Дело №
РЕШЕНИЕ
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым Захаров А.В.
с участием: представителя ООО «Геллион» - ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
заведующего отделом экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Геллион» ФИО3 на постановление заведующего отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «Геллион» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 150 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заведующего отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Геллион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Геллион» ФИО3 обратилась с жалобой, в которой просит постановление заведующего отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на решение Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и отмечает, что должностным лицом вменено ООО «Геллион» размещение отходов, но оставлено без внимания, что согласно условиям договора на оказание услуг ФИО5 размещал данные отходы, а ООО «Геллион» выполнял лишь их транспортировку. Протоколом об административном правонарушении транспортировка отходов 5 класса опасности не вменялась ООО «Геллион», а лишь только размещение.
Явившийся в судебное заседание представитель ООО «Геллион» - ФИО4 доводы жалобы поддержал в полном объёме. Подтвердил надлежащее извещение о дате, месте и времени рассмотрения дела генерального директора ООО «Геллион» ФИО3, просил рассмотреть дело в её отсутствие. Приобщил копии и оригинал акта сверки взаимных расчётов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Геллион» и ФИО7 претензию от ФИО6 к ООО «Геллион» от ДД.ММ.ГГГГ, копии приказа о назначении ФИО3 на должность генерального директора ООО «Гелион», решение участника ООО «Гелион» и устав организации.
Явившийся в судебное заседание заведующий отделом экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старший государственный инспектор Республики Крым ФИО2 против удовлетворении жалобы возражал, полагал, что оснований для отмены вынесенного постановления – не имеется. Помимо размещения грунта, относящегося к отходам производства и потребления 5 класса опасности на земельном участке, принадлежащем ФИО8 имел место факт размещения части грунта на соседнем участке, что зафиксировано как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении о привлечении к административной ответственности. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие генерального директора ООО «Геллион» ФИО3
Руководствуясь ч. 3 ст. 29.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, суд постановил продолжить рассмотрение жалобы в отсутствие генерального директора ООО «Геллион» ФИО3, так как это не препятствует полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд считает, что постановление заведующего отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению по следующим основаниям.
Так, на основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объёме.
В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из представленных материалов установлено следующее.
Согласно акту рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен факт несанкционированного размещения отходов в месте, не предназначенном для этих целей, а именно на открытом грунте земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Согласно данным Публичной кадастровой карты России данному земельному участку присвоен кадастровый №, установлены категория земель – земли населенных пунктов, и вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование. Выявленные отходы представляют собой отходы грунта, образовавшегося в результате осуществления землеройных работ. <адрес> несанкционированного размещения отходов на территории обследуемого земельного участка составила 524 кв.м. К акту рейдового осмотра приложена фототаблица.
Этого же числа государственным старшим инспектором Республики Крым ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках возбужденного административного расследования проведено повторное обследование с привлечением сотрудников Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр лабораторного анализа и технических измерений», на основании которого составлен акт №. В акте отражено, что с использованием GPS-навигатора установлено, что выявленные ранее (акт рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№) отходы грунта размещены как на территории земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>, <адрес><адрес>), так и на территории смежного с ним участка с кадастровым номером № Размещение на земельном участке с кадастровым номером № конкретизировано: от границы с земельным участком с кадастровым номером № до точек координат №№ Таким образом, отходы грунта, образовавшиеся в результате осуществления землеройных работ, несанкционированно размещены на площади 384 кв.м земельного участка с кадастровым номером №. К акту приложена фототаблица и план-схема, где зафиксирована площадь расположения грунта на участке с кадастровым номером №.
В ходе проведения административного расследования было установлено, что основанием для размещения ООО «Геллион» отходов грунта на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, является договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№У, заключенный Обществом с ФИО9. Согласно п. 1.1 данного договора Исполнитель (ООО «Геллион») обязуется оказать транспортные услуги по поставке грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, на объект, находящийся в собственности Заказчика (ФИО12 по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Вместе с тем, согласно прилагаемым к указанному ответу документам поставляемый грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, является отходом V класса опасности воздействия на окружающую среду (код Федерального классификационного каталога отходов 8 11 100 01 49 5), что подтверждается протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ№, проведенных аналитической лабораторией ООО «ЭкоДело» (ОГРН: №, аттестат аккредитации № RA.RU.21AH13 внесен в реестр ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества протокола об административном правонарушении №, а ДД.ММ.ГГГГ постановления № в отношении ООО «Геллион» об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О составлении данных процессуальных документов ООО «Геллион» извещался почтовыми отправлениями по юридическому адресу, почтовые извещения возвращались за истечением срока хранения, что суд считает надлежащим извещением юридического лица.
Согласно содержанию протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Геллион» вменено осуществление ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 40 минут несанкционированного размещения отходов в месте, не предназначенном для этих целей, а именно на открытом грунте земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> (<адрес>, пер. Андреевский, <адрес>) и <адрес>, общей площадью 524 кв.м. Размещённые на вышеуказанных земельных участках отходы представляют собой отходы грунта, образовавшегося в результате осуществления землеройных работ и согласно протоколу испытаний аналитической лаборатории ООО «ЭкоДело» от ДД.ММ.ГГГГ№ относятся к 5 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую природную среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены особые требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2); объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6); запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
В соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Суд считает, что представленными материалами доказана вина ООО «Геллион» в несанкционированном размещении ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ отходов грунта, образовавшегося в результате осуществления землеройных работ и согласно протоколу испытаний аналитической лаборатории ООО «ЭкоДело» от ДД.ММ.ГГГГ№ относящегося к 5 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую природную среду, в не предназначенном для этих целей месте, а именно на открытом грунте земельного участка с кадастровым номером № на площади 384 кв.м.
Эти обстоятельства подтверждаются приведёнными выше актами осмотров №, № и ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами и схемами, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, где правообладателем земельного участка с кадастровым номером № указана – <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – сельскохозяйственное использование (отсутствует указание на возможность размещения отходов 5 класса опасности), а также протоколом об административном правонарушении. Данные доказательства суд признаёт допустимыми и достаточными для указанных выше выводов.
Вместе с тем суд считает недоказанной виновность ООО «Геллион» в размещении отходов грунта на земельном участке с кадастровым номером №<адрес>, <адрес><адрес>) площадью 140 кв.м.
Так, согласно п. 1.1 договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№У, заключенного ООО «Геллион» с ФИО1, общество оказывало транспортные услуги по поставке грунта на объект, находящийся в собственности ФИО1 и расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Право собственности на передаваемый грунт согласно п. 1.1 данного договора переходит к ФИО1 Эти обстоятельства подтверждаются: спецификацией № от ДД.ММ.ГГГГ и приобщёнными в суде актом сверки и претензией ФИО1
Однако в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Геллион» не вменялось транспортирование отходов грунта на земельный участок с кадастровым номером № (<адрес>, пер. Андреевский, <адрес>), принадлежащий ФИО10
Действия же по размещению отходов грунта на земельном участке, принадлежащем ФИО11 не зависели от воли юридического лица – ООО «Геллион», так как он был связан договорными отношениями по транспортировке отходов грунта на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Вместе с тем, этот факт договорных отношении ООО «Геллион» с ФИО1 на транспортировку отходов грунта не освобождает юридическое лицо от административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за размещение отходов грунта, образовавшегося в результате осуществления землеройных работ и согласно протоколу испытаний аналитической лаборатории ООО «ЭкоДело» от ДД.ММ.ГГГГ№ относящегося к 5 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую природную среду, на открытом грунте земельного участка с кадастровым номером № на площади 384 кв.м, поскольку это не охватывалось п. 1.1 договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№У, а проверка места выгрузки перевозимого грунта такая же обязанность юридического лица, как и второй стороны договора (соблюдение договорённости об адресе доставки: <адрес>, <адрес><адрес>).
В связи с изложенным постановление заведующего отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению, а именно надлежит исключить недоказанные обстоятельства из описательно-мотивировочной части постановления и снизить наказание юридическому лицу в связи с изменением характера и степени правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заведующего отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – ООО «Галлион» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей – изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на виновность ООО «Геллион» в размещении отходов грунта на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>, <адрес><адрес>) площадью 140 кв.м и снизить наказание ООО «Геллион» по ст. 8.2 КоАП РФ до 100 000 рублей.
В остальной части постановление заведующего отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения.
Доводы жалобы генерального директора ООО «Геллион» ФИО3 – считать удволетворёнными частично.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья Алуштинского
городского суда А.В. Захаров