ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-893/2022 от 30.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2022-006495-84

Дело № 12-893/2022

Р Е Ш Е Н И Е

30 августа 2022 года г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г.Оренбурга Месяц О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием:

старшего помощника Оренбургской транспортной прокуратуры - Чадовой О.Г.,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – Блинова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности транспортного прокурора на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... от 09.06.2022г. №056/04/7.32.3-272/2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ в отношении начальника материально-технического снабжения ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» Пучкиной Ольги Михайловны,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением №... от 09.06.2022 г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее Оренбургское УФАС России по Оренбургской области) ... прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ в отношении начальника материально-технического снабжения ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» (далее ГАУЗ «ООКБ») Пучкиной О.М. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, исполняющий обязанности транспортного прокурора обратился в Ленинский районный суд г.Оренбурга с протестом на вышеуказанное постановление, в котором просит постановление отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. Протест мотивирован тем, что при проведении спорной закупки ГАУЗ «ООКБ» необходимо было руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку ГАУЗ «ООКБ» фактически исполнило функции органа государственной власти субъекта РФ в лице Министерства здравоохранения Оренбургской области с использованием выделенных бюджетных средств. Считает, что Пучкина О.М., являющаяся начальником материально-технического снабжения ГАУЗ «ООКБ», в обязанности которой входит участие в подготовке плана закупок на год, размещение в единой информационной системе извещений о закупках и их осуществление для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является надлежащим субъектом административного правонарушения.

Лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Пучкина О.М. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.

В судебном заседании старший помощник Оренбургской транспортной прокуратуры - Чадова О.Г., требования протеста поддержала, просила постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Представитель Оренбургского УФАС России по Оренбургской области действующий на основании доверенности Блинов И.В., возражал против удовлетворения протеста, ссылалась на законность принятого постановления.

Выслушав участников процесса, изучив протест, исследовав представленный материал, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

В соответствии с положениями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что Оренбургской транспортной прокуратурой в период с 14.02.2022 г. по 11.03.2022 г. проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства, о публичных закупках при реализации мероприятий национальных проектов, федеральных целевых и государственных программ субъекта Российской Федерации в сфере транспорта в части обеспечения скорой медицинской помощи, медицинской эвакуации с использованием санитарной авиации в отношении ГБУЗ «ООКБ».

Согласно п.п. 1.2, 1.5, 2.1, 2.2 устава ГАУЗ «ООКБ», утвержденного распоряжением министерства здравоохранения Оренбургской области от 29.12.2020 г. №..., учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализаций полномочий Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан; учредителем и собственником имущества Учреждения является Оренбургская область; функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляет министерство здравоохранения Оренбургской области. Основной целью деятельности Учреждения является реализация полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан в части оказания первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет медицинскую деятельность – основной вид деятельности.

Проверкой установлено, что распоряжением Министерства здравоохранения Оренбургской области от 22.01.2022г. утверждено государственное задание на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов ГАУЗ «ООКД», в том числе на оказание государственной услуги (860000О.99.АД61АА05001): скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи (включая эвакуацию), не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, получателем которой являются физические лица, отдельные категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации.

02.02.2022 г. между Министерством здравоохранения Оренбургской области и ГАУЗ «ООКБ» заключено соглашение №... о предоставлении из бюджета Оренбургской области субсидии в соответствии с абз.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п.п. 1.1, 2.2, 6.4 соглашения предметом является предоставление в 2022 году учреждению субсидии из средств областного бюджета, источником формирования которых, в том числе, являются средства федерального бюджета, поступающие в виде межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, в целях достижения результата федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», посредством реализации мероприятий по закупке авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) в размере 125554300 рублей.

По результатам электронного аукциона, объявленного извещением №... от 24.12.2021 г., 24.01.2022 г. между ГАУЗ «ООКБ» и АО «Национальная служба санитарной авиации» заключен договор на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Оренбургской области и других регионов РФ. Цена договора составила ... рублей.

Договор заключен в рамках положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Из содержания соглашения от 02.02.2022 г. о предоставлении субсидии и договора от 24.01.2022 г. на выполнение авиационных работ следует, что закупка производилась для реализации мероприятий, предусмотренных соответствующим федеральным проектом в составе национального проекта «Здравоохранение», а не для собственных нужд Учреждения.

Таким образом, судья соглашается с доводами заявителя протеста о том, что ГБУЗ «ООКД» в нарушение Федерального закона №44-ФЗ, была осуществлена закупочная деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений.

Указанные нарушения нашли отражение в справке о результатах проверки в ГБУЗ «ООКД» от 09.03.2022 г.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 11.03.2022 г. заместителем Оренбургского транспортного прокурора дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника материально-технического снабжения ГАУЗ «ООКБ» Пучкиной О.М.

По результатам рассмотрения постановления от 11.03.2022 г. заместителя прокурора Оренбургского транспортного прокурора, 09.06.2022 г. принято оспариваемое постановление, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника материально-технического снабжения ГАУЗ «ООКБ» Пучкиной О.М. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Прекращая производство по делу должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что предметом закупки (извещение №...) не является осуществление капитальных вложений либо бюджетных инвестиций в объекты государственной, муниципальной собственности, капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность.

Вместе с тем, с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Медицинская эвакуация включает в себя:

1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;

2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта. (ч.ч.1, 2, 4, 5 ст.35 Закона №323-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", осуществляющая закупку авиационных работ с целью оказания медицинской помощи в рамках реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение", посредством закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) представлены в приложении N 3 постановления правительства РФ от 26.12.2017 г. №1640.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон №ФЗ-44) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок) (часть 1 статьи 1).

В соответствии с ч.11 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ совместно с приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства здравоохранения транспорта РФ от 30.05.2019 г. №163/342н утвержден типовой контракт на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации и информационная карта типового контракта на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории РФ, размещенные в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Согласно п.21 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 4 части 1 статьи 16 Закона Оренбургской области от 30.08.2012 N 1066/310-V-ОЗ "Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области", определяет порядок оказания гражданам Российской Федерации, проживающих в Оренбургской области, отдельных видов бесплатной медицинской помощи. Правительством Оренбургской области определяются порядок организации и условия оказания следующих видов медицинской помощи и мероприятий, в том числе, скорой, скорой специализированной, медицинской помощи и мероприятий по санитарно-авиационной эвакуации и санитарной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2021 г. №1314-пп утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 годов, предусматривающая при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости медицинскую эвакуацию.

В целях достижения результатов национального проекта «Здравоохранение», регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» государственной программы «Развитие здравоохранения Оренбургской области» разработана Стратегия развития санитарной авиации в Оренбургской области до 2024 года, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 16.07.2019 г. №525-пп.

Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 N 184-ук утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Оренбургской области".

Министерство здравоохранения Оренбургской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. (п.2 Положения).

Непосредственным исполнителем основных задач стратегии – оказание экстренно-консультативной помощи, выполнение медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, больных и пострадавших из районов в многопрофильные больницы областного центра, транспортировка тяжелых больных в сопровождении медицинских бригад в специализированные центры, на долечивание в медицинские организации по месту жительства, определено отделение экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (ЭКП и МЭ) – подразделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Оренбургская областная клиническая больница» (ГБУЗ «ООКБ»).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2020 г. №1264-пп ГБУЗ «ООКБ» изменен на автономный.

На основании ч.1 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи. (ч.7 ст.2 Закона №174-ФЗ).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. (ч.ч.1, 2, 2.1 ст.4 Закон №174-ФЗ).

Анализируя вышеприведённые нормы закона, учитывая, что мероприятия по оказанию скорой, скорой специализированной медицинской помощи, в том числе санитарно-авиационной эвакуации, осуществляются бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета, суд приходит к выводу, что в данном случае заключение вышеуказанного договора должно было осуществляться на конкурсной основе в соответствии с положениями Закона №44-ФЗ, поскольку государственное задание, от исполнение которого учреждение не вправе отказаться, обеспечивает публичные интересы и удовлетворение государственных нужд, а не нужд ГАУЗ «ООКБ», и финансируется за счет бюджетных средств.

Целями регулирования Закона №223-ФЗ являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц, в том числе автономных учреждений, в товарах, работах, услугах. Закон №223-ФЗ применим в том случае, когда закупка осуществляется для нужд самих поименованных в данном законе юридических лиц, в том числе автономных учреждений.

Данные выводы подтверждаются также распоряжением Правительства РФ от 10.12.2020 г. №3286-р об определении единственным исполнителем авиационных работ на 2020-2022 годы АО «Национальная служба санитарной авиации», где указано, что медицинские организации подведомственные органам государственной власти субъектов РФ для обеспечения государственных нужд закупок авиационных работ должны заключать исключительно государственные контракты.

Таким образом, ... договор от 24.01.2022 г. на авиационные работы с АО «Национальная служба санитарной авиации» заключен без соблюдения требований, предусмотренных Законом №44-ФЗ.

Исходя из смысла положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В части касающегося вывода должностного лица о ненадлежащем субъекте административного правонарушения, административный орган пришел к верному выводу об отсутствии в действиях начальника материально-технического снабжения ГАУЗ «ООКБ» Пучкиной О.М. состава административного правонарушения, учитывая, что решение о проведении процедуры закупки товаров работ, услуг и способе проведения принимается руководителем учреждения, что следует из п.5.1 Положения о комиссии по проведению закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ «ООКБ». План закупки товаров, работ, услуг ГАУЗ «ООКБ» на период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. утверждён главным врачом ГАУЗ «ООКБ».

Доказательств, свидетельствующих о наделении начальника материально-технического снабжения ГАУЗ «ООКБ» Пучкиной О.М. полномочиями по определению способов проводимых закупок, материалы дела не содержат.

Таким образом, постановление №... от 09.06.2022 г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ в отношении начальника материально-технического снабжения ГАУЗ «ООКБ» Пучкиной О.М. по основаниям, предусмотренном п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, является законным и обоснованным.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление №... от 09.06.2022 г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ в отношении начальника материально-технического снабжения ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» Пучкиной Ольги Михайловны, по основаниям предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, а протест исполняющего обязанности Оренбургского транспортного прокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: подпись О.К. Месяц