ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-89/18 от 15.11.2018 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-89/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

15 ноября 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Фетисова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя юридического лица - акционерного общества «Дальлеспром» Ли Е.В.,на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края Коврежникова А.В. от 04.09.2018 г. по делу об административном правонарушении № 607/466-18, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Дальлеспром», ИНН 2700000070, КПП 272101001, ОГРН 1022700922276, юридический адрес : г.Хабаровск, ул.Пушкина д.23а,

УСТАНОВИЛ:

Названным постановлением административного органа юридическое лицо АО «Дальлеспром» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Согласно постановлению, АО «Дальлеспром» признано виновным в нарушении 01 ноября 2017 г. требований лесного законодательства, выразившегося в невыполнении условий договора аренды о проведении посадки лесных культур в объеме 49 га.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, представитель АО «Дальлеспром» Ли Е.В. обратилась в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в связи с острой нехваткой посадочного материала Общество письмом от.04.05.2017 г. № ДЛР-6/35 обратилось в Управление лесами Правительства Хабаровского края с просьбой об изменении сроков выполнения лесокультурных мероприятий на осень 2017 года. Соглашением от 15.06.2017 № 0191/2017 в договор аренды лесного участка от 05.11.2008 № 0191/2008 внесены изменения в приложение № 6 в части изменения сроков исполнения вида мероприятий по посадке лесных культур путем установления новых сроков в период 2017 - 2019гг. - до 01 ноября. По запросу Общества, краевым государственным казенным учреждением «Комсомольское лесничество» письмом от 10.10.2017 г. № 05-08/1506 был согласован перенос места посадки лесных культур 2017 года в объеме 49 га в счет исполнения обязательств по договору аренды лесного участка от 05.11.2008 № 0191/2008 - на не арендованную территорию Гурского лесничества, с обязательным производством агротехнического ухода. Письмом КГКУ «Комсомольское лесничество» от 20.10.2017 г.№ 01-09/1552, в связи с наступлением неблагоприятных лесовосстановительных условий - устойчивых отрицательных температур в ночное и в дневное время, промерзание почвы более чем на 5-7 см, в целях обеспечения должной приживаемости лесных культур, работы по посадке лесных культур, выполняемые Обществом, были прекращены с переносом срока выполнения данных работ на весенний лесокультурный период 2018 г. Актом технической приемки лесных культур от 29.06.2018 № 4, выполненных Обществом по договору аренды лесного участка от 05.11.2008 г., составленным по итогам технической приемки выполненных лесокультурных работ, установлено, что объемы выполненных работ 2017 года, включая посадку лесных культур в объеме 49 га, выполнены в полном объеме. Представитель юридического лица считает, что Обществом были предприняты все возможные меры по соблюдению договорных обязательств, мероприятия по лесовосстановлению не были выполнены в 2017 году в полном объеме не по вине Общества, а в связи с климатическими условиями на территории, где осуществлялась посадка. По указанным основаниям полагает, что производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава, события административного правонарушения. Кроме того, полагает, что поскольку мероприятия по посадке лесных культур были выполнены в сроки, согласованные сторонами договора аренды лесного участка от 05.11.2008 № 0191/2008, то учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие существенного вреда и угрозы охраняемым общественным интересам, а также отсутствие тяжких последствий, правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное.

В дополнении к жалобе представитель юридического лица указывает на то, что изложенное в письме от 10.10.2017 г. предложение КГКУ «Комсомольское лесничество» внести изменения в проект освоения лесов в связи с согласованием переноса места посадки лесных культур 2017 г. - не основано на законе, так как проект подлежит разработке лесопользователем только в отношении лесных участков, предоставленных лесопользователю по договору аренды либо в постоянное бессрочное пользование.

В отношении лесного участка, переданного Обществу по договору аренды от 05.10.2008 г. № 0191/2008, проект освоения лесов утвержден приказом управления лесами от 14.10.2016 г. № 1016П. Из письма КГКУ « Комсомольское лесничество» от 10.10.2017 г. следует, что Обществу согласован перенос места посадки лесных культур 2017 г. на не арендованную территорию Гурского лесничества, не входящую в предмет договора аренды лесного участка от 05.11.2008 г. № 0191/2008. Поскольку территория Гурского лесничества не входит предмет договора аренды, то проекта освоения лесов на данный участок не имеется и Общество не могло вносить изменения в не существующий проект. Из Устава КГКУ « Комсомольское лесничество» следует, что лесничество уполномочено на согласование выбора лесного участка для выполнения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению, а также техническую приемку выполненных лесокультурных работ путём составления и подписания соответствующего акта.

В судебное заседание представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дате и месте судебного разбирательства, не явился. В соответствии со ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя.

В судебном заседании заместитель начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края Коврежников А.В. просил жалобу оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения. Суду пояснил, что юридическим лицом нарушены условия договора аренды лесного участка от 05.11.2008 г. № 0191/2008, по условиям которого Общество должно осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и сроки, указанные в проекте освоения лесов и в приложении №6 к договору аренды. В приложении № 6 к договору аренды предусмотрены лесовосстановительные мероприятия в виде посадки лесных культур в объеме 49 га, а в проекте освоения лесов на лесном участке, переданном Обществу в аренду, предусмотрено, что искусственное лесовосстановление должно производиться именно на арендованном лесоучастке. Соглашением № 0191/2017 от 15.06.2017 г. в приложение № 6 договора аренды были внесены изменения относительно срока исполнения посадки лесных культур - до 01 ноября 2017 г. Иных изменений в условия договора аренды, в том числе - посадка лесокультур на не арендованный участок, перенос высадки лесокультур с осени 2017 г. на весну 2018 г. сторонами договора аренды согласовано не было. В ходе проверки соблюдения договорных обязательств, проведенной 21.11.2017 г., было выявлено нарушение Обществом требований лесного законодательства, выразившееся в невыполнении в срок до 01.11.2017 г. посадки лесных культур в объеме 49 га на арендованном лесоучастке. По указанному факту был составлен акт проверки, протокол об административном правонарушении и постановлением от 04.09.2018 г. Общество было привлечено к административной ответственности.

Выслушав пояснения Коврежникова А.В., изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 ст. 25 ЛК РФ установлено, что одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

Согласно ч.8 ст.29 ЛК РФ, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Ответственность юридического лица по ч.4 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.

Как следует из представленных материалов, на основании договора №0191/2008 от 05.11.2008 г., заключенного с Правительством Хабаровского края, АО « Дальлеспром» арендует лесной участок в пределах Уктурского лесничества, Комсомольского района, Хабаровского края.

Согласно п.п.15, 16 Договора, все изменения к нему оформляются в письменной форме и подписываются сторонами. Внесение изменений в Договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами), а так же если условия Договора будут противоречить лесохозяйственному регламенту и при ином существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении настоящего Договора, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Пунктом 24 Договора аренды предусмотрено, что в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы исполнение обязательств по договору откладывается на срок действия этих обстоятельств, после чего стороны должны провести переговоры с целью оценки ситуации и в случае необходимости внести изменения в Договор.

Указанные положения Договора согласуются с положениями ст.ст.450, 451, 453 ГК РФ о возможности изменения сторонами договора его условий и о том, что в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении.

Пунктом 4.7 Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду Обществу «Дальлеспром», утверждённого приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 14.10.2016 г. № 1016П, предусмотрены лесовосстановительные мероприятия, в том числе, посадка лесных культур в объеме 49 га ежегодно, именно на переданном в аренду Обществу лесном участке.

В судебном заседании установлено, что письмом от 10.10.2017 г. № 05-08/1506 руководитель КГКУ «Комсомольское лесничество» сообщил генеральному директору АО «Дальлеспром» об отсутствии возражений относительно переноса посадки лесных культур 2017 г. по договору аренды от 05.11.2008 г. № 0191/2008 в объеме 49 га на не арендованную территорию Гурского лесничества и указал на то, что после согласования изменения места выполнения работ необходимо внести изменения в проект освоения лесов.

Согласно статье 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочно) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Положениями Приказа предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит разработке лесопользователем только в отношении тех лесных участков, которые предоставлены последнему по договору аренды лесного участка либо в постоянное (бессрочное) пользование.

Следовательно, Общество не могло согласовать с Арендодателем изменение места выполнения работ и внести изменения в проект освоения лесов, а также не имело полномочий переносить место посадки лесных культур на территорию Гурского лесничества, поскольку данная территория не предоставлена Обществу по договору аренды от 05.11.2008 г.

Письмом от 20.10.2017 г. № 08-09/1552 руководитель КГКУ «Комсомольское лесничество» сообщил генеральному директору АО «Дальлеспром» о том, что ввиду неблагоприятных лесовосстановительных условий прекращены работы по посадке лесных культур на территории Гурского лесничества и указал на необходимость согласовать с Арендодателем перенос выполнения работ на весенний лесокультурный период 2018 г.

Между тем, как уже было отмечено ранее, территория Гурского лесничества не является предметом договора аренды от 05.11.2008 г. № 0191/2008, в связи с чем в рамках указанного договора сроки выполнения работ на территории Гурского лесничества не могут быть согласованы сторонами договора аренды.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, подтверждается исследованными в судебном заседании материалами, что АО «Дальлеспром» не выполнило условия о месте и о сроке посадки лесных культур, предусмотренные договором аренды от 05.11.2008 г. № 0191/2008 и Проектом освоения лесов, утверждённого приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 14.10.2016 г. № 1016П.

Поскольку указанное бездействие Общества образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прихожу к выводу, что должностным лицом Управления лесами обоснованно принято решение о привлечении Общества к административной ответственности.

Вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждается договором аренды от 05.11.2008 г. № 0191/2008, Проектом освоения лесов, утверждённого приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 14.10.2016 г. № 1016П, соглашением № 0191/2017 от 15.06.2017 г., актом проверки соблюдения договорных обязательств от 22.11.2017 г., протоколом по делу об административном правонарушении от 27.12.2017 г.

Должностным лицом Управления лесами все юридически значимые обстоятельства оценены правильно, им дана верная юридическая оценка, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы представителя Общества отмены постановления не влекут, по изложенным выше основаниям, поскольку, являясь арендатором лесного участка Уктурского лесничества, Общество обязано соблюдать условия договора аренды, а их неисполнение образует состав вмененного Обществу административного правонарушения. Кроме того, КГКУ «Комсомольское лесничество» не является стороной названного договора аренды, в связи с чем у Общества не имелось оснований согласовывать с лесничеством перенос места и времени лесовосстановительных работ.

Доводы представителя Общества о малозначительности административного правонарушения нахожу не состоятельными.

Так, в соответствии со ст. 61 ЛК РФ поврежденные, погибшие, вырубленные леса подлежат воспроизводству, включающему в себя лесное семеноводство, уход за лесами, лесовосстановление, а также отнесение предназначенных для лесовосстановления земель к занятым лесными насаждениям землям.

Согласно ст. 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется посредством искусственного, естественного или комбинированного восстановления лесов.

В ст. 63 ЛК РФ предусматривается, что лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов.

Следовательно, проектирование лесовосстановительных мероприятий в определенном месте и в определенном объеме свидетельствует о необходимости воспроизводства лесов на конкретном лесном участке, а не за его пределами. В противном случае цель лесовосстановления участка не может быть достигнута.

Каких-либо иных юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности Общества в совершении правонарушения, в жалобе не приведено, они направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края Коврежникова А.В. от 04.09.2018 г. по делу об административном правонарушении № 607/466-18, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Дальлеспром», ИНН 2700000070, КПП 272101001, ОГРН 1022700922276, юридический адрес: г.Хабаровск, ул.Пушкина д.23а, оставить без изменения, а жалобу представителя акционерного общества «Дальлеспром» - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья