Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
29 октября 2020 года г.Сосногорск, Республика Коми
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Милюшене А.П.,
с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1 - ФИО2,
заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по РК ФИО3,
рассмотрев жалобу руководителя администрации муниципального района «Сосногорск» ФИО4 на постановление по делу об административном правонарушении от 04 сентября 2020 года № которым руководитель администрации муниципального района «Сосногорск» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
На основании постановления по делу об административном правонарушении от 04.09.2020 № вынесенного заместителем главного государственного инспектора г. Сосногорска по пожарному надзору ФИО3, руководитель администрации муниципального района «Сосногорск» (далее АМР «Сосногорск») ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, руководитель АМР «Сосногорск» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить данное постановление, поскольку в отношении АМР «Сосногорск» имеются решения суда № от ДД.ММ.ГГГГ (по п.7 постановления №) срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ (по п.6, 9, 11, 12, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 27, 29, 32 постановления №), срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ По обоим решениям суда срок исполнения удовлетворенных требований не истек, в настоящее время ведутся работы, сроки исполнения не нарушаются, то есть привлечение к административной ответственности по указанным пунктам незаконно. При этом п.п.14, 15, 24, 30, 31, указанные в постановлении № неисполнимы в силу того, что спорный участок лесных насаждений является собственностью государственного лесного фонда, то есть не принадлежит МО МР «Сосногорск». Вышеуказанное оставлено ФИО3 без внимания при вынесении постановления и привлечении к ответственности ФИО1
В судебном заседании представитель привлеченного к административной ответственности лица по доверенности ФИО2 на доводах жалобы настаивала, выступив в редакции жалобы. Просила, если суд признает постановление законным и обоснованным, изменить наказание на предупреждение, поскольку должностное лицо не бездействовало, запланированы в бюджет расходы на устранение выявленных нарушений, приобщила копии решений Совета МР «Сосногорск», обращения к первому заместителю Председателя Правительства РК о сложившейся ситуации в АМР «Сосногорск» из-за трудностей с финансированием расходных обязательств в части решения вопросов местного значения, ответ министра Министерства финансов РК о том, что предложения буду внесены на рассмотрение Правительственной бюджетной комиссии при подготовки изменений в Закон РК «О республиканском бюджете РК на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый ДД.ММ.ГГГГ годов». Обращение к Депутату Госсовета РК КДД об оказаний содействия в вопросе выделения дополнительной финансовой поддержки бюджету Сосногорского района для решения возложенных задач.
Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по РК суду пояснил, что представленными доказательствами в материалах дела об административном правонарушении полностью подтверждается вина должностного лица в инкриминируемом правонарушении.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При этом, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Изучив доводы жалобы, заслушав стороны, исследовав представленные суду материалы и материалы дела об административном правонарушении в подлиннике, суд приходит к следующему.
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ определены полномочия органов местно самоуправления в области пожарной безопасности. В частности, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, а также создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ч.4 ст.6 ФЗ №123 от 22.07.2008).
При этом первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (п.2 ст.63 ФЗ №123 от 22.07.2008).
В силу ст.76 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.80 вышеуказанных Правил).
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. При этом требования к ним также установлены ст.68 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Кроме того, указанным регламентом установлены положения о противопожарных расстояниях, обеспечивающих нераспространение пожара (ст.69 Регламента). Аналогичные положения установлены п.п.72.3, 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м (п.п.9.4, 9.11 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения могут выступать граждане, должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы.
Решением Совета муниципального района «Сосногорск» от 24.12.2018 № XXXII-255 ФИО1 избран Главой МР «Сосногорск».
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение ДД.ММ.ГГГГ) по делу № (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) удовлетворены исковые требования прокурора г. Сосногорска в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворены Администрация МО МР «Сосногорск» решением суда обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности, произвести действия, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности. Кроме того, на администрацию МО МР «Сосногорск» возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления в законную силу постановления суда обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, соответствующий нормам расход воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники населенные пункты: <адрес> создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения – отремонтировать настил к пожарным водоемам поселка <адрес> по <адрес> около гаража; создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения – осуществить ремонт пожарного водоема в поселке Вис в районе бывшей школы; создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения - обеспечить подъезд площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года в <адрес> к пожарному водоему по <адрес> около детского сада; обеспечить в поселке <адрес> противопожарное расстояние от границы застройки до лесного массива не менее 15 метров (восточная (правая) сторона поселка); предусмотреть защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, на границах с лесничествами (лесопарками) в поселке <адрес> (вдоль восточной (правой) стороны поселка).
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение ДД.ММ.ГГГГ) по делу № (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) удовлетворены исковые требования и.о. прокурора города Сосногорска РК Доронина М.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» об обязании обеспечить надлежащую эксплуатацию пожарных гидрантов, устранить имеющиеся неисправности и привести их в нормативное состоянии. На администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить в <адрес> надлежащую эксплуатацию пожарных гидрантов: ПГ-1 по <адрес> имеющиеся неисправности пожарных гидрантов и привести их в нормативное состояние: из ПГ-1 по <адрес> забор воды затруднен, так как затруднено накручивание пожарной колонки в связи с тем, что стояк ПГ в колодце расположен низко и прижат к стене; на ПГ-3 по <адрес> стояк не закреплен (шатается); в ПГ-2 по <адрес> в районе <адрес> нет подачи воды; ПГ-4 по <адрес> неисправен (при установке пожарной колонки на ПГ шток гидранта не открывает ПГ, забор воды невозможен, стояк шатается); в ПГ-6 по <адрес> нет подачи воды.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора г. Сосногорска по пожарному надзору ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – руководителя АМР «Сосногорск» ФИО1, из которого следует, что ФИО1, как руководитель АМР «Сосногорск» нарушил требования ч.4 ст.4, ч.4 ст.6, п/п 2,3 ст.63, ч.1 ст.68, ч.2 ст.69, ст.76 Федерального Закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.55, п.72.3, п.78, п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 2.11, п.2.12 (таблица №5), п.2.24, п.9.28, п.9.30, п.9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»; п.9.4, п.9.11 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения», п.4.14 СП 4.13130.2013 и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании постановления по делу об административном правонарушении от 11 июня 2020 года № руководитель АМР «Сосногорск» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании было установлено, что руководителю АМР «Сосногорск» ФИО1 инкриминируется совершение административного правонарушения, выразившееся в том, что указанное должностное лицо, являясь ответственным за выполнение требований обеспечения первичных мер пожарной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ в 11:00 при проведении проверки населенных пунктов Сосногорского района Республики Коми нарушил требования. 4 ст.4, ч.4 ст.6, п/п 2,3 ст.63, ч.1 ст.68, ч.2 ст.69, ст.76 Федерального Закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.55, п.72.3, п.78, п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 2.11, п.2.12 (таблица №5), п.2.24, п.9.28, п.9.30, п.9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»; п.9.4, п.9.11 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения», п.4.14 СП 4.13130.2013.
Факт совершения административного правонарушения и виновность руководителя АМР «Сосногорск» ФИО1 подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией решения о назначении ФИО1 руководителем АМР «Сосногорск», копиями решений Сосногорского городского суда, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием №, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о проведенных мероприятиях по первичным мерам пожарной безопасности, копиями муниципальных контрактов, а также другими доказательствами, содержащимися в материалах дела.
Все доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного, вывод должностного лица о доказанности вины руководителя АМР «Сосногорск» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным. Он соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались должностным лицом и получили надлежащую оценку в состоявшемся постановлении по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы о том, что решениями Сосногорского городского суда Республики Коми администрации МР «Сосногорск» был предоставлен срок для исполнения требований противопожарной безопасности, который не истек к дате составления протокола об административном правонарушении, также не истек к дате привлечения к административной ответственности, не истек, не принимаются судом и не влекут отмену состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении исходя из следующего.
Как устанавливает Федеральный закон «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абз. 4, 6, 12 ст.1).
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Пунктами 3, 8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вышеуказанные решения Сосногорского городского суда Республики Коми не влияют на состав инкриминируемого руководителю АМР «Сосногорск» ФИО1 правонарушения, поскольку проверка на предмет соблюдения правил пожарной безопасности проводилась на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт, в ходе которого были зафиксированы нарушения правил пожарной безопасности, руководителю АМР «Сосногорск» ФИО1 выдано предписание для устранения выявленных нарушений, и поскольку в ходе проверки были установлены нарушения, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении руководителя АМР «Сосногорск» ФИО1 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом, суд считает необходимым исключить из описательно-мотивировочной части вынесенного постановления ссылки должностного лица административного органа на СНиП 2.04.02-84*, поскольку последний утратил силу к моменту проведения проверки и вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
С учетом представленных доказательств и доводов защитника суд, также исключает из описательно-мотивировочной части вынесенного постановления нарушение, отраженное в пункте 14, выразившееся в том, что противопожарное расстояние от границы застройки до лесного массива менее 15 м. в населенном пункте Лыаель, поскольку материалами дела доказано, что данный земельный участок является собственностью государственного лесного фонда и, соответственно, АМР «Сосногорск» не правомочна производить какие-либо работы на данных землях.
По этим же основаниям суд исключает из описательно-мотивировочной части вынесенного постановления нарушение, отраженное в пункте 15, поскольку земельный участок, на котором должен располагаться противопожарный разрыв и минерализованная полоса является собственностью государственного лесного фонда.
Однако, исключение из объема нарушений, отраженных в п. 14, п. 15 постановления и ссылок на СНиП 2.04.02-84*, не освобождает должностное лицо от ответственности, поскольку объем иных нарушений, указанных в постановлении, допущенных ФИО1, образует состав инкриминируемого правонарушения.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным, не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Наказание руководителю АГП «Нижний Одес» назначено с учетом требований положений ст. ст. 3.1 и 3.5 КоАП РФ, ч.ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи.
Порядок рассмотрения дела соблюден, право руководителя АМР «Сосногорск» на защиту не нарушено. Доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях материальных и процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом пояснений защитника, должностного лица, исследованных материалов дела и дополнительно представленных доказательств, суд находит достаточными основания для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и возможности вынесения ФИО1 за проявленное бездействие предупреждения, в с связи с этим суд полагает необходимым изменить вынесенное постановление в части назначенного ФИО1 наказания с административного штрафа на предупреждение, при этом оснований для отмены либо изменения постановления в остальной части не имеется.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении от 04.09.2020 № вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Сосногорска по пожарному надзору ФИО3, о привлечении руководителя АМР «Сосногорск» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 с.20.4 КоАП РФ изменить:
- исключить из описательно – мотивировочной части постановления ссылку на СНиП 2.04.02-84*, нарушения отраженные в п. 14, п. 15 постановления;
- изменить наказание, назначенное постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Сосногорска по пожарному надзору от 04.09.2020 № в отношении ФИО1 в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей на предупреждение.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Разъяснить ФИО1 что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья А.П.Милюшене