ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-89/19 от 05.11.2019 Юрьянского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-89\2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

Юрьянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Шишкиной Н.И.

при секретаре Козловских О.В.,

при ведении аудиопротоколирования, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области Сандакова Михаила Николаевича на постановление заместителя министра финансов Кировской области Суетина Е.Н. № 13-51/2019 от 20.08.2019 г. по ст.15.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 13-51/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.08.2019 года юридическое лицо - администрация МО «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировское признано виновным по ст.15.14 КоАП РФ, в связи с чем привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 22483 руб. 50 коп.

Данным постановлением установлено, что между министерством транспорта Кировской области, администрацией МО «Юрьянский муниципальный район» Кировской области и администрацией МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области» заключено трехстороннее соглашение от 26.04.2018г. № 103 «О предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области на 2018 год. Субсидия предоставляется на реализацию мероприятий в соответствии с Приложением № 1 к Соглашению, которое является неотъемлемой частью Соглашения. В соответствии с п.3.5.4 Соглашения получатель обязуется использовать перечисленную муниципальным районом субсидию по целевому назначению в соответствии с п.1.1 Соглашения и Приложением № 1 к Соглашению. Перечнем мероприятий, в целях софинасирования которых предоставляется субсидия является ремонт проезжей части ХХХХ, протяженностью 1410 м (ширина 6 м).

В рамках реализации данного Соглашения и мероприятия - ремонт проезжей части ХХХХ протяженностью 1410 м (ширина 6 м) администрацией МО «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области (заказчик) заключен муниципальный контракт от 18.07.2018г. с ООО ХХХХ (подрядчик).

Согласно п.1.1 муниципального контракта предметом контракта является выполнение Подрядчиком работ по ремонту проезжей части ХХХХ протяженностью 1410 м (ширина 6 м) в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью муниципального контракта. Цена муниципального контракта составляет 6261421 руб.27 коп., работы выполняются за счет средств областного и местного бюджетов в пределах средств, выделенных по соответствующей статье.

Согласно техническому заданию выполнение работ по ремонту проезжей части предусматривает, в том числе, щебень, работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см (ширина 70 см).

28.08.2018г. администрацией МО «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту об увеличении предусмотренного контрактом объема работ и увеличение цены контракта на сумму 605436 руб. Цена контракта с учетом увеличения составила 6866857 руб. 27 коп.

Актами о приемке выполненных работ от 03.08.2018г. № 1, от 30.08.2018г. № 2 приняты, в том числе щебень, а также работы по укреплению обочин щебнем. Оплата за указанные работы произведена администрацией 28.09.2018г. за счет средств субсидии, выделенных на ремонт проезжей части ХХХХ, путем списания денежных средств по платежному поручению от 28.09.2018г. № 484 с лицевого счета администрации в сумме 224835 руб. 55 коп.

Выполненные и оплаченные щебень, а также работы по укреплению обочин щебнем не связаны с мероприятием, установленным Приложением № 1 к Соглашению от 26.04.2018г. № 103. В нарушение условий Соглашения администрацией МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области» оплачены за счет средств щебень, а также работы по укреплению обочин щебнем, предусмотренных муниципальным контрактом, заключенного в рамках реализации Соглашения от 26.04.2018г. № 103. То есть, в нарушение пп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, п. 11., п.3.5.4 Соглашения средства субсидии администрацией фактически израсходованы на цели, не предусмотренные Соглашением, что в соответствии со ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

В связи с чем, на администрацию МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области» в соответствии со ст.15.14 КоАП РФ вынесено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению - 22483 руб.50 коп.

С данным постановлением не согласен глава Мурыгинского городского поселения Сандаков М.Н., в жалобе указывает, что в действиях администрации отсутствует факт нецелевого использования бюджетных средств. При выполнении условия централизации закупки заявка и аукционная документация были направлены предварительно в министерство транспорта Кировской области для её проверки, в том числе смета и положительное заключение экспертизы, которая была согласована, замечаний не поступило. Перед заключением трехстороннего соглашения была разработана смета, в том числе с перечнем работ по укреплению обочин щебнем, после чего данное название было указано в соглашении как название мероприятия.

В целях исполнения положений соглашения о предоставлении субсидий местному бюджету из областного бюджета на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области, необходимо было реализовать не только мероприятие по ремонту проезжей части ХХХХ, что является лишь названием локальной сметы, но и обеспечить достижение значения целевого показателя результативности предоставления субсидии, установленного пп.3.5.6 п.3.5 ч. 3 соглашения «ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов», а в понятие «автомобильные дороги» входит и укрепление обочин. Замечаний по поводу того, что данный вид работ как укрепление обочин не относится к данному объекту – ремонт проезжей части улицы, при проверке установлено не было, дано положительное заключение.

Согласно п.1.2 Правил дорожного движения, дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Понятие «обочины» сформулировано и использовано в значении края дороги, который всегда находится в одной плоскости с ней, она примыкает к проезжей части и не может быть отделена.

Считает, что администрация выполнила целевой показатель, предусмотренный соглашением, нецелевого использования денежных средств субсидии нет. Считает, что отсутствие таких работ, как укрепление обочин, привело бы к разрушению асфальтобетонного покрытия, и соответственно было бы само по себе неэффективным использованием бюджетных средств.

Просит постановление отменить, прекратить производство по делу за отсутствием в действиях администрации Мурыгинского городского поселения состава административного правонарушения.

В судебное заседание представитель министерства финансов Кировской области не явился, направил отзыв на жалобу, ходатайствует о рассмотрении дела без их участия.

Представители администрации Мурыгинского городского поселения Сандаков М.Н. и Гаврикова В.Ю. в судебном заседании жалобу поддержали по основаниям, изложенным в ней. Суду пояснили, что сметная стоимость объекта – ремонт проезжей части ХХХХ прошла независимую экспертизу, которая пришла к выводу, что расчёты содержащиеся в сметной документации соответствуют сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, физическим объемам работ, предусмотренной дефектной ведомостью. После данного заключения было заключено трехстороннее соглашение, а затем муниципальный контракт на выполнение ремонта ХХХХ. Если бы ими не была произведена отсыпка обочин щебнем, то перепад проезжей части и обочины был 10 см., что повлекло бы повышенную аварийность на данной улице, так как допустимый перепад 4 см. Считают, что администрацией п.Мурыгино не допущено нарушений финансовой дисциплины.

Представитель Министерства финансов Кировской области в отзыве на жалобу просит отказать администрации Мурыгинского городского поселения в удовлетворении жалобы, так как имеется состав административного правонарушения.

Выслушав представителя Сандакова М.Н., изучив письменные материалы дела, а также материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 15.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

12.08.2019г. в отношении администрации МО «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области составлен протокол об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ.

Согласно пп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использование бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением), либо иным документов, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Согласно п.6 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 06.04.2017г. № 58/192 получатели средств местного бюджета осуществляют расходование средств субсидий на цели, установленные соглашением о предоставлении субсидий в соответствии с действующим законодательством.

В ходе проверки, проведенной министерством финансов Кировской области в администрации Мурыгинского городского поселения Юрьянского района, установлено следующее.

Согласно Приложению № 86 к закону Кировской области от 06.12.2017г. № 122-ЗО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Мурыгинского городскому поселению в 2018 году из областного бюджета предусмотрена субсидия на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области в размере 7056610 руб. Между министерством транспорта Кировского области, администраций МО «Юрьянский муниципальный район Кировской области» и администрацией МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области» заключено трехстороннее соглашение от 26.04.2018г. № 103 «О предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области на 2018 год».

Согласно п.1.1 соглашения от 26.04.2018г. № 103 предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2018 году бюджету муниципального образования МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области» субсидии на ремонт основных (центральных) улиц в моногородах Кировской области в рамках государственной программы Кировской области. В соответствии с п.3.5.4 соглашения получатель обязуется использовать перечисленную муниципальным районом субсидию по целевому назначению. Перечнем мероприятий, по которому предоставляется субсидия является ремонт проезжей части ХХХХ, протяженностью 1410 м (ширина 6 м). В рамках реализации указанного соглашения администрацией заключен муниципальный контракт от 18.07.2018г. с ООО ХХХХ (подрядчик).

Согласно п.1.1 муниципального контракта предметом контракта является выполнение подрядчиком работ по ремонту проезжей части ХХХХ протяженностью 1410 м (ширина 6 м) в соответствии с прилагаемым техническим заданием, цена муниципального контракта составляет 6261421 руб.27 коп., работы по муниципальному контракту оплачиваются за счет средств областного и местного бюджетов в пределах средств, выделенных по соответствующей статье. 28.08.2018г. между администрацией Мурыгинского городского поселения и ООО ХХХХ заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту» об увеличении предусмотренного контрактом объема работ и увеличения цены контракта на сумму 605436 руб. итого цена контракта с учетом изменений составила 6866857 руб.27 коп.

Согласно техническому заданию выполнение работ по ремонту проезжей части предусматривает в том числе щебень, работы по укреплению обочин щебнем толщиной 10 см (ширина 70 см).

Актами о приемке выполненных работ от 03.08.2018г. № 1, от 30.08.2018г. № 2 приняты, в том числе щебень и работы по укреплению обочин щебнем, оплата за указанные работы произведена администрацией 28.09.2018г. за счет средств субсидии.

Из материалов административного дела следует, что согласно Приложению № 1 к трехстороннему соглашению от 26.04.2018г. № 103 перечнем мероприятий предусмотрен ремонт проезжей части ХХХХ протяженностью 1410 м (ширина 6 м), иных работ Перечнем не предусмотрено.

Вместе с тем, 18.07.2018г. администрацией МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области» заключен муниципальный контракт, к которому имеется техническое задание, являющееся неотъемлемой частью контракта, в котором п.7 предусмотрен такой вид работ как укрепление обочин щебнем толщиной 10 см (ширина 70 см).

Из дефектной ведомости, составленной 03.08.2017 года по ремонту проезжей части ХХХХ протяженностью 1410 (ширина 6 метров) следует, что был установлено укрепление обочин щебнем толщиной 10 см. с двух сторон. Исходя из дефектной ведомости составлялись все вышеуказанные документы, в том числе локальные сметы и расчёты на ремонт улицы ХХХХ. Таким образом, стоимость укрепления обочин была предусмотрена и включена в стоимость ремонтных работ за счёт предоставляемых субсидий.

Из пояснений представителя Сандакова М.Н. следует, что в целях правовой оценки документов, администрацией неоднократно в адрес Министерства транспорта Кировской области направлялся перечень документов во исполнение трехстороннего соглашения, замечаний в адрес администрации не поступало.

Кроме того, согласно заключению экспертизы КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» был проверен объект капитального строительства «Ремонт проезжей части ХХХХ протяженностью 1410 м (ширина 6 м)», объектом государственной экспертизы явилась проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, по итогам экспертизы вынесено положительное заключение, нарушений не установлено. Предметом проверки был перечень работ. В том числе работы по укреплению обочин щебнем М400 толщиной 10 см (ширина 70 см). Материалы по экспертизе были направлены в адрес Министерства финансов Кировской области.

Согласно п.1.2 раздела 1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090 дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Обочина – это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Из жалобы следует, что при отсутствии таких работ как укрепление обочины привело бы к разрушению асфальтобетонного покрытия, что в свою очередь привело бы к неэффективному использованию бюджетных средств. В случае вынужденной остановки транспортного средства, водитель должен съехать на обочину, которая не должна быть по уровню ниже уровня проезжей части, в целях повышения безопасности дорожного движения.

Статьи 1, 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривают, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что юридическое лицо администрация МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области» не может быть привлечено к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя министра финансов Кировской области Суетина Е.Н. № 13-51/2019 от 20.08.2019 г., вынесенное в отношении юридического лица администрации МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство - прекращению на основании ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, п.3 ч.1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя министра финансов Кировской области Суетина Е.Н. № 13-51/2019 от 20.08.2019 г. о назначении юридическому лицу администрации МО «Мурыгинское городское поселение Юрьянского района Кировской области» административного наказания по ст.15.14 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Данное решение может быть обжаловано в Кировской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Юрьянский районный суд.

Судья Шишкина Н.И.