ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-89/2016 от 20.05.2016 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело №12-89/2016

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов 20 мая 2016 года

Судья Ленинского районного суда г. Тамбова Словеснова А.А., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о назначении административного наказания по делу № АП2-200/15 *** года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя УФАС по Тамбовской области от *** по делу № АП2-200/15 ФИО2 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 руб.

В вину ФИО2 вменено то, что она, являясь заместителем председателя Жилищного комитета администрации города Тамбова и исполняя обязанности руководителя Жилищного комитета администрации города Тамбова, на который была возложена обязанность по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...>, допустила неоднократное нарушение порядка и сроков осуществления объявленных конкурсных процедур, поскольку не обеспечила рассмотрение конкурсных заявок и проведение конкурса в объявленные сроки, повлекшее отказ от проведения конкурса, так как договор управления новым домом был заключен не по итогам объявленного конкурса, а на основании решения собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа управления и управляющей организации. Таким образом, ФИО1 нарушила положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ФИО1 не согласилась с указанным постановлением УФАС по Тамбовской области и обратилась в Ленинский районный суд г.Тамбова с жалобой, указав, что разрешение № RU 68306000-498 на ввод многоквартирного жилого дома по ул.Свободной, д.6, в эксплуатацию выдано застройщику ООО «Элвис-М» администрацией города Тамбова 25.10.2013г. Таким образом, в соответствии с Жилищным законодательством открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления указанным домом должен был быть объявлен 14 ноября 2013 и мог быть проведен в соответствии с действующим Жилищным кодексом в течение 40 дней от даты размещения извещения о проведении конкурса. В установленный законодательством срок открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом объявлен не был и соответственно не проводился. В указанный период она не являлась ответственным должностным лицом жилищного комитета администрации города Тамбова, т.к. исполняет обязанности заместителя председателя жилищного комитета администрации города Тамбова только с 04.12.2013 года. Конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул.Свободной, д.6, г.Тамбова, объявлен извещением о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 30.12.2013 года и назначен на 12.02.2014 на 9 час, 30 мин. Данный конкурс проводится в соответствии с Правилами проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N75). Открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не должен проводиться только в том случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления своим домом.» В жилищный комитет администрации города Тамбова в марте 2014 года поступил договор, заключенный 05.03.2014 между собственниками помещений дома 6 по ул. Свободной и ООО «УК Современник», на основании протокола общего собрания собственников помещения от 03.03.2014. В связи с указанным, 07.03.2014 в извещение о проведении конкурса были внесены изменения в связи с выбором собственниками помещений способа управления. Данное извещение было оформлено и опубликовано надлежащим образом. В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, основной целью проведения конкурса по выбору управляющей организации является соблюдение прав собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания граждан. На основании протокола общего собрания от 03.03.2014 собственники помещений многоквартирного дома № 6 по ул. Свободной г.Тамбова 05.03.2014 заключили с ООО «УК Современник» договор управления многоквартирным домом. Согласно п. 3.5. указанного договора расчет размера платы за работы, услуги, обслуживание, содержание и текущий ремонт общего имущества на момент заключения договора составлял 5 рублей 72 копейки. В соответствии с конкурсной документацией размер платы за содержание и ремонт жилого помещения объекта конкурса составлял 10 рублей 64 копейки за кв.м. общей площади помещения в месяц. Таким образом, заключение договора управления домом с ООО «УК Современник» не нарушило прав собственников жилых помещений указанного дома. Кроме того, у жилищного комитета администрации города Тамбова после предоставления протокола и договора управления отсутствовала обязанность по проведению конкурса, так как способ управления домом уже был выбран собственниками помещений самостоятельно, и проведение конкурса в такой ситуации могло привести к нарушению прав собственников, которые своим решением выбрали управляющую организацию. Данное решение никем не оспорено. От претендентов, подавших заявки на участие в конкурсе (ООО «УК Теплый дом», ООО «ЖилСервисПлюс», ООО «УК Содружество») заявления и жалобы не поступали. В связи с тем, что способ управления домом был выбран собственниками помещений многоквартирного дома самостоятельно, считает необоснованным выводы УФАС по Тамбовской области о предоставлении со стороны жилищного комитета администрации города Тамбова незаконных преимуществ ООО «УК Современник» в управлении новым домом. Кроме того, в соответствии с п.п.6, 7 постановления Правительства РФ от 06.02.2006г. №75 был определен организатор конкурса - жилищный комитет администрации города Тамбова, назначены лица, ответственные за проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, с закреплением исполнения данных обязанностей в должностной инструкции, информация о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих для управления многоквартирными домами размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov. Постановлением администрации города Тамбова от 05.05.2010 № 3803 «О постоянно действующей конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами» (с последующими) утверждены состав постоянно действующей конкурсной комиссии и положение о постоянно действующей конкурсной комиссии. В соответствии с п. 22 Правил № 75 на рассматриваемый период (декабрь-март 2014 года) состав конкурсной комиссии составлял 11 человек, в том числе должностные лица органа местного самоуправления, являющегося организаторам конкурса - 3 человека. Тамбовская городская Дума решениями от 29.12.2010 № 137, от 26.05.2011 № 299 и от 25. 04.2012 № 575 в постоянно действующую конкурсную комиссию по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами делегировала 5 депутатов Тамбовской городской Думы пятого созыва. Пунктом 4.7. Положения о комиссии установлено, что комиссия правомочна, если на заседании присутствуют более 50 процентов общего числа ее членов, что также определено п. 27 Правил № 75 - Конкурсная комиссия правомочна, если на заседании присутствуют более 50 процентов общего числа ее членов. Пунктом 5.2. Положения о комиссии установлено, что члены комиссии обязаны лично присутствовать на заседании комиссии, знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку на участие в конкурсе. Пунктом 6.1. Положения определена ответственность членов комиссии за несоблюдение или нарушение Положения. На основании изложенного полагает, что организатором конкурса приняты исчерпывающие организационные меры для обеспечения проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул.Свободной,6, был объявлен извещением о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 30.12.2013 года, согласно которому установлены следующие сроки:

-срок окончания приема заявок определен 31.01.2014 в 09час.30 мин.,

-дата и время вскрытия конвертов - 31.01.2014 в 09час.30 мин.,

-дата и время рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе - 06.02.2014 в 09 час. 30 мин.,

-дата и время проведения конкурса по лотам - 12.02.2014 в 09 час.30 мин.

Однако, вскрытие конвертов в установленный в извещении срок 31.01.2014 в 09 час.30 мин не состоялся в связи с отсутствием правомочности комиссии, т.к. на комиссии присутствовало 3 члена комиссии, являющиеся служащими жилищного комитета администрации города Тамбова. По результатам заседания комиссии был составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами с указанием на отсутствие кворума конкурсной комиссии с переносом даты вскрытия конвертов с заявками на 07.02.2014 на 09 час. 30 мин.

Но, в установленный срок 07.02.2014 в 09 час. 30 мин., вскрытие конвертов также не состоялось по аналогичным причинам. Протоколом от 07.02.2014 зафиксирован факт отсутствие кворума, дата вскрытия конвертов с заявками перенесена 17.02.2014 на 09 час. 30 мин.

В связи с отсутствием кворума комиссии вскрытие конвертов переносилось на 24.02.2014, на 04.03.2014, на 11.03.2014.

Все члены комиссии извещались о датах заседания надлежащим образом. Уведомления направлялись посредством телефонной связи, 06.02.2014 и 03.0З.2014, направлялись факсограммы. Кроме того протоколы о переносе заседания комиссии размещались на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru в соответствии с требованиями Правил № 75.

На всех заседаниях комиссии присутствовали члены комиссии, являющиеся служащими жилищного комитета администрации города Тамбова, в том числе она, как член комиссии.

Организатором конкурса, в рамках имеющихся полномочий, были приняты установленные меры для созыва комиссии в целях проведения конкурсных процедур. Обеспечить явку членов комиссии, не являющихся служащими жилищного комитета, не представилось возможным т.к. не организатор конкурса не обладает мерами воздействия на лиц, включенных в конкурную комиссию.

На основании договора, заключенного 05.03.2014 между собственниками лома № 6 по ул. Свободной и ООО «УК Современник», предоставленного в жилищный комитет администрации города Тамбова, в извещении о проведении конкурса 07.03.2014 были внесены изменения в связи с выбором собственниками помещений способа управления. Всем претендентам на участие в конкурсе – ООО «УК Теплый дом», ООО «ЖилСервисПлюс»,ООО «УК Содружество» ООО «УК Современник» был произведен возврат средств в сумме 6 291,8 руб. каждому, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Также она не согласна с предъявленным обвинением в части нарушения установленного порядка и сроков внесения изменений в конкурсную документацию, поскольку в соответствии с п. 50. Правил № 75 организатор конкурса по собственной или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Состав конкурсной документации определяется п. 41 Правил № 75. Организатором конкурса изменения конкурсной документации не производились. Извещение о вскрытии конвертов в состав конкурсной документации не входит.

На основании выше изложенного считает, что ее действия не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем в ее действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, отсутствует.

При этом ФИО2 в указанной жалобе просит применить к ней положения ст.2.9 КоАП РФ, отменить постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО3 от 11.02.2016 о назначении административного наказания по делу № АП2-200/15 об административном правонарушении и прекратить производство по делу.

Жалоба ФИО2 рассматривается с ее участием. ФИО2 разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, положения ст.51 Конституции РФ. Права ясны и понятны. Отводов, ходатайств не заявлено.

В судебном заседании ФИО2 вину в совершении правонарушения частично признала, просила суд признать его малозначительным.

Представитель УФАС по Тамбовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно ходатайства просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее в судебном заседании представители УФАС по Тамбовской области по соответствующим доверенностям ФИО4 и ФИО5 возражали против удовлетворения жалобы, считая, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 11.02.2016г. №АП2-200/15, ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, выразившееся в неоднократном нарушении порядка и сроков осуществления объявленных конкурсных процедур по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...>, повлекшее отказ от проведения указанного конкурса, поскольку договор управления новым домом был заключен не по итогам объявленного конкурса, а на основании решения собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа управления и управляющей организации, что является нарушением ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как совершены действия (бездействие), которые приводят или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке управления многоквартирными жилыми домами в г. Тамбове и Тамбовском районе.

Согласно части 13 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом.

Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75 Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее Правила проведения конкурса).

В соответствии с пунктом 4 Правил конкурс проводится на основе следующих принципов:

1)создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных претензий;

2) добросовестная конкуренция;

3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещением в доме;

3)доступность информации о проведении конкурса и обеспечения открытости его проведения.

Таким образом, организация и проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе, в случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса, должны осуществляться в порядке, установленном Правилами.

Часть 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации является императивной нормой, подлежащей безусловному исполнению со стороны органе местного самоуправления.

Следует отметить, что в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса до заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Реализация статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способствует развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами путем создания условий для выбора контрагента предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах.

Жилищный комитет администрации города Тамбова - организатор вышеназванного открытого конкурса № 301213/2787672/01 является органе администрации города Тамбова в соответствии со статьей 1 Положения «О жилищном комитете администрации города Тамбова», утвержденного решением Тамбовской городской думы от 28 сентября 2006 года № 251 (с последующими изменениями), который наделяется правами юридического лица, имеет" самостоятельный баланс и лицевые счета в органах федерального казначейства, печати, штампы и бланки со своим наименованием, как установлено статьей 3 названного Положения.

Следовательно, жилищный комитет администрации города Тамбова (далее также Комитет) относится к органам местного самоуправления города Тамбова в соответствии с частью 1 статьи 22 и частью 2 статьи 35 Устава города Тамбова, а потому на его акты и действия распространяют свое действие положения Закона о защите конкуренции, в том числе - статья 15 указанного Закона.

В статье 8 Положения «О жилищном комитете администрации города Тамбова» определены основные задачи Комитета, пунктом 3 которых такой задачей названа организация управления многоквартирными домами в рамках полномочий, определенных действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, Администрация города Тамбова 25 октября 2013 года выдала разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU 68306000-498 застройщику – обществу с ограниченной ответственностью «Элвис-М» на ввод многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

30 декабря 2013 года жилищный комитет администрации города Тамбова, как организатор конкурса разместил извещение №301213/2787672/01 с утвержденной конкурсной документацией о проведении открытого конкурса по отбору; управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Свободная, 6 на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Согласно извещению были объявлены следующие сроки:

дата начала подачи заявок - 30.12.2013;

дата окончания подачи заявок - 31.01.2014;

дата и время вскрытия конвертов - 31.01.2014; -

дата рассмотрения заявок - 06.02.2014;

срок отказа от проведения конкурса - 12.02.2014;

дата проведения конкурса - 12.02.2014.

На участие в объявленном конкурсе по отбору управляющей организации для управления рассматриваемым многоквартирным домом было подано четыре заявки от следующих претендентов:

ООО «Управляющая компания «Жилсервис-Плюс» (392027, <...>);

ООО «УЖК «Содружество-С» (392000. <...>);

-ООО «Управляющая компания Теплый дом» (392027, <...>);

ООО «Управляющая компания Современник» (392000, <...>).

31.01.2014 в 09-30 часов, вскрытие конвертов четырьмя поданными заявками не было осуществлено, что не предусмотрено действующим законодательством и нарушило и законные интересы претендентов на управление домом по объявленному конкурсу.

03.02.2014 в извещение внесено изменение, в котором сообщалось: «В связи с отсутствием кворума постоянно действующей конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организаций для управления многоквартирными домами вскрытие конвертов с заявками переносится на 9 ч. 30 мин. 07 февраля 2014».

Однако, вскрытие конвертов в указанный день также не было осуществлено, а указанная процедура была перенесена на другой срок, причём неоднократно:

10.02.2014 - вскрытие конвертов перенесено на 9 часов 30 минут 17.02.014 года,

17.02.2014 - вскрытие конвертов перенесено на 9 часов 30 минут 24.02.2014 года

24. 02.2014 - вскрытие конвертов перенесено на 9 часов 30 минут 04.03.2014 года.

05.03.2014 - вскрытие конвертов перенесено на 9 часов 30 минут 11.03.2014 года.

После чего, 11 марта 2014 года, организатором торгов было размещено извещение об отказе от проведения конкурса, поскольку собственники помещений многоквартирного дома сами выбрали способ управления и управляющую организацию в лице ООО «УК Современник», которая была также одним из претендентов на участие в рассматриваемом конкурсе.

Действующее федеральное законодательство, в том числе Правила проведения торгов, не предусматривают право организатора торгов переносить вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и произвольно менять объявленные сроки и порядок проведения конкурса и его этапов.

Пунктом 50 Правил проведения торгов установлено, что организатор конкурса по собственной инициативе или в соответствии с запросом лица вправе вносить изменения в конкурсную документацию не позднее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Рассмотренные выше изменения извещения в части перенесения объявленных ранее сроков вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, проведения конкурса, осуществлены в нарушение установленного порядка и сроков внесения изменений в конкурсную документацию.

Указанное свидетельствует о нарушении объявленного порядка проведения конкурса, а значит, о нарушении прав и законных интересов участников конкурса в лице трех других претендентов на управление (ООО «Управляющая компания «Жилсервис-Плюс», ООО «УЖК «Содружество-С» и ООО «Управляющая компания Теплый дом»), поскольку лишило их возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к управлению многоквартирным домом, что приводит к ограничению конкуренции.

Непроведение в случаях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством и Правилами проведения торгов, открытого конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении и проведении конкурса могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия управления многоквартирными домам, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в указанных домах, а также хозяйствующих субъектов - участников рынка управления ими.

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами, как в границах территории Тамбовской области, так и на территории Российской Федерации в целом, является высококонкурентным, характеризуется значительным количеством выступающих на нем хозяйствующих субъектов. Вид конкурентной деятельности на данном рынке - предоставляемый хозяйствующими субъектами комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Таким образом, указанными действиями жилищный комитет администрации города Тамбова, нарушил право претендентов (конкурентов) на управление вышеуказанным многоквартирным домом и создал необоснованное препятствование, осуществлению ими деятельности, тем самым предоставил незаконные преимущества в управлении новым домом отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «УК Современник», получившему право управления вне конкурса - на основании прямого выбора управления собственниками помещений многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, на конкурс по отбору управляющей организации претендовали ещё три хозяйствующих субъекта: ООО «Управляющая компания «Жилсервис-Плюс», ООО «УЖК «Содружество-С» и ООО «Управляющая компания Теплый дом», которые также могли бы получить право на осуществление управления вышеуказанным многоквартирным домом, но по результатам конкурса посредством конкурентного состязательства.

Все 4 претендента являются конкурирующими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке управления многоквартирными жилыми домами в г. Тамбове и Тамбовском районе.

Однако, три хозяйствующих субъекта - ООО «Управляющая компания Плюс», ООО «УЖК «Содружество-С» и ООО «Управляющая компания Теплый дом» из 4-х претендентов на участие в конкурсе не только были выведены из управление вышеуказанным многоквартирным домом, но и понесли затраты на участие в конкурсе (материальные, трудовые, временные).

Согласно Правилам проведения конкурса заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы о претенденте, документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия или заверенные в установленном порядке копии таких документов, в том числе документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки в конкурсе. Получение данных документов затруднителен, так как для сбора таких документов необходимо время и дополнительные затраты, а для внесения задатка свободные денежные средства участников конкурса.

На участие в данном конкурсе вышеуказанные претенденты внесли денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере 6291,8 рублей, что подтверждено платежными поручениями № 29 от 28.01.2014 (ООО компания «Жилсервис-Плюс», № 270 от 30.01.2014 (ООО «УЖК ») и № 1 от 17.01.2014 (ООО «Управляющая компания Теплый Дом»)

Возврат денежных средств, внесенных вышеуказанными претендентами в обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере 6291,8 рублей, осуществлен был 14 марта 2014 года, после принятия решения об отказе в проведении от 11 марта 2014 года.

Вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства свидетельствуют, что жилищный комитет администрации города Тамбова допустил нарушение положений ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции».

Частью 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, по смыслу статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В силу ст. 37 Федерального закона № 135-ФЗ за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Субъективная сторона данного деяния характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, наделенное в установленном законом порядке распределительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Согласно представленным администрацией города Тамбова сведениям и документам (вх. от 10.08.2015 № 7866) установлено, что на время совершения вышеизложенных противоречащих антимонопольному законодательству действий функции руководителя жилищного комитета исполняла заместитель председателя жилищного комитета администрации города Тамбова ФИО2, в связи с нетрудоспособностью в данный период председателя комитета. Это подтверждается табелем рабочего времени за февраль - март 2014 года. Следовательно, ФИО2 является ответственным должностным лицом за совершение вышеизложенных противоречащих антимонопольному законодательству действий Комитета, в связи с чем административная ответственность по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ лежит на данном должностном лице.

При таких обстоятельствах с учетом указанных норм закона, полагаю постановление руководителя УФАС по Тамбовской области от 11 февраля 2016 года по делу № АП2-136/15 о признании ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, законным.

Вина ФИО2 состоит в том, что она, как ответственное должностное лицо и заместитель руководителя профильного подразделения, не обеспечила выполнение установленных законодательством Российской Федерации о конкуренции требований и не предприняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению со стороны администрации города Тамбова как органа местного самоуправления.

Выводы обжалуемого постановления обоснованны, полно мотивированны, подтверждены доказательствами и не опровергаются доводами жалобы.

Доводы ФИО2 о том, что со стороны организатора конкурса предпринимались все возможные меры по извещению членов комиссии для созыва необходимого кворума для проведения конкурса, суд считает необоснованными, поскольку как следует из представленных материалов дела извещение членов конкурсной комиссии производилось всего за один календарный день до назначенного вскрытия конвертов.

Доводы ФИО2 о нарушении сроков открытия конкурса по отбору управляющей организации для управления домом №6 по ул.Свободная г.Тамбова суд считает также необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в вину ФИО2 вменено нарушение антимонопольного законодательства за неоднократное нарушение порядка и сроков осуществления уже объявленных конкурсных процедур, повлекших отказ в проведении конкурса.

Наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, в минимальном размере.

Обстоятельства, исключающие производство по делу, не установлены.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, по делу не имеется.

Доводы ФИО2 о том, что административное правонарушение является малозначительным, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, которых по настоящему делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 - 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о назначении административного наказания по делу № АП2-200/15 от *** об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней.

Судья А.А. Словеснова