ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-897/19 от 13.05.2019 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-897/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 13 мая 2019 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Кудрявцева А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 26.02.2019 № 06-06-02-14/21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя руководителя контрактной службы государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» ФИО1,

с участием заявителя ФИО1, представителя первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 – по доверенности ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№... заместитель руководителя контрактной службы государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что при формировании закупки на поставку мебели (реестровый номер позиции а закупок, присвоенный в ЕИС от 29.03.2018 201803292000056001000048) в разделе "Сведения о нормативно-правовых актах, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий соответствующих органов" указать приказ управления делами администрации Волгоградской области от 28.03.2018 № 138 "Об утверждении требований к закупаемым управлением делами Администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственным казенным учреждением Волгоградской области "Дирекция по обеспечению деятельности Общественной палаты Волгоградской области и института уполномоченных в Волгоградской области", государственным казенным учреждением Волгоградской области "Общепит 1", государственным казенным учреждением Волгоградской области "Дирекция по материально-техническому и хозяйственному обеспечению администрации Волгоградской области", государственным бюджетным учреждением Волгоградской области "Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области" отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), включающих перечень отдельных товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)" не представлялось возможным, так как данный Приказ был получен Учреждением и ФИО1 только 03.04.2018, то есть после публикации в ЕИС плана. При формировании последующих форм обоснования к планам закупок (версии 10-54) изменений в раздел «Сведения о нормативно-правовых актах, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий соответствующих органов» по данной закупке не вносилось. При формировании закупки на поставку мебели (реестровый номер позиции плана закупок, присвоенный в ЕИС от 28.04.2018 201803292000056001000054) Приказ не был указан в разделе "Сведения о нормативно-правовых актах, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий соответствующих органов". Однако, при формировании технического задания к указанным закупкам Учреждение руководствовалось требованиями к потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам, утвержденным Приказом. Отсутствие в формах планов закупок ссылки на Приказ при осуществлении 2-х закупок мебели по контрактам 0218/18 и 0187/18 не привело к нарушению требований данного Приказа и причинению какого-либо ущерба Учреждению и бюджету Волгоградской области, а также не привело к неисполнению данных контрактов, в связи с чем, заявитель полагает возможным признать правонарушение малозначительным, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ, считает назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. несоразмерным тяжести совершенного правонарушения.

В судебное заседание заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.

Представитель первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 – ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения жалобы, просил отказать.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав административный материал, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в частности, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки).

Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Статьей 18 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555 утвержден указанный Порядок, в том числе Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому обоснование закупок осуществляется заказчиками при формировании и утверждении: планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд; планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Пунктами 2,3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ определено, что при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 данного Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок; планов-графиков.

Согласно частям 8, 9 статьи 17 Закона № 44-ФЗ план закупок формируется бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансовохозяйственной деятельности бюджетного учреждения, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 14.09.2015 № 533-п утвержден порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области.

Частью 4 Порядка формирования № 533-п определено, что планы закупок формируются заказчиками, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, на очередной финансовый год и на плановый период по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг».

При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план закупок. В обосновании заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в т.ч. наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятые согласно статье 19 Закона № 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.

Из материалов дела усматривается, что комитетом финансов Волгоградской области проведена плановая камеральная проверка соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области в соответствии с пунктом 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в государственном бюджетном учреждении Волгоградской области «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» в части исполнения государственных контрактов от 09.06.2018 № 0218/18, заключенного с ООО «Офис проект», от 09.06.2018 № 0187/18, заключенного с ООО «КАПИТАЛ» и от 24.12.2018 № 0541/18, заключенного с ООО «Производственная организация «ПромСтройРеставрация».

В результате проверки установлено нарушение ГБУ ВО «Исполнительная дирекция» постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении Порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования», что отражено в акте проверки от 29.01.2019.

В соответствии с информацией из ЕИС с сайта zakupki.gov.ru информация об осуществлении закупки с идентификационным кодом закупки (далее ИКЗ) 182344408989534440100100780000000000 (поставка мебели) на сумму 9941,4 тыс. рублей и ИКЗ 182344408989534440100100840000000000 (поставка мебели) на сумму 1976,5 тыс. рублей включены в план закупок учреждения на 2018 год соответственно 29.03.2018 года (версия 9) и 28.04.2018 года (версия 16).

Обоснованием внесенных изменений по закупкам мебели с вышеназванными ИКЗ 182344408989534440100100780000000000 и 182344408989534440100100840000000000 является: «Иные случаи, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок».

В формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок к планам закупок (версии 9, 16) обоснованиями соответствия объекта закупки мероприятиям государственной программ, функциям, полномочиям и (или) международному договору указано «Выполнение работ, оказание услуг в соответствии с государственным заданием».

В форме обоснования закупок товаров, работ, услуг при формировании и утверждении планов закупок к планам закупок (версии 9 и 16) в графе 7 не указано полное наименование, дата принятия и номер утвержденного в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ нормативного правового акта, устанавливающего требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений.

При этом, в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ актом о нормировании является приказ управления делами Администрации Волгоградской области от 28.03.2018 № 138 «Об утверждении требований к закупаемым управлением делами Администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция по обеспечению деятельности Общественной палаты Волгоградской области и института уполномоченных в Волгоградской области», государственным казенным учреждением Волгоградской области «Общепит - 1», государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция по материально-техническому и хозяйственному обеспечению Администрации Волгоградской области», государственным бюджетным учреждением Волгоградской области «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), включающих перечень отдельных товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)».

Согласно представленной окончательной форме обоснования вышеназванных закупок на 2018 год к плану закупок (версия 54, утверждена и размещена в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru 24.12.2018 года) в нарушении постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении Порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» отсутствует ссылка на приказ управления делами Администрации Волгоградской области от 28.03.2018 № 138 при закупке мебели с ИКЗ 182344408989534440100100780000000000 и с ИКЗ 182344408989534440100100840000000000, которые включены в вышеназванный Перечень.

Таким образом, ГБУ ВО «Исполнительная дирекция» в 2018 году не соблюдены требования к форме обоснования закупок - в окончательной версии плана закупок с формой обоснования закупок (версия 54), утвержденной и размещенной в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru 24.12.2018 года по двум вышеназванным закупкам отсутствует соответствующая достоверная информация.

Ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) предусмотрена ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с Примечанием к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.29 - 7.32, ч.ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст.ст. 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Как усматривается из материалов дела, приказом генерального директора учреждения от 16.02.2015 № 16 внесены изменения в Положение о контрактной службе в учреждении и в состав данной службы, численность которой составила 6 человек (руководитель службы, его заместитель и 4 работника службы). Данным приказом утверждены должностные обязанности руководителя и каждого работника контрактной службы ГБУ ВО «Исполнительная дирекция».

В соответствии с вышеназванными должностными обязанностями заместитель руководителя контрактной службы ГБУ ВО «Исполнительная дирекция» при планировании закупок организует разработку плана закупок, подготовку изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе в сфере закупок или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, указания услуг плана закупок и внесенных в него изменений; участвует в обосновании закупки при формировании плана закупок и организует утверждении плана закупок.

В соответствии с приказом генерального директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция» от 18.07.2016 № 142 в состав контрактной службы учреждения и в Положение о контрактной службе учреждения внесено изменение: заместителем руководителя контрактной службы ГБУ ВО «Исполнительная дирекция» назначена ФИО1

Таким образом, ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается, что основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило не соблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок

26.02.2019 первым заместителем председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым заместитель руководителя контрактной службы государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Согласно положению ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие ли отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях основанием для отмены постановления являются существенное нарушение норм процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, как того требуют нормы ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что деяние заместителя руководителя контрактной службы государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» ФИО1 содержит состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела административным органом рассмотрен вопрос о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения.

Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в редакции постановлений Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 25.05.2006г., № 23 от 11.11.2008г.), если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ФИО1 к исполнению своих обязанностей, не соблюдению требований к форме обоснования закупок, что противоречит принципу открытости и гласности, предусмотренного ст. 7 Закона № 44-ФЗ

Как административным органом, так и судьей не установлено каких- либо исключительных обстоятельств позволяющих признать правонарушение малозначительным.

С учетом приведенных лицом, привлекаемым к административной ответственности, доводов, установленных по делу фактических обстоятельств, судья приходит к выводу о том, действия ФИО1 квалифицированы верно, наказание назначено в пределах санкции предусмотренной ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений способных повлечь отмену постановления не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 26.02.2019 № 06-06-02-14/21, в соответствии с которым заместитель руководителя контрактной службы государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без изменения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.Г.Кудрявцева