Р Е Ш Е Н И Е
17 сентября 2018 года г. Ставрополь
Судья Октябрьского районного суда г. Ставрополя Коробейников А.А.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановлением РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков исполнения решения РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 привлечен к административной ответственности, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков исполнения решения РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.
ФИО2 не согласился с данным постановлением и подал жалобу в которой просил признать незаконным и отменить постановление Региональной тарифной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ административной ответственности, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков исполнения решения РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.
В суде при рассмотрении жалобы ФИО1 доводы жалобы поддержал по основаниям изложенным в ней и дополнительной жалобе.
Суд посчитал возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя региональной тарифной комиссии СК.
Суд, исследовав материалы административного дела, считает, что постановление Региональной тарифной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ является не законным и не обоснованным по следующим основаниям.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП Региональная тарифная комиссия <адрес> (далее - РТК СК) обязала АО «Горэлектросеть» (далее -Заявителя, Сетевая организация) переоформить документы о технологическом присоединении в соответствии с разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, (далее - Правила технологического присоединения), а также внести изменения в технические условия в части исключения мероприятий по строительству ЛЭП 0,4 кВ от ВРУ - 0,4 кВ, расположенного в помещении щитовой МКД (до учета основного абонента), до ВРУ объекта, расположенного в помещении щитовой МКД.
Постановлением РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№ Заявитель привлечен к административной ответственности, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков исполнения решения РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ поступило в адрес Заявителя ДД.ММ.ГГГГ.
Суд находит постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и подлежащим отмене ввиду следующего.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в адрес АО «Горэлектросеть» (далее - Сетевая организация) с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств нежилого помещения с максимальной мощностью 14 кВт, расположенного по адресу: <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, 95, номера на поэтажном плане: 473-485.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 были выданы на подпись два экземпляра проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия, в которых ошибочно была применена ставка за единицу максимальной мощности в размере 880,32 без НДС. После чего, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо, с просьбой вернуть проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия, как ошибочно выданные и получить новые.
Однако ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в адрес Сетевой организации с заявлением об аннулировании поданной ДД.ММ.ГГГГ заявки на технологическое присоединение и переоформлении документов о технологическом присоединении на принадлежащие ей нежилого помещения с максимальной мощностью 7 кВт.
Документы, подтверждающие, технологическое присоединение вышеуказанного нежилого помещения, у Сетевой организации отсутствуют, технологическое присоединение вышеуказанного нежилого помещения в установленном действующим законодательством РФ порядке Сетевой организацией не осуществлялось, соответственно Сетевой организаций направлено в адрес ФИО3 два экземпляра проекта договора об осуществлении технологическою присоединения и технические условия на указанную в заявлении мощность 7 кВт.
В соответствии с п. 6 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, (далее по тексту - Правила ПКУ) поставка электрической энергии в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров энергоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с Энергоснабжающей организацией.
Под "нежилое помещение в многоквартирном доме" понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией). 2
Для заключения договора энергоснабжения с Энергоснабжающей организацией в соответствии с п. 34 Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 (далее по тексту -Положения) собственник нежилого помещения должен подать заявление о заключении соответствующего договора в данную Энергоснабжающую организацию, с приложением документы подтверждающих право собственности и технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, а так же документы о допуске в эксплуатацию приборов учета.
Документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X Положения, а если допуск в эксплуатацию прибора учета был осуществлен до вступления в силу настоящего документа, то документ, который подтверждал факт допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного в отношении соответствующей точки поставки, и был подписан гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и (или) сетевой организацией.
Согласно п. 2(1). Правил технологического присоединения действия настоящих Правил распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации осуществляется не ранее технологического присоединения систем электроснабжения, рходящих в состав общего имущества, соответствующего многоквартирного дома.
В соответствии с п. 8(4) Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств должна подаваться в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.
Отношения, связанные с использованием инженерного оборудования системы электроснабжения, входящего в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, и предоставлением коммунальных услуг, регулируются жилищным законодательством.
Кроме того, в соответствии с п.п. ж п. 10 Правил технологического
присоединения собственник нежилого помещения к заявке на технологическое
присоединение должен приложить копию документа, подтверждающего
согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом,
при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее
отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания
владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию
присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного
устройства (вводно-распределительного устройства, главного
распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).
В случае установления присоединения многоквартирного дома к сетям сетевой организации, точкой присоединения нежилых помещений к сетям сетевой организации в соответствии с п. 16.1 Привил технологического присоединения необходимо считать, точку присоединения вводного устройства многоквартирного дома определенную в документах о технологическом присоединении к электрической сети соответствующего многоквартирного дома, а при их отсутствии, если соглашением сторон не предусмотрено иное, границей участка заявителя является место соединения питающей линии сетевой организации с ближайшим к такому нежилому помещению предусмотренным проектом на многоквартирный дом вводным устройством (вводно-распределительным устройством, главным распределительным щитом), установленным на вводе питающей линии в соответствующее здание или его обособленную часть, (абзац введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 915; в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 542)).
Технологическое присоединение спорных помещений Сетевой организацией в установленном законом порядке не осуществлялось, поэтому Сетевая организация не располагает документами, обязанность по выдаче которых на нее возложена РТК СК.
РТК СК исходила из презумпции наличия фактического присоединения, основанной на принципе однократности технологического присоединения, однако, из положений Правил технологического присоединения следует, что фактическое присоединение может быть установлено как юридически значимое обстоятельство в результате оценки совокупности конкретных доказательств, позволяющих прийти к заключению о состоявшемся физическом соединении сети с энергопотребляющими установками потребителя. В этой связи вывод РТК СК о наличии фактического присоединения является преждевременным и потому необоснованным.
Из норм Правил технологического присоединения в их взаимосвязи следует, что законодатель исходил из возможности восстановления и 4
переоформления документов о технологическом присоединении при сохранении схемы внешнего электроснабжения, максимальной мощности, категории надежности электроснабжения, прежних точек присоединения и разграничения балансовой и эксплуатационной ответственность владельца энергопринимающих устройств и сетевой организации.
Возлагая на Сетевую организацию обязанность по выдаче ФИО3 документов, подтверждающих технологическое присоединение в рамках процедуры их восстановления, РТК СК не проверила соблюдение установленного п. 75 Правил технологического присоединения принципа идентичности условий такого присоединения, что также не позволяет признать принятые РТК СК акты законными и обоснованными.
В связи с тем, что акты приняты РТК СК по неполно выясненным обстоятельствам, таковые подлежат отмене, т.к. затрагивают права и законные интересы Сетевой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возлагая на Сетевую организацию обязанность по выдаче ФИО3 акта об осуществлении технологического присоединения, РТК СК не конкретизировала, между какими сторонами и когда такой акт составлялся. Таким образом, акты РТК СК в данной части нельзя признать исполнимыми, тогда как исполнимость вступившего в законную силу решения (предписания) государственного органа, наряду с его обязательностью, относится к основополагающим принципам российского права, что связано с требованием правовой определенности как конечной целью судебной защиты (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 300-ЭС14-8176).
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок).
Согласно п. 7 вышеназванных правил к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится только урегулирование споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок).
Соблюдение (несоблюдение) требований порядка технологического присоединения не относится к сфере регулирования РТК СК, в связи с чем, указанное обстоятельство не могло быть положено в основу принятых РТК СК решения от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП.
Принимая указанное решений РТК СК явно вышла за рамки своих полномочий.
Таким образом, решение РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП является незаконным и противоречат требованиям действующего законодательства, являются заведомо неисполнимым, вынесены за пределами полномочий, предоставленных РТК СК. Как следствие, Заявитель не может быть привлечен
за невыполнение в установленный срок незаконного решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Физическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Виновность лица в совершении административного правонарушения
предполагает установление возможности Заявителя обеспечить
переоформление документов о технологическом присоединении в
соответствии с разделом VIII Правил технологического присоединения, и непринятие обществом мер для этого (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ). При этом упомянутая возможности должна находиться в сфере прямого контроля и ответственности Заявителя.
На сегодняшний день вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А63-4452/2018, оставленным в силе постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решения РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП признано недействительным.
Вступивший в законную силу судебный акт является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 АПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 4 п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановление РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.5 ст.19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб. подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 26.4, 30.5-30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу ФИО1 на постановлением РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков исполнения решения РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп. - удовлетворить.
Постановление РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков исполнения решения РТК СК от ДД.ММ.ГГГГ№С/ТП, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи отсутствием события административного правонарушения.
Решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья ФИО4ФИО5