ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-896/2021 от 27.05.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-896/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Якутск 27 мая 2021 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Холмогорова Л.И., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 по доверенности ФИО2, на постановление мирового судьи судебного участка №42 г. Якутска от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ФИО1, на момент совершения правонарушения министра образования и науки Республики Саха (Якутия),

установил:

20 апреля 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка №42 г. Якутска должностное лицо – ФИО1, на момент совершения правонарушения министр образования и науки Республики Саха (Якутия), привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить по малозначительности административного правонарушения, мотивируя тем, что общественно-опасных последствий, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов в результате его действий не наступило, превышения лимитов бюджетных обязательств за 2019 г. не допущено, а также то, что Гарантийное письмо от 26.08.2019 г. об оформлении авиабилетов и о своевременной их оплате было подписано им только после согласования с Председателем Правительства РС (Я) С. 19.07.2019 г. и дачи соответствующего поручения Минфину РС(Я).

В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1, его представитель, не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.

Представители Счетной палаты РС (Я) по доверенности ФИО3, главный инспектор отдела контроля расходов бюджета на государственные вопросы ФИО4 просили постановление оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Суд, выслушав пояснения представителей Счетной палаты РС (Я), изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные обязательства определены как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а также предусмотрено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета.

В силу ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

На основании п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Пунктом 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено данным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (первый абзац названного пункта).

В соответствии с п. п. 1, 2 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

В силу п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, что 25.02.2021 года главным инспектором отдела контроля расходов бюджета на государственные вопросы ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении бывшего министра образования ФИО1, согласно которого Счетной палатой РС(Я) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета РС(Я), направленных на реализацию подпрограммы «Отдых детей и их оздоровление» государственных программ Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года» и «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы и на плановый период до 2026 года» (параллельное с МКСО)». В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 162 и ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ Минобрнауки РС(Я) приняты бюджетные обязательства, превышающие утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств на 922 600,00 рублей, что является нарушением порядка принятия бюджетных обязательств. Минобрнауки РС(Я) направил гарантийное письмо в адрес АО «АК «Якутия» с просьбой оформить билеты на 88 детей и 10 лиц их сопровождающих по маршрутам Якутск-Анапа, Москва-Якутск и Якутск- Сочи-Якутск и гарантирует полную и своевременную оплату билетов ГАУ ДО РС(Я) «ЦОиОД Сосновый бор» в срок до 10.11.2019, что подтверждается также письмом АО «АК «Якутия» от 09.11.2020 в адрес Счетной палаты РС(Я). На основании гарантийного письма АО «АК «Якутия» фактически оказало услуги в сентябре 2019, (акты оказанных услуг: от 01.11.2019 с агентскими сборами на сумму 407400,00 руб., от 01.11.2019 с агентскими сборами на сумму 515200,00 руб.). Сводной бюджетной росписью по состоянию на 28.08.2019 Минобрнауки РС(Я) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на оплату проездных расходов, связанных с участием во Всероссийском этапе спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» не доводились и были утверждены только в ноябре 2019 года, что подтверждается уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на текущий 2019 финансовый год от 20.11.2019 и изменениями показателей бюджетной сметы на 2019 г. от 22.11.2019 № - 2 069 616,26 руб.). Минобрнауки РС(Я) на основании дополнительного соглашения от 28.11.2019 к соглашению о предоставлений целевой субсидии от 09.01.2019 платежным поручением от 17.12.2019 на сумму 2 069 616,26 рублей перечислена субсидия ГАУ РС(Я) «ЦОиОД Сосновый бор» на оплату проездных расходов, связанных с участием во Всероссийском этапе спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». В рамках указанного соглашения ГАУ РС(Я) «ЦОиОД Сосновый бор» заключает 2 договора от 12.12.2019 с АО «АК «Якутия» через 41 день после подписания актов оказанных услуг от 01.11.2019 и , т.е. по факту оказанных услуг в сентябре 2019 г. по гарантийному письму. Оплата по указанным договорам произведена платёжными поручениями от 20.12.2019 на сумму 515 200,00 руб., от 20.12.2019 на сумму 407 400,00 руб. Данное правонарушение квалифицировано по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

ФИО1 назначен министром образования и науки РС(Я) Указом Главы PC (Я) от 08.11.2018 .

Указом Главы PC (Я) от 30.04.2020 ФИО1 освобожден от должности министра образования и науки Республики Саха (Якутия) в связи с переходом на другую работу.

Гарантийное письма Минобрнауки РС(Я) (входящий номер АО «АК «Якутия» от 28.08.2019) подписано министром образования и науки PC (Я) ФИО1

Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций (пункт 5.1. Положения о Министерстве образования и науки PC (Я), утвержденного Указом Главы PC (Я) от 31.01.2017 ).

Таким образом, судом установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом – министром образования и науки РС (Я), в нарушение п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ принял бюджетные обязательства, превышающие утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств на 922 600,00 рублей, что является нарушением порядка принятия бюджетных обязательств, то есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и доказанности вины ФИО1 в его совершении. Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, мировым судьей установлены верно, полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден. Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в жалобе, суд считает не состоятельными, поскольку указанные доводы не влекут отмену состоявшегося по делу постановления, в связи с чем, жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Согласно п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере соблюдения требований бюджетного законодательства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за принятие бюджетных обязательств, к исполнению своих обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление мирового судьи судебного участка №42 г. Якутска от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ФИО1, на момент совершения правонарушения министра образования и науки Республики Саха (Якутия) – оставить без изменения, жалобу на данное постановление – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

Судья Л.И. Холмогорова