ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-892/15 от 28.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

№ 12-892/2015

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об

административном правонарушении

г.Новосибирск 28 ноября 2017 года

Судья Ленинского районного суда г.Новосибирска Нестерова А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Баршенцева ФИО4 на постановление № 4171539516-05 от 15.09.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об использовании воздушного пространства в районах (приаэродромной территории) аэродромов Новосибирск (Толмачево), Новосибирск (Ельцовка) на территории Новосибирской области, в результате которой установлено, что 17.08.2017 г. Баршенцевым А. П. на территории базы отдыха «Пикниковый рай», расположенной в Ленинском районе г.Новосибирска по ул.Стартовая, 43/1, был осуществлен полет в воздушном пространстве класса «С» без разрешения на использование воздушного пространства.

22.08.2017 г. заместителем Новосибирского транспортного прокурора возбуждено дело об административном правонарушении.

15.09.2017 г. заместителем начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынесено постановление о привлечении Баршенцева А. П. к административной ответственности по ч.2 ст.11.4 КоАП РФ, назначен штраф в размере 3500 руб.

Баршенцев А. П. обратился с жалобой на вышеуказанное постановление, указав в обоснование, что признаками полета являются взлет и посадка, то есть отделение от земной поверхности и последующее возвращение на земную поверхность, при этом сам полет определен как движение с момента отделения от земной поверхности до момента возвращения на земную поверхность. Как следует из материалов дела, факт отделения аэростата от земной поверхности отсутствует, также не имело места движение аэростата, поскольку в материалах дела установлено, что все время проведения мероприятия аэростат находился над территорией базы отдыха «Пикниковый рай» и не нарушал верхних границ земельного участка, на котором находится указанная база отдыха.

Баршенцев А. П. – лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Новосибирский транспортный прокурор о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.

Представитель административного органа, должностным лицом которого вынесено обжалуемое постановление, ФИО5. в судебном заседании согласия с жалобой не выразил, представил письменные возражения за подписью врио начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об использовании воздушного пространства в районах (приаэродромной территории) аэродромов Новосибирск (Толмачево), Новосибирск (Ельцовка) на территории Новосибирской области, в результате которой установлено, что 17.08.2017 г. около 19 час. 40 мин. на территории базы отдыха «Пикниковый рай», расположенной в Ленинском районе г.Новосибирска по ул.Стартовая, 43/1, под управлением Баршенцева А. П. был осуществлен подъем на высоту около 30 метров теплового аэростата АХ-7 с нанесенным на нем регистрационным номером RA-1176G в воздушном пространстве класса «С» без разрешения на использование воздушного пространства. План полета воздушного судна Баршенцев А. П. в органы обслуживания воздушного движения не представлял, разрешение на выполнение подъема теплового аэростата не получал, подъем воздушного судна выполнялся Баршенцевым А. П. в отсутствие действующего пилотского свидетельства, дающего ему право на управление тепловым аэростатом, поскольку свидетельства пилота Баршенцев А. П. не получал.

Согласно ст.11 Воздушного кодекса РФ, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов).

Порядок использования воздушного пространства определен в ст.16 Воздушного кодекса РФ и Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 (далее по тексту – ФП ИВП РФ).

Как следует из п.2 ст.11 Воздушного кодекса РФ, пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии с п.п.7, 8, 9 ФП ИВП РФ воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон полета 8100 м (эшелон полета 265), который относится к нижнему воздушному пространству.

Согласно ст.15 Воздушного кодекса РФ, структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства.

В силу п.9 ФП ИВП РФ, границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации.

В соответствии с п.2 ст.18 Воздушного кодекса РФ пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (ФП ИВП РФ), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом РФ и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г.Чикаго 07.12.1944 г., устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Согласно п.5 ФП ИВП РФ, данные Федеральные правила обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).

В соответствии с п.10 ФП ИВП РФ воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется на классы А, С, G, при этом в воздушном пространстве класса «С» разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных п.114 настоящих Федеральных правил.

Как следует из п.49 ФП ИВП РФ, авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Согласно п.113 ФП ИВП РФ, разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

В соответствии с п.53 ФП ИВП РФ использование воздушного пространства аэростатами и дирижаблями в воздушном пространстве классов «А» и «С» осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Кроме того, Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31.03.2002 г. № 136/42/51, определены основные применяемые понятия, в частности, пп.14 п.7 данного документа устанавливает, что взлет аэростата – это движение аэростата в воздухе, при котором происходит увеличение высоты его полета, а из пп.65 п.7 следует, что полетом является движение воздушного судна с начала взлета до окончания посадки.

Исследовав совокупность собранных доказательств, являющихся относимыми, допустимыми, достаточными и достоверными, судья считает вину Баршенцева А. П. в совершении инкриминируемого деяния установленной.

Так, вина Баршенцева А. П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.4 КоАП РФ, подтверждается:

объяснениями Баршенцева А. П. от 17.08.2017 г., из которых следует, что он в настоящее время не является членом организации воздухоплавателей, 17.08.2017 г. осуществил спортивный подъем аэростата АХ-7, регистрационный номер RA-1176G, подъем осуществлялся на высоту около 25-30 м, длился 5-10 минут. При этом полагает, что полет не осуществлял, только произвел подъем аэростата, который был зафиксирован тросами к земле. Разрешение на использование воздушного пространства не запрашивал, поскольку не знает, где его запрашивать;

ответом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 17.08.2017 г., из которого следует, что в июле-августе 2017 г. не поступали планы на выполнение полетов аэростатов с территории базы отдыха «Пикниковый рай», планы на выполнение полетов аэростата АХ-7, регистрационный номер RA-1176G, в вышеуказанный период также не предоставлялись;

фотоматериалом, на котором зафиксировано нахождение аэростата в воздушном пространстве.

Как отмечалось выше, в соответствии с п.49 ФП ИВП РФ авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Согласно п.2 ст.1 Воздушного кодекса РФ, под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Земельный участок базы отдыха «Пикниковый рай» находится на территории Российской Федерации, следовательно, воздушное пространство над указанным земельным участком находится над территорией Российской Федерации.

Согласно пп.14 п.7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31.03.2002 г. № 136/42/51, взлетом аэростата признается движение аэростата в воздухе, при котором происходит увеличение высоты его полета.

Таким образом, доводы жалобы о том, что отсутствует сам факт отделения аэростата от земной поверхности, также не установлен факт движения аэростата, поскольку все время проведения мероприятия аэростат находился над территорией базы отдыха «Пикниковый рай» и не нарушал верхних границ земельного участка, на котором находится указанная база отдыха, являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что факт совершения Баршенцевым А. П. правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.4 КоАП РФ, вина указанного лица в совершении правонарушения доказаны, нарушения порядка привлечения к административной ответственности не установлено, административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.11.4 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление № 4171539516-05 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.4 КоАП РФ, вынесенное 15.09.2017 г. заместителем начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в отношении Баршенцева ФИО7 оставить без изменения, жалобу Баршенцева ФИО6 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья (подпись) А. В. Нестерова

Подлинник решения находится в деле об административном правонарушении № 12-892/2017 Ленинского районного суда г.Новосибирска.