ООО «Шоколенд» ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении обстоятельств, смягчающих ответственность генерального директора ООО «Шоколенд» ФИО2 в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ и исключающих производство по делу об административном правонарушении, изложенных в ст. 24.5 К°АП РФ не установлено.
Просили оставить постановлением Северо-Кавказской электронной таможни по делу об административном правонарушении от 22.09.2020 года №10805000-284/2020 без изменения и в удовлетворении жалобы ФИО2 отказать.
Изучив материалы административного дела по факту административного правонарушения, выслушав представителя заявителя, представителя Северо -Кавказской электронной таможни о привлечении к административной ответственности ФИО2 по ч. 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемое постановление вынесено заместителем начальника Северо -Кавказской электронной таможни ФИО4 22 сентября 2020 г., заявитель обратился с жалобой в Минераловодский городской суд 13 октября 2020 года, поскольку данное постановление получено заявителем только 01.10.2020 года, а доказательств получения заявителем постановления от 22.09.2020 года Северо-Кавказской электронной таможней в адрес Кочубеевского районного суда не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что срок для подачи жалобы на постановление заместителя начальника Северо -Кавказской электронной таможни ФИО4 от 22.09.2020 года не пропущен.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.
Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность.
В состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях входит непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Как следует из материалов дела, ООО «Шоколенд» (Поставщик), в лице генерального директора ФИО2 заключило с ФИО6 Таджикистан (Покупатель) контракт от 18.02.2019 года № 180219/1/Р на поставку кондитерских изделий в порядке и на условиях контракта.
23.05.2019 года ООО «Шоколенд» осуществило постановку на учет внешнеторгового контракта с присвоением уникального номера контракта (УНК) №19050010/1000/0009/1/1 в уполномоченном банке – Филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Ставрополе.
Во исполнение условий контракта от 18.02.2019 года №180219/1/Р, а также согласно ведомости банковского контроля по УНК №, платежным документам, полученным из уполномоченного банка, в период с 17.04.2019 года по 03.10.2019 года на счет ООО «Шоколенд» зачислены денежные средства в качестве оплаты за поставленные товары в сумме 10053364,34 рублей. В период с 22.02.2019 года по 30.08.2019 года ООО «Шоколенд» осуществило поставку товаров в адрес нерезидента общей фактурной стоимостью 10053364,34 российских рублей.
Из приведенных данных следует, что по контракту от 18.02.2019 года №180219/1/Р сумма поступивших денежных средств эквивалентна фактурной стоимости поставленного товара и составила 10053364,34 российских рублей.
При проверке соблюдения требований, установленных Инструкцией Центрального Банка РФ от 16.08.2017 года №181-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления установлено, что в ситуации, сложившейся в рамках исполнения ООО «Шоколенд» контракта от 18.02.2019 года №180219/1/Р, нарушен порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установленные актом орган валютного регулирования (п.2.22 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 года №181-И).
Согласно п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 года №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с п.2.22. Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 года №181-И, при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидента, при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации резидента, при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации резидента по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, должен представить в уполномоченный банк информацию об уникальном номере договора, присвоенном в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Указанная в настоящем пункте информация представляется резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки: при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации- не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении валюты Российской Федерации на этот расчетный счет резидента.
Согласно пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Согласно пункту 2.22 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 года №181-И срок предоставления ООО «Шоколенд» информации об уникальном номере договора в уполномоченный банк по указанным операциям не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете. В связи с этим информацию об УНК по платежу от 30.05.2019 года №36 на сумму 753819,04 рублей ООО «Шоколенд» должно было представить в уполномоченный банк не позднее 21.06.2019 года, фактически информация в банк не представлена.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно приказу от 15.12.2017 года на должность генерального директора ООО «Шоколенд» назначен ФИО2.
В соответствии с Уставом ООО «Шоколенд», утвержденным решением единственного участника ООО «Шоколенд» 08.05.2015 года единоличным исполнительным органом является – генеральный директор, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества – генеральным директором общества.
Вступая в правоотношения, должностное лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правонарушений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Таким образом, должностное лицо –генеральный директор ООО «Шоколенд» ФИО2, в ходе исполнения контракта N180219/1/Р от 18.02.2019 года не выполнил требования пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" по соблюдению обязанности вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям и нарушил установленный пунктом 2.22 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления " нарушил порядок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установленных актом валютного регулирования, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Суд не может принять во внимание доводы ФИО2, поскольку они не основаны на требованиях закона, а также противоречат материалам дела.
Суд считает, что у ФИО2 имелась возможность соблюдения установленных нормативным актом Банка России порядка и срока представления в уполномоченный банк формы учета по валютным операциям, однако, им не были предприняты достаточные меры для обеспечения их выполнения.
В соответствии со ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, установлено, что должностное лицо ФИО2 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 15.25 ч. 6.3-1 Кодексом РФ об административных правонарушениях.
На основании совокупности исследованных доказательств, судья приходит к выводу, что вина ФИО2 доказана, подтверждена материалами дела, его действия квалифицированы правильно по ст. 15.25 ч. 6.3-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а мера наказания в виде штрафа в сумме 4 000 руб. назначена в пределах санкции указанной статьи, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного и его имущественного положения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление оставляется без изменения, а жалоба - без удовлетворения, если обстоятельства дела установлены органом, вынесшим постановление, правильно и полно, в соответствии с административно-процессуальным законодательством, а мотивы жалобы являются необоснованными, незаконными, несущественными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника Северо-Кавказской электронной таможни ФИО4 от 22 сентября 2020 года о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «Шоколенд» ФИО2 к административной ответственности по ст. 15.25 ч. 6.3-1-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.
Судья Е.А. Пожидаева
Мотивированное решение составлено 08.12.2020 года.
дело №12-88/2020