ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/16КОПИ от 14.11.2016 Билибинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 12-8/2016 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении

14 ноября 2016 года город Билибино

Судья Билибинского районного суда Чукотского автономного округа Медникова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Чукотэнерго» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Чукотэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО «Чукотэнерго» направило в Анадырский городской суд жалобу, в которой просит вышеназванное постановление отменить, производство по делу прекратить.

Определением Анадырского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба вместе со всеми материалами дела передана по подведомственности в Билибинский районный суд.

Представитель Государственной инспекции труда в Чукотском АО (далее – инспекция) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания инспекция извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу в отсутствии своего представителя.

Представители АО «Чукотэнерго» в судебном заседании ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы жалобы и дополнений к жалобе в полном объеме, просили постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях АО Общества события административного правонарушения, поскольку главный государственный инспектор ФИО1 в ходе проведения дополнительной проверки несчастного случая на производстве не запрашивал у Общества документы, подтверждающие прохождение ФИО5 обучения по охране труда на рабочем месте, в порядке, установленном трудовым законодательством. Более того, получив заключение о несчастном случае, Общество предоставило инспектору документы, подтверждающие что ФИО5 прошел обучение по охране труда на рабочем месте, что нашло отражение в обжалуемом постановлении.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Чукотэнерго» в полном объеме, изучив доводы жалобы и дополнения к ней, выслушав объяснения представителей АО «Чукотэнерго», суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Часть 3 статьи 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Данное конституционное положение конкретизировано в Трудовом кодексе РФ, который возлагает на работодателя обязанность обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и обеспечения проверки знаний требований охраны труда, а на работника - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку требований охраны труда (статьи 212, 225 ТК РФ).

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 (далее – постановление № 1/29) и обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Постановления № 1/29 работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов;

Пунктом 2.2.1 Постановления № 1/29 установлено, что работодатель обязан организовать в течении месяца после приема на работу обучение безопасным методом и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям;

Согласно пункту 2.2.3 Постановления № 1/29 работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает установление в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ порядка, формы, периодичности и продолжительности обучения по охране труда и проверки.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Чукотском АО завершено дополнительное расследование несчастного случая на производстве происшедшего ДД.ММ.ГГГГ с электрослесарем по ремонту оборудования РУ 5 разряда АО «Чукотэнерго» филиала Северные электрические сети ФИО5

По результатам расследования несчастного случая на производстве выявлены нарушения статьей 212, 225 ТК РФ, пункта 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 Постановления № 1/29, а именно, что работодателем не обеспечено проведение обучение по охране труда электрослесаря по ремонту оборудования РУ 5 разряда ФИО5 на рабочем месте, в порядке, установленном трудовым законодательством.

По факту выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов ДД.ММ.ГГГГ инспектором составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Чукотэнерго» вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.

В постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ инспектором указано, что вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, сделан исходя из имеющихся в период дополнительного расследования документов, находящихся в материалах расследования несчастного случая.

Вместе с тем, частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса, который должен содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

По смыслу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Исходя из части 2 статьи 26.2 и части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ с электрослесарем по ремонту оборудования РУ 5 разряда АО «Чукотэнерго» филиала Северные электрические сети ФИО5 произошел несчастный случай на производстве.

ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором АО «Чукотэнерго» ФИО6 утвержден акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1), в пункте 6 которого указано, что:

- ДД.ММ.ГГГГ пострадавший в результате несчастного случая на производстве ДД.ММ.ГГГГ электрослесарь ФИО5 прошел вводный инструктаж и целевой инструктаж на рабочем месте по профессии и виду работ, при выполнении которой произошел несчастный случай, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пострадавший прошел стажировку на рабочем месте и обучение по охране труда по профессии или виду работ, при выполнении которой произошел несчастный случай. Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работ, при выполнении которой произошел несчастный случай – ДД.ММ.ГГГГ (протокол ).

Материалы расследования АО «Чукотэнрего» несчастного случая были переданы для проведения дополнительного расследования главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Чукотском АО ФИО1

По результатам дополнительного расследования несчастного случая инспектор ДД.ММ.ГГГГ составил заключение по несчастному случаю из которого следует, что обучение ФИО5 по охране труда по профессии или виду работ, при выполнении которой произошел несчастный случай, не проводилось.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Чукотэнерго» инспекцией было направлено уведомление -исх о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении. Согласно данному уведомлению, составление протокола об административном правонарушении было назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Чукотэнерго» направило в инспекцию письмо с объяснениями, согласно которому Общество после получения Заключения о несчастном случае дополнительно предоставило инспектору документы о прохождении пострадавшим стажировки и обучения безопасными методами работы. К указанному письму были приложены следующие документы:

- распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О стажировке электромонтера 5-го разряда ФИО5», в соответствии с которым ФИО5 допускается к стажировке на рабочем месте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в течении 14 смен), ответственным обучающим лицом назначен мастер участка по ремонту ПС и ТП ФИО7;

- распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О допуске к самостоятельной работе электромонтера 5-го разряда ФИО5», согласно которому в связи с окончанием стажировки и успешным прохождением ДД.ММ.ГГГГ проверки знаний МПОТ, ПТЭ, ППБ ФИО5 допускается к самостоятельной работе с ДД.ММ.ГГГГ;

- программа подготовки электрослесаря 5 разряда по ремонту оборудования распределительных устройств участка ПС и ТП Чаунского РЭС ФИО5», утвержденная ДД.ММ.ГГГГ начальником Чаунского РЭС ФИО8 и подписанная ответственным за обучение лицом мастером участка по ремонту ПС и ТП ФИО7

Представитель АО «Чукотэнерго» с выявленными нарушениями был не согласен, о чем он указал в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ общество повторно направило в адрес инспекции письмо с объяснениями и копиями документов о прохождении ФИО5 стажировки и обучения безопасными методами работы.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ АО «Чукотэнерго» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, а именно за то, что общество не обеспечило обучение по охране труда электрослесаря по ремонту оборудования РУ 5 разряда ФИО5 на рабочем месте, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.

Оценивая законность и обоснованность оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу, что как на момент составления протокола об административном правонарушении, так и на момент вынесения обжалуемого постановления, инспектор располагал документами, свидетельствующими о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО5 в установленном законом порядке прошел обучение по охране труда по соответствующей программе на рабочем месте.

Вместе с тем, изложенные обстоятельства, оцениваемые в своей совокупности, представленные обществом документы, не получившие надлежащей оценки, а также вышеуказанные положения КоАП РФ не были учтены инспектором при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении АО «Чукотэнерго» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении требования статьи 24.1 и статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, события административного правонарушения, инспектором не были соблюдены.

Кроме того, судом установлено, что, проводя дополнительную проверку несчастного случая, инспектор не запрашивал у общества документы, подтверждающие, что оно проводило обучение по охране труда электрослесаря по ремонту оборудования РУ 5 разряда ФИО5 на рабочем месте. Хотя право государственного инспектора труда запрашивать у работодателя необходимые документы прямо предусмотрено абзацем 3 статьи 357 ТК РФ, подпунктом «б» пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 875, а также статьей 12 Конвенции МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения жалобы на постановление о привлечении АО «Чукотэнерго» к административной ответственности обществом также были представлены указанные выше документы, а также приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГФИО5, копия журнала регистрации инструктажа на рабочем месте (первичного), копия протокола проверки знаний от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ФИО5 прошел обучение по охране труда, копия удостоверения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным органом не представлены надлежащие доказательства совершения обществом вменяемого ему правонарушения, что свидетельствует о недоказанности события административного правонарушения, и, как следствие, не доказал наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В связи с чем, доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения не подлежат оценке при рассмотрении жалобы, поскольку постановление вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, влекущих его отмену, при этом суд не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения или события административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с абзацем 4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5, если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Чукотэнерго», нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Чукотэнерго» на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу акционерного общества «Чукотэнерго» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чукотском автономном округе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Чукотэнерго», отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (подпись) А.В. Медникова

Копия верна:

Судья А.В. Медникова