ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-89/20 от 12.11.2020 Новодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело №12-89/2020

УИД29RS0016-01-2020-001560-21

Решение

12 ноября 2020 года город Новодвинск

Судья Новодвинского городского суда Архангельской области Хатов А.Е.,

с участием защитника АО «Быт» Баргана С.И.,

должностного лица, вынесшей обжалуемое постановление Рудик Г.П.,

рассмотрев жалобу генерального директора АО «Быт» Белоглазовой Т.В. на постановлениеглавного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Рудик Г.П. от 29сентября 2020 года о назначении АО «Быт» административного наказания по ст.8.46 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Рудик Г.П. от 29сентября 2020 года АО «Быт» привлечено к административной ответственности по ст.8.46 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Генеральным директором АО «Быт» Белоглазовой Т.В. на указанное постановление административного органа подана жалоба с просьбой признать его незаконным и отменить. Доводы жалобы сводятся к тому, что объект Общества, связанный с деятельностью по добыче лечебных минеральных подземных вод не отнесен к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, поэтому не подлежит постановке на государственный учет в качестве такового.

В судебном заседании защитник АО «Быт» Барган С.И. доводы жалобы поддержал. Дополнил, что юридическим лицом в связи с лицензионными требованиями ведется мониторинг с 2015 года территории, где расположена водозаборная скважина, каких-либо негативных воздействий на окружающую среду не выявлено, что не исследовалось должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления.

Должностное лицо, вынесшая обжалуемое постановление Рудик Г.П. в судебном заседании его доводы подтвердила, пояснила, что у юридического лица имеется действующая лицензия на использование артезианской скважины глубиной 250 метров, из которой добываютсялечебные минеральные подземные воды.23 апреля 2020 года было обнаружено, что АО «Быт»невыполнило обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет данной скважины, как объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, поэтому Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес юридического лица было направлено предостережение о нарушении обязательных требований. АО «Быт» в ответ направило возражения, а уже после повторного письменного предупреждения о привлечении к ответственности, подало заявку, однако, в не тот орган, в связи с чем заявка была по территориальности передана в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора. Поскольку в заявке были многочисленные нарушения, она 05 августа 2020 была возвращена юридическому лицу для их устранения, однако до настоящего времени надлежащая заявка юридическим лицом не подана, то есть АО «Быт»невыполнило обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, судья считает жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В силу части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2015 г.) юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ.

Из материалов дела следует, что в соответствии с лицензией АРХ 01108 МЭ АО «Быт» с 17 июня 2005 года осуществляет деятельность, связанную с пользованием недрами с целевым назначением и видам работ - добыча лечебных минеральных подземных вод бальнеотерапевтического применения в г.Новодвинске, на участке недр, расположенном в границах МО «Город Новодвинск» Архангельской области.

Согласно приложениям к лицензии, срок ее действия 29 июня 2015 года был продлен до 15 июля 2035 года. Лицензией предусмотрено право пользования участком недр - артезианской скважиной №2 глубиной 250 метров. Разрешенный водоотбор 15 кубических метров в сутки. Цели водопользования: наружное применение и лечебно-питьевое.

23 апреля 2020 года административным органомбыло обнаружено, что АО «Быт» невыполнило обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет данной скважины, как объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Не оспаривая наличие артезианской скважины для добычи воды, законный представитель и защитник юридического лица полагают, что она не относится к подлежащим постановке на учет объектам оказывающим воздействие на окружающую среду. Кроме того, согласно мониторингу негативное воздействие не выявлено.

Указанные доводыудовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 59 Водного кодекса Российской Федерации, физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты (часть 1).

В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, а также при эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды (части 2, 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Законодательство относит к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, объекты капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определены постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 (далее Критерии).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Критериев в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр, такие объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору и в соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По смыслу указанных норм, деятельность, связанная с пользованием участками недр - с добычей подземных вод, оказывает или может оказать воздействие на состояние подземных водных объектов, следовательно, артезианские скважины, которые используются для ведения такой деятельности на основании лицензии на пользование недрами, являются, объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, артезианская скважинаАО «Быт», как объект, на котором осуществляется деятельность, связанная с пользованием участком недр для добычи полезных ископаемых, а также участком, содержащим подземные воды, которые используются для целей питьевого и наружного применения подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и подпунктом "б" пункта 6 Критериев.

Однако АО «Быт» не выполнило в соответствии с требованиямичасти 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность в течение двух лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона (с 1 января 2015 г.) поставить на государственный учет принадлежащий им на установленном законом праве объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не подало надлежащим образом оформленную соответствующую заявку согласно требованиям ст.69.2 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ.

При этом, у АО «Быт» имелась возможность подать надлежащим образом оформленную заявку на постановку на государственный учет артезианской скважины, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеперечисленных требований нормативно-правовых актов.

Поскольку неисполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет вышеуказанной артезианской скважины, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, влечет административную ответственность по ст. 8.46КоАП РФ, АО «Быт» было правомерно привлечено к административной ответственности по ст.8.46 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено с учетом всех подлежащих учету обстоятельств, в пределах санкции ст. 8.46КоАП РФ, соответствует ее минимальному порогу для юридических лиц и согласуется с правилами назначения наказания, предусмотренными статьей 4.1КоАП РФ.

Каких-либо нарушений, влекущих изменение или отмену обжалуемого постановления, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Рудик Г.П. от 29сентября 2020 года о назначении административного наказания АО «Быт» по ст.8.46 КоАП РФ оставить без изменения, жалобугенерального директора АО «Быт» Белоглазовой Т.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.Е. Хатов