ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-89/19УИД230045-01-2019-003103-03 от 17.12.2019 Славянского городского суда (Краснодарский край)

к делу № 12-89/2019 УИД 23RS0045-01-2019-003103-03

РЕШЕНИЕ

г. Славянск-на-Кубани 17 декабря 2019 года

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи

с участием

представителя ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» (ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз»), действующей на основании доверенности

представителя ФГБУ «Кавказский государственный заповедник», действующего на основании доверенности

Пелюшенко Ю.Н.,

Кузнецовой А.Г.,

Т.В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» (ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») на постановление об административном правонарушении от № 3П-2019187 от 06.11.2019 года,

установил:

ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» обратилось в Славянский городской суд Краснодарского края с жалобой на постановление об административном правонарушении от № 3П-2019187 от 06.11.2019 год.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что 06 ноября 2019 года Кавказским государственным природным биосферным заповедником им. Х.Г. Шапошникова вынесено постановление № ЗП-2019187 согласно которому заявитель в лице ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена cт. 8.39 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. С вменяемым правонарушением заявитель не согласен, считает его необоснованным и подлежащим отмене в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Просит суд отменить постановление об административном правонарушении № ЗП-2019187 от 06 ноября 2019 года, вынесенное ФГБУ «Кавказский государственным природным биосферным заповедником им. х.г. Шапошникова» в отношении ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз». Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Представитель заявителя Кузнецова А.Г. в судебном заседании изложила аналогичные доводы, указанные в жалобе, просила суд отменить постановление об административном правонарушении № (...) от 06 ноября 2019 года, вынесенное ФГБУ «Кавказский государственным природным биосферным заповедником им. х.г. Шапошникова» в отношении ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз». Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Кавказский государственный заповедник» Т.В.Р. в судебном заседании изложил доводы указанные в отзыве по жалобе. Просил суд отказать ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» в удовлетворении требований жалобы, так как постановление вынесено законно.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Из материалов дела судом установлено, что заместителем директора по охране территории -заместителем главного государственного инспектора в области окружающей среды П.Г.Е. вынесено постановление № (...) от (...) о привлечении ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, и назначено наказание в виде 300 000 рублей.

Копия постановления вручена представителю ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» Кузнецовой А.Г. (...), что подтверждено материалами дела.

Жалоба на постановление № (...) от (...) направлена в адрес Славянского городского суда (...).

Суд приходит к выводу о том, что ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» не пропущен установленный законом десятидневный срок для обжалования постановления об административном правонарушении № (...)

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее лицо не связано доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом в соответствии с ч. 3 данной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к этой статье.

Как следует из материалов дела, инспектором ФГБУ «Кавказский государственный заповедник» Федоровым С.С. в период патрулирования территории составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранного законодательства от 01.10.2019 (...) по факту перемещения грунта экскаватором RМ ТЕRБХ ТХ 220 белого цвета на гусеничном ходу с государственным номером 9245XE23RUS возле насосной станции (...), расположенной в поселке Голубая Нива.

Обнаружены достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, которые послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.

Старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от (...) № ЗП-21119.

Согласно письму от (...)(...)И, полученному от ООО «ИТС», работы проводились ООО «ИТС» по заказу ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз». ООО «ИТС» представлено положительное заключение государственной экспертизы от (...)(...) на объект капитального строительства «Реконструкция насосных станций (...) Черноерковской оросительной системы (...)», проведенной (...)вой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий (ГАУ КК «(...)госэкспертиза»).

По результатам административного расследования установлено, что ООО «ИТС» по заказу ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» производят реконструкцию насосной станций (...) Черноерковской оросительной системы (...).

Государственный природный заказник федерального значения «Приазовский» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 11.04.1958 № 336 «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР»

Согласно п. 1.8 Положения о государственном природном заказнике

федерального значения «Приазовский» территория государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» входит в состав Ахтаро­Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, включена в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 №1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02.02.1971».

Согласно п. l ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 2.1 главы II Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», утвержденного приказом Минприроды России от 10.06.2010 № 201 заказник образован для выполнения следующих задач: сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов; сохранение среды обитания и путей миграции объектов животного мира; проведение научных исследований; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение и развитие экологического туризма.

В соответствии с п.3.l главы III Положения о заказнике на территории заказника запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

На территории заказника хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением Положения о заказнике и Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997.

Согласно пп. 9 п. 31 Положения о заказнике строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника.

В соответствии с п. 3.6 Положения о заказнике на территории заказника строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, осуществляемые в соответствии с подпунктом 9 пункта 3.1 настоящего Положения, допускаются только по согласованию с Минприроды России.

Согласно п. 3.7 Положения о заказнике проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника допускаются настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

В соответствии с п.3 СТ. 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Согласно п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст.3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: приоритет охраны водных объектов перед их использованием.

Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст. 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 4 ст. 61 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица, осуществляющие про ведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.

В соответствии со ст. 66 Водного кодекса РФ водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

В соответствии п.2. ст.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды: заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации.

Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе») регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В силу ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» принципами экологической экспертизы являются презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с п.7 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155 -ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Согласно ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

В соответствии с п. 7.1 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов 1 - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов 1 - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов 1 - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов 1 - V классов опасности.

Все указанные условия соответствуют нормам Конвенции о водно­ болотных угодьях (Рамсарская конвенция) от 02.02.1971 в России, вступившей в силу в 1977 году, имеющей международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

Конвенция о водно-болотных угодьях устанавливает критерии выделения водно-болотных угодий, имеющих международное значение, требует от сторон Конвенции определить такие угодья в соответствии с критериями, разработать планы управления ими и установить для них щадящий режим природопользования.

В соответствии с действующим законодательством, и выявленными нарушениями, заместителем директора по охране территории -заместителем главного государственного инспектора в области окружающей среды П.Г.Е. вынесено постановление № (...) от (...) о привлечении ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, и назначено наказание в виде 300 000 рублей.

Постановление вынесено должностным лицом уполномоченного органа административной юрисдикции, предоставление гарантий защиты прав в соответствии с КоАП РФ при составлении протокола и рассмотрении дела административным органом было обеспечено.

Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах

Учитывая выше изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу,, что обнаружены достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения.

Судом установлено, что территория, на которой расположен государственный природный заказник федерального значения «Приазовский», относится к внутренним морским водам, и любая хозяйственная и иная деятельность в границах заказника подлежит экологической экспертизе, что подтверждено материалами дела.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела судом установлено, что ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» имело возможность для соблюдения всех правил и норм, но юридическим лицом не приняты меры по их соблюдению.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении указанных в ст. 25.5 КоАП РФ, судом не установлены.

Административное наказание назначено в пределах санкции закона, а штраф назначен в минимальном размере.

При назначении наказания, уполномоченным органом власти учтены отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

Доводы, указанные в жалобе ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», суд находит не состоятельными, не нашедшими своего подтверждения в судебном заседании.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для отмены или прекращения производства по делу не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Жалобу ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» (ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») на постановление об административном правонарушении от № 3П-2019187 от 06.11.2019 года, оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 23.12.2019 года.

Копия верна

Согласованно

Судья Славянского

городского суда Ю.Н. Пелюшенко