ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-88/2022 от 19.04.2022 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 12-88/2022

36RS0005-01-2022-000772-12

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2022 года г.Воронеж

Судья Советского районного суда г.Воронежа Бородовицына Е.М., (<...>),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Экотехнологии» на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 №35/КН/2022 от 04.02.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 №220/КН/2021 от 06.08.2021г. АО «Экотехнологии» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере 120 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Воронежа по делу № 12-351/2021 от 08.12.2021г. постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 №220/КН/2021 от 06.08.2021г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от 04.02.2022г. АО «Экотехнологии» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Экотехнологии» обратилось в Советский районный суд г. Воронежа с жалобой, в которой просило признать незаконным вышеуказанное постановление, прекратить производство по делу, указав следующие основания. В оспариваемом постановлении указано, что имеет место несоответствие информации, приведенной в приложении «В» к ТСОО, сведениям о сборе и транспортировании ТКО, указанным в приложениях к договорам с операторами по обращению с ТКО. Исходя из этого, управление пришло к выводу, что сбор ТКО из мест накопления, не указанных в территориальной схеме, является нарушением схемы потоков отходов и несоблюдением требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Вместе с тем, действующее законодательство такого запрета не содержит, в нем прямо установлено, что региональный оператор обязан вывозить ТКО со всех мест накопления ТКО, находящихся в зоне его деятельности и не содержит исключения в части мест накопления ТКО, не указанных в территориальной схеме по обращению с отходами. Кроме того, наличие события правонарушения не установлено, так как в постановлении не указано, с какого конкретно места (или мест) накопления ТКО, не указанного в территориальной схеме, кем и когда осуществлен вывоз ТКО. Относительно вывода о том, что АО «Экотехнологии» нарушило схему потоков ТКО, поскольку информация о количестве образующихся ТКО в территориальной схеме указана в тоннах, а в договорах на транспортирование ТКО, заключенных АО «Экотехнологии» с операторами на траспортирование – в куб.м., заявитель полагает, что Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016г. №505 закреплено право регионального оператора осуществлять их коммерческий учет, исходя из количественных показателей, выраженных в куб.м. Кроме того, приказом департамента ЖКХ и энергетики ВО от 12.04.2018г. №78 «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера» установлены нормативы накопления как в показателях массы, так и в показателях объема, что позволяет их сопоставить между собой. Таким образом, управлением не было установлено ни одного нарушения требований действующего законодательства, которое могло бы квалифицироваться по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует состав правонарушения.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены их права и обязанности.

Заявлений об отводе, самоотводе не поступило.

Оглашена жалоба АО «Экотехнологии» на постановление по делу об административном правонарушении №35/КН/2022 от 04.02.2022г.

В судебном заседании представитель АО «Экотехнологии» по доверенности ФИО2 поддержал доводы жалобы, суду пояснил, что общество вывозит ТКО с большего количества контейнерных площадок, чем предусмотрено схемой, а вносить изменения в территориальную схему обращения с отходами должны органы местного самоуправления. В Постановлении Правительства РФ от 03.06.2016г. №505 предусмотрен расчет количества вывозимых ТКО в м3, а также имеется формула его перевода из объема в массу. Возможность взвесить контейнеры при их отгрузке у общества отсутствует, при заключении договоров оно руководствуется объемом контейнеров – 85 м3, отходы взвешиваются впоследствии на полигоне.

Должностное лицо, вынесшее постановление, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 с доводами жалобы не согласилась, суду пояснила, что нарушения заключаются в том, что количество контейнерных площадок, указанных в договорах на вывоз ТКО, не соответствует количеству, указанному в ТСОО, установлено это было при проверке документов, на место нахождения контейнерных площадок не выезжали. Также дополнила, что у управления отсутствует возможность проверить соответствие объема вывозимых ТКО их массе, предусмотренной территориальной схемой, так как у них нет сведений о средней плотности отходов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу АО «Экотехнологии», судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.1,2 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ч.1,3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1,3 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя в том числе: данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Исходя из ч. 1,2,10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами). Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно положениям Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из оспариваемого постановления, при проведении плановой выездной проверки 13.07.2021г. в 16:00 час. в отношении АО «Экотехнологии» установлено, что имеет место несоответствие информации, приведенной в приложении «В» к ТСОО «Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Воронежской области», сведениям о сборе и транспортировании ТКО, осуществляемым операторами по обращению с отходами ООО «Благоустройство», ООО «ЭкоУниверсал», ООО «Эко-Сфера» и ООО «Эко-Парк» на основании договоров с АО «Экотехнологии»: - в приложении №1 к договору с ООО «Благоустройство» от 21.12.2018г. №1/19 на сбор и транспортирование ТКО до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на объектах, включенных в ТСОО, приведены сведения о сборе ТКО с 374 контейнерных площадок на территории г.о. г. Нововоронеж. В приложении «В» к ТСОО приведена информация о наличии на территории г.о. г. Нововоронеж 68 контейнерных площадок; - в приложении №1 к договору с ООО «Эко-Парк» от 04.10.2017г. на сбор и транспортирование ТКО до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на объектах, включенных в ТСОО, приведены сведения о сборе ТКО с 54 контейнерных площадок на территории Новоусманского муниципального района. В приложении «В» к ТСОО приведена информация о наличии на территории Новоусманского муниципального района 127 контейнерных площадок; - в приложении №1 к договору с ООО «Эко-Сфера» от 04.10.2017г. на сбор и транспортирование ТКО до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на объектах, включенных в ТСОО, приведены сведения о сборе ТКО с 344 контейнерных площадок на территории Семилукского муниципального района. В приложении «В» к ТСОО приведена информация о наличии на территории Новоусманского муниципального района 270 контейнерных площадок; - в приложении №1 к договору с ООО «ЭкоУниверсал» от 16.04.2018г. на сбор и транспортирование ТКО до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на объектах, включенных в ТСОО, приведены сведения о сборе ТКО с 141 контейнерных площадок на территории Рамонского муниципального района. В приложении «В» к ТСОО приведена информация о наличии на территории Рамонского муниципального района 445 контейнерных площадок. Таким образом, сбор ТКО из мест, не указанных в территориальной схеме, является нарушением схемы потоков отходов и несоблюдением требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Информация раздела 2.2.3 «Сведения о количестве образования ТКО по данным экспертной оценки» и таблицы 2.24 «Сведения о количестве образующихся ТКО по данным экспертной оценки (на 01.01.2021г.)», приведенная в ТСОО, не соответствует информации о количестве (объеме) ТКО, указанных в приложениях №1 к договорам АО «Экотехнологии» и операторов по обращению с отходами ООО «Благоустройство», ООО «ЭкоУниверсал», ООО «Эко-Сфера» и ООО «Эко-Парк» на сбор и транспортирование ТКО на территории Воронежского межмуниципального кластера, поскольку указанные сведения в договорах приведены в м3, а в ТСОО – в тоннах. Указанные расхождения не позволяют оценить соблюдение АО «Экотехнологии» схемы потоков отходов ТСОО в части количества образующихся отходов. В настоящее время нормативы накопления ТКО утверждены приказом департамента ЖКХ и энергетики ВО от 12.04.2018г. №78 «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера», при этом средняя плотность твердых коммунальных отходов не установлена, что не позволяет оценить количество принятых отходов из-за разности единиц измерения. Указанное также является нарушением схемы потоков отходов – отображения движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включающее в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов (л.д. 10-14,19-28,45-63).

Как видно из материалов дела, с территории г.о. г. Нововоронеж, Семилукского муниципального района АО «Экотехнологии» вывозится большее количество отходов, чем указано в ТСОО. При этом, ни из указанного постановления, ни из пояснений должностного лица не следует, какие именно требования в области охраны окружающей среды были в данном случае нарушены региональным оператором.

Кроме того, как следует из пояснений представителя привлекаемого лица, количество мест накопления ТКО указано в приложении к договорам на сбор и транспортирование ТКО исходя из их фактического наличия, в территориальной схеме обращения с отходами указано иное количество контейнерных площадок, поскольку данные площадки создаются органами местного самоуправления, которые впоследствии уведомляют об этом АО «Экотехнологии», в случае изменения количества контейнерных площадок, АО «Экотехнологии» заключаются дополнительные соглашения на вывоз ТКО.

Согласно п.п. 3,11,12 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

При этом при вынесении постановления данные обстоятельства не исследовались, фактическое количество мест накопления ТКО и факт вывоза или не вывоза с них АО «Экотехнологии» твердых коммунальных отходов не проверялись, что является объективной стороной правонарушения.

Также обжалуемым постановлением АО «Экотехнологии» вменено нарушение ТСОО, выразившееся в том, что сведения о количестве ТКО в территориальной схеме и в приложениях к договорам на сбор и транспортирование ТКО приведены в разных единицах измерения (тонны и куб.м.), а средняя плотность твердых коммунальных отходов не установлена, что не позволяет оценить соблюдение АО «Экотехнологии» территориальной схемы в этой части.

Однако этот вывод основан на неверном толковании закона.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.04.2018 N 78 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера, в том числе годовой норматив накопления в объемных показателях и годовой норматив по массе.

Таким образом, у Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора имелась возможность установить среднюю плотность ТКО и произвести расчет и сопоставление количества и объемов ТКО, содержащихся в территориальной схеме и представленных АО «Экотехнологии» договорах (переведение единиц измерения тонн в куб.метры), однако этого сделано не было, сведений о несоответствии указанных данных ни акт проверки, ни обжалуемое постановление не содержат.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, при привлечении АО «Экотехнологии» к административной ответственности не выяснено полно и объективно характер правонарушения и не доказаны обстоятельства виновности правонарушителя.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Вышеуказанные требования процессуального права в полной мере не соблюдены, выводы о виновности АО «Экотехнологии» в административном правонарушении сделаны без достаточных на то оснований, поэтому постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 04.02.2022г. подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 №35/КН/2022 от 04.02.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Экотехнологии» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, удовлетворив жалобу АО «Экотехнологии».

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.М. Бородовицына