ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-898/19 от 16.08.2019 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

16 августа 2019 года г. Краснодар

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Прибылова А.А.,

представителя заинтересованного лица Уланова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Робакидзе Владимира Ивановича на постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Шуляк С.Ю. от 30.04.2019 о назначении административного наказания в отношении начальника договорного отдела АО «Краснодаргоргаз» Робакидзе Владимира Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Шуляк С.Ю. от 30.04.2019 начальник договорного отдела АО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И. признан виновным в нарушении стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и форм ее предоставления.

Его действия квалифицированы по ч. 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Робакидзе В.И. обратился с жалобой на постановление от 30.04.2019, просит его отменить, поскольку административным органом не правильны применены нормы права, не установлена и не доказана его вина в совершенном административном правонарушения.

В судебное заседание Робакидзе В.И. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представитель заинтересованного лица - региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края по доверенности Уланов Р.А. просил в удовлетворении жалобы отказать. В обоснование представил письменные возражения.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса.

Объектом данного правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.

Объективная сторона состоит как в действии, так и бездействии. Так, противоправные действия могут включать: непредоставление сведений о своей деятельности; предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности; неопубликование сведений о своей деятельности; опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности; нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.

Необходимо учитывать, что предоставление (раскрытие) информации указанными субъектами должно быть установлено в качестве обязанности действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности.

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством РФ, путем ее опубликования в СМИ, включая Интернет, и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Необходимо учитывать, что предоставление (раскрытие) информации указанными субъектами должно быть установлено в качестве обязанности действующим законодательством РФ.

Пунктом 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к естественной монополии относятся услуги по транспортировке газа по трубопроводам. Лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с пунктами 3 и 6 Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 872, (далее - Стандарты раскрытия информации) субъектами естественных монополий информация раскрывается, в том числе путем предоставления на безвозмездной основе по письменным запросам потребителей услуг по транспортировке газа по трубопроводам, в том числе в электронном виде (далее соответственно - запросы, потребители); субъекты естественных монополий не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса предоставляют потребителю информацию согласно избранному потребителем способу ее получения.

Судом установлено, что АО «Краснодаргоргаз» оказывает услуги по транспортировке газа по трубопроводам на территории города Краснодара. Соответственно, данная организация является субъектом естественной монополии и должна выполнять требования Стандартов раскрытия информации.

19.10.2018 в АО «Краснодаргоргаз» поступило письмо от гражданина Быкова В.А. из г. Краснодара (далее - Заявитель), зарегистрированное под № 15/12294, с просьбой предоставить ему информацию в соответствии с пунктами 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 Стандартов раскрытия. Письмо заявителя удовлетворяло условиям пункта 5 Стандартов раскрытия, в том числе содержало сведения о способе получения запрашиваемой информации (посредством почтового отправления, с указанием почтового адреса: абонентский ящик № 6642. почтовое отделение № 23, Крылатая ул., д.2, г. Краснодар, 350023).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Стандартов раскрытия, субъектами естественных монополий информация, подлежащая свободному доступу, в том числе раскрывается путем предоставления на безвозмездной основе по письменным запросам потребителей услуг по транспортировке газа по трубопроводам.

При этом пунктом 6 Стандартов раскрытия предусмотрено, что субъекты естественных монополий не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса предоставляют потребителю информацию согласно избранному потребителем способу ее получения.

Однако АО «Краснодаргоргаз» был направлен ответ на запрос заявителя от 07.11.2018 № 16/6513 на некорректный почтовый адрес: с<адрес>.

Далее заявитель повторно обратился в АО «Краснодаргоргаз» (письмо от 13.11.2018. зарегистрированное под № 15/139931) с заявлением о том, что информация, раскрываемая субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам в сфере оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, им не была получена.

АО «Краснодаргоргаз» был подготовлен ответ на повторное обращение гражданина Быкова В.А. от 03.12.2018 № 16/7208 с указанием источника получения запрашиваемой информации на официальном сайте АО «Краснодаргоргаз». Указанный ответ был вручен заявителю лично 03.12.2018.

Таким образом, в нарушение пункта 6 Стандартов раскрытия информации АО «Краснодаргоргаз» не предоставило Быкову В.А. информацию, подлежащую свободному доступу, раскрываемую субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в установленные законодательством Российской Федерации сроки и согласно избранному заявителем способу ее получения, чем нарушило порядок и срок, которые установлены Стандартами раскрытия информации.

Согласно положений п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Статьей 2.4 КоАП РФ определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 приказа генерального директора АО «Краснодаргоргаз» от 06.08.2018 № 199 ответственность за раскрытие информации в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации, в том числе путем предоставления на безвозмездной основе по письменным запросам потребителей услуг по транспортировке газа по трубопроводам, возложена на начальника договорного отдела АО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И.

Доводы Робакидзе В.И. о том, что гражданин Быков В.А. не является потребителем услуг по транспортировке газа, в связи с чем отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, был предметом рассмотрения должностным лицом, ему дана оценка.

Так, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» даны определения основных понятий, используемых в указанном Законе, в том числе дано определение понятия потребитель, которым является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Гражданин Быков В. А. в соответствии с материалами дела об административном правонарушении имел намерение осуществить подключение (технологическое присоединение) к газовым сетям АО «Краснодаргоргаз».

Соответственно, гражданин Быков В.А. имел намерение пользоваться услугами данной организации по транспортировке газа, в силу чего является потребителем услуг по транспортировке газа по трубопроводам.

Следовательно, в отношении запросов Быкова В.А. распространяются требования пунктов 3 и 6 Стандартов раскрытия информации.

Судом было установлено, начальник договорного отдела АО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И. наделен полномочиями, в соответствии с которыми должен обеспечить соблюдение АО «Краснодаргоргаз» утвержденных Стандартов раскрытия информации. Следовательно, Робакидзе В.И. не исполнена обязанность по обеспечению соблюдения АО «Краснодаргоргаз» требований Стандартов раскрытия информации.

Доказательств, подтверждающих принятие начальником договорного отдела АО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И. всех возможных мер по соблюдению законодательства, а также подтверждающих отсутствие реальной возможности для соблюдения требований Стандартов, как в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, так и при рассмотрении жалобы, не установлено.

Следовательно, должностным лицом, допустившим нарушение порядка и сроков, которые установлены Стандартами раскрытия информации, является начальник договорного отдела АО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И.

Допущенные должностным лицом – начальником договорного отдела АО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И. нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Робакидзе В.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

Административное наказание Робакидзе В.И. назначено в пределах санкции ч.1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

При назначении наказания принято во внимание отсутствие обстоятельств, смягчающих наказание, и отягчающих административную ответственность.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, судом не установлено.

Таким образом, заместителем руководителя региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Шуляк С.Ю. правильно дана оценка представленным доказательствам. Сделан верный вывод о совершении Робакидзе В.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Шуляк С.Ю. о назначении административного наказания от 30.04.2019 в отношении начальника договорного отдела АО «Краснодаргоргаз» Робакидзе Владимира Ивановича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 19.8.1КоАП РФ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 суток.

Судья