ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-898/2021 от 29.11.2021 Ленинскогого районного суда (Тульская область)

№12-898/2021

Р Е Ш Е Н И Е

29 ноября 2021 года п. Ленинский

Судья Ленинского районного суда Тульской области Горбатова Т.Е., рассмотрев жалобу начальника производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1 на постановление государственного инспектора Приокского управления Ростехнадзора ФИО2 от 28 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1,

установил:

постановлением государственного инспектора Приокского управления Ростехнадзора ФИО2 от 28 сентября 2021 года должностное лицо - начальник производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что указанные в постановлении нарушения в действительности не имели место быть, а именно: лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имеется в наличии, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1580 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 года №440» до 01.01.2022 допускается эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности без переоформления соответствующих лицензий; проведена экспертиза промышленной безопасности на здание котельной (рег. С-000589-2021 от ДД.ММ.ГГГГ); проведена экспертиза промышленной безопасности на газовое оборудование и внутренние газопроводы котельной с котлами (2шт) и (2 шт) (рег. от 21.01.2021); проведена экспертиза промышленной безопасности на газовое оборудование и внутренние газопроводы котельной с котлами (2 шт) и (2 шт) (рег от 21.01.2021); не представлен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием из-за отсутствия на 2021 год финансирования, направлено письмо о выделении средств (исх. от 06.10.2020); не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте из-за отсутствия финансирования на 2021 год, направлено письмо о выделении средств (исх от 06.10.2020); не были предусмотрены проектом системы технологических защит (автоматика безопасности) на газовых паровых и водогрейных котлах; установка системы технологических защит включена в капитальный ремонт котельной в 2022 год; после монтажа парового котла проведена техническая диагностика котла; проведены пуско-наладочные работы, которые проводились ООО «Энергостройпроект», после монтажа водогрейного котла КСВ-0,93 проведена техническая диагностика котла, проведены пуско-наладочные работы; сигнализаторы загазованности не были предусмотрены проектом, включены проект для установки при капитальном ремонте в 2022 году; проектная и исполнительная документация для замены газорегуляторных пунктов не требуется, так как новое шкафное оборудование соответствует параметрам снятого старого оборудования, после монтажа парового котла была проведена техническая диагностика котла, проведены пуско-наладочные работы «Энергостройпроект»; на нерабочем газовом оборудовании установлена глухая заглушка после отключающего устройства. Считает, что действовал в состоянии крайней необходимости, так как котельная обеспечивает тепловой энергией объекты социального назначения. Обращает внимание на то, что ранее был привлечен к административной ответственности за аналогичные правонарушения постановлением от 12.01.2021 года. Полагает, что административное правонарушение не повлекто каких-либо неблагоприятных последствий.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

Инспектор межрегионального отдела по котлонадзору и газовому надзору Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 пояснил, что в ходе проведения проверки было установлено, что должностное лицо производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ допустило нарушение требований промышленной безопасности. На момент проведения проверки должностным лицом не была предоставлена лицензия на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, однако постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1580 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 года №440» до 01.01.2022 допускается эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности без переоформления соответствующих лицензий. Кроме того, на момент проверки были установлены следующие нарушения: эксплуатирующей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» не проведены организационно-технические мероприятия по установлению предельного срока дальнейшей эксплуатации кирпичного здания котельной; эксплуатирующей организацией не проведены организационно-технические мероприятия по установлению предельного срока дальнейшей эксплуатации технических устройств сети газопотребления, а именно газовых паровых и водогрейных котлов; эксплуатирующей организацией не проведено техническое диагностирование наружного и внутреннего газопровода для установления продолжительности его эксплуатации. Должностным лицом после проведения проверки предоставлены соответствующие экспертизы, подтверждающие также отсутствие данных нарушений. Не представлены договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием; не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. В любом случае не допускается эксплуатация газоиспользующих установок: газовых паровых и водогрейных котлов без оснащения системой технологических защит (автоматики безопасности). Не проведена периодическая наладка (режимно-наладочные испытания) газовых паровых котлов и водогрейных для определения устойчивых, оптимальных и безопасных режимов их работы; котел не был принят в работу соответствующей комиссией, в том числе Ростехнадзором. В любом случае не допускаются к эксплуатации средства измерения (манометры, сигнализатор загазованности на метан и оксид углерода) с просроченными сроками поверки в органах Госстандарта РФ. Отсутствует проектная и исполнительная документация по замене ГРПШ и газового парового котла , монтаж должен проводится с участием Ростехнадзора, на основании технического регламента назначается комиссия на проведение технических работ, необходимо получить временное разрешение на проведение пуско-наладочных работ, затем вновь назначается комиссия для приемки котла в работу, выдается решение Ростехнадзора на эксплуатацию котла. Недействующие участки наружного и внутреннего газопровода при демонтаже газового оборудования должны быть обрезаны и заварены наглухо в месте ответвления, что сделано не было. Просил постановление оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу ч.1 ст.4 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Согласно ч.1,2 ст.7 указанного Закона обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности….

Статья 9 указанного Закона определяет требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Согласно ч.1,2 ст.10 указанного Закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание…; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации…

Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.13 указанного Закона экспертизе промышленной безопасности подлежат: технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий…

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» установлено следующее:

Пункт 71. При эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку.

Пункт 72. Проверка срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущий ремонт и наладка технологических устройств должны проводиться в соответствии с инструкциями изготовителей.

Пункт 76. Продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий изготовителя технических и технологических устройств. Для установления возможности эксплуатации газопроводов, зданий и сооружений и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления после сроков, указанных в проектной документации, должно проводиться их техническое диагностирование.

Предельные сроки дальнейшей эксплуатации объектов технического регулирования настоящего технического регламента должны устанавливаться по результатам технического диагностирования.

Пункт 77. Не допускается эксплуатация сети газопотребления при неисправности газоиспользующего оборудования или с отключенными технологическими защитами, блокировками, сигнализацией и контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом.

Статья 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» определяет порядок поверки средств измерения.

Согласно п.6 части II Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 №531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределния и газопотребления» организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации;

В соответствии с п.167 части V. Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 №531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» отключаемые участки наружных газопроводов, а также внутренних при демонтаже газового оборудования должны обрезаться, освобождаться от газа и завариваться наглухо в месте ответвления.

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения должностного лица - начальника производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, послужило то, что постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.09.2021 года военного прокурора Тульского гарнизона проведена проверка соблюдения промышленной безопасности в здании котельной с инв , расположенной по адресу: <адрес>, и было установлено, что должностное лицо - начальник производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1 допустил нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, тем самым должностным лицом были нарушены требования ч.1 ст.4, ст.7,9,10,13 Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности»; пункты 71,72,76,77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ №870 от 29.10.2010 года; ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»; п.6 части II и п.167 части V. Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 №531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: справкой военного прокурора Тульского гарнизона о выявленных нарушениях промышленной безопасности опасных производственных объектов в здании котельной , расположенной в <адрес>; уставом ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ; приказом начальника ЖКС (г.Рязань) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ от 28.01.2020 года о назначении ФИО1 начальником производственного участка ? (г.Тула); копией трудового договора от 28.01.2020 года, заключенного между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ и ФИО1; должностной инструкцией начальника производственного участка; письменным объяснением ФИО1; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.09.2021 года о привлечении должностного лица - начальника производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела судья считает необходимым исключить из постановления указание о том, что должностным лицом - начальником производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1 были нарушены следующие, указанные в постановлении, требования промышленной безопасности на опасном производственном объекте: не представлена лицензия на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, чем нарушена ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», поскольку постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1580 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 года №440» до 01.01.2022 допускается эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности без переоформления соответствующих лицензий; эксплуатирующей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» не проведены организационно-технические мероприятия по установлению предельного срока дальнейшей эксплуатации кирпичного здания котельной, чем нарушены ст.9,13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; эксплуатирующей организацией не проведены организационно-технические мероприятия по установлению предельного срока дальнейшей эксплуатации технических устройств сети газопотребления, а именно газовых паровых и водогрейных котлов, чем нарушены ст.7,9,13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; эксплуатирующей организацией не проведено техническое диагностирование наружного и внутреннего газопровода для установления продолжительности его эксплуатации, чем нарушены ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п.76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ №870 от 29.10.2010 года, поскольку соответствующие экспертизы юридическим лицом были проведены до проведения проверки.

При рассмотрении дела указанные в постановлении иные фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами и получившими правильную оценку в постановлении в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено.

Оценив имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства судья приходит к выводу о том, что должностным лицом действия должностного лица - начальника производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, так как он совершил нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

Постановление об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление должностным лицом и отражает существо правонарушения.

Довод заявителя о том, что он действовал в состоянии крайней необходимости, так как котельная обеспечивает тепловой энергией объекты социального назначения, является несостоятельным и материалами дела опровергается.

Довод о том, что административное правонарушение не повлекло неблагоприятных последствий, не свидетельствует о невиновности ФИО1 во вменном ему правонарушении.

Утверждение заявителя о том, что он повторно привлекается за совершение аналогичного правонарушения к административной ответственности, не является основанием для отмены постановления, поскольку ФИО1 ранее – 12.01.2021 года привлекался за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, 962 отделом государственного технического надзора (территориального) Минобороны РФ.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному, при этом судья учитывает, что ФИО1 сумма административного штрафа назначена в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Приокского управления Ростехнадзора ФИО2 от 28 сентября 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица – начальника производственного участка ? г.Тула ЖКС г.Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВДВ ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить указание о том, что ФИО1 были нарушены следующие, указанные в постановлении, требования промышленной безопасности на опасном производственном объекте: не представлена лицензия на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, чем нарушена ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; эксплуатирующей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» не проведены организационно-технические мероприятия по установлению предельного срока дальнейшей эксплуатации кирпичного здания котельной, чем нарушены ст.9,13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; эксплуатирующей организацией не проведены организационно-технические мероприятия по установлению предельного срока дальнейшей эксплуатации технических устройств сети газопотребления, а именно газовых паровых и водогрейных котлов, чем нарушены ст.7,9,13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; эксплуатирующей организацией не проведено техническое диагностирование наружного и внутреннего газопровода для установления продолжительности его эксплуатации, чем нарушены ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п.76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ №870 от 29.10.2010 года.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья