№ 12-8/2019
РЕШЕНИЕ
п.г.т. Погар 03 апреля 2019 года
Судья Погарского районного суда Брянской области Гузанов Д.Е.,
при секретаре Рубис Д.А.,
с участием представителя АО «Погарская картофельная фабрика» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя акционерного общества «Погарская картофельная фабрика» ФИО3 на постановление начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» № от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Погарская картофельная фабрика»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» № от 12 февраля 2019 года АО «Погарская картофельная фабрика» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Основанием для привлечения к ответственности послужило то обстоятельство, что АО «Погарская картофельная фабрика» являлось принимающей стороной по отношению к гражданке ФИО6ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., временно пребывающей на территории РФ, и первоначально поставленной на миграционный учет по месту пребывания на срок по 12 августа 2018 года. Однако, 14 июня 2018 года между АО «Погарская картофельная фабрика» и ФИО2 был заключен договор подряда № на срок действия один год. При этом, АО «Погарская картофельная фабрика» не сообщило в территориальный орган МВД Российской Федерации об изменении срока временного пребывания ФИО2, в срок три рабочих дня после заключения договора (т.е. до 20.06.2018 г.), установленный п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в нарушение ч. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Не согласившись с принятым постановлением, представитель АО «Погарская картофельная фабрика» ФИО3 подала жалобу, в которой просит изменить вышеуказанное постановление начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский», заменив наказание в виде штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель АО «Погарская картофельная фабрика» - ФИО1 поддержал доводы жалобы, указав на то, что при вынесении обжалуемого постановления не было учтено отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также вся совокупность смягчающих ответственность обстоятельств, в том числе, отсутствие умысла, добровольное прекращение противоправного поведения, добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение о факте его совершения, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Наличия вреда или возникновения угрозы причинения вреда в результате допущенного бездействия не имеется, при этом, АО «Погарская картофельная фабрика» относится к субъектам среднего предпринимательства, и ранее к административной ответственности за совершение подобных правонарушений не привлекалось. В связи с чем, представитель также просил применить положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.
Выслушав объяснения представителя АО «Погарская картофельная фабрика» - ФИО1, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей, в связи с осуществлением миграционного учета, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан на территории РФ", иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Под принимающей стороной согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) понимается, в том числе, юридическое лицо, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 109-ФЗ, п. 42 Правил миграционного учета иностранных граждан, в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, принимающая сторона или в установленных законом случаях иностранный гражданин обязаны в течение трех рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Момент возникновения обязанности принимающей стороны и начало срока для ее исполнения привязываются к факту изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, к которым среди прочего относятся заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации (п. 9 ч. 1 Закона N 109-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что 14 июня 2018 года уполномоченным представителем принимающей стороны - АО «Погарская картофельная фабрика» - было подано в МП ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» уведомление о постановке на миграционный учет гражданки ФИО7ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., временно пребывающей на территории РФ, сроком до 12 августа 2018 года.
В то же день, 14 июня 2018 года между АО «Погарская картофельная фабрика» и ФИО4 был заключен договор подряда № на срок действия один год, по условиям которого последняя приняла на себя обязательства по ежемесячному выполнению работ в пользу заказчика, предусматривающих нахождение на территории РФ.
Следовательно, заключение вышеуказанного договора на срок один год являлось основанием для изменения ранее указанного срока пребывания ФИО2 в Российской Федерации. В этот же момент возникла обязанность принимающей стороны по уведомлению территориального органа МВД Российской Федерации об изменении заявленных сроков пребывания иностранного гражданина, чего в установленный п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» трехдневный срок сделано не было.
Нарушение юридическим лицом требований п.42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета граждан и лиц без гражданства в РФ» подтверждено установленными обстоятельствами административного правонарушения и исследованными доказательствами.
АО «Погарская картофельная фабрика», как принимающая сторона иностранного гражданина, правомерно признано виновным в совершении данного административного правонарушения, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что у него имелась возможность для соблюдения прав и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деянии данного юридического лица имеется состав вмененного административного правонарушения, поскольку целями миграционного законодательства РФ являются защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и иностранных граждан, находящихся в России, а также обеспечение национальной безопасности РФ и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего миграционного законодательства, а субъектом правонарушения при этом правомерно признано АО «Погарская картофельная фабрика».
Административное наказание АО «Погарская картофельная фабрика», как юридическому лицу, назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, данных о юридическом лице и обстоятельств правонарушения, в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкциями ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ.
Также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, правомерно не усмотрело оснований для применения положений ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, с чем соглашается суд, поскольку анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на АО «Погарская картофельная фабрика» административного штрафа на предупреждение.
Административное правонарушение, за совершение которого общество привлечено к ответственности, относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы безопасности государства в данной сфере.
Одной из приоритетных целей ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Таким образом, оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не усматривается.
Суд также учитывает, что положения ст. 4.1.1. КоАП РФ подлежат применению лишь в случае, если совершенное административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в данном случае административным органом проводилась проверка не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в порядке КоАП РФ, по факту выявленных признаков правонарушения в действиях АО «Погарская картофельная фабрика».
Вместе с тем, довод жалобы о чрезмерно строгом наказании является обоснованным, поскольку представитель АО «Погарская картофельная фабрика» в суде вину общества в совершенном правонарушении признал, заявив о раскаянии и несоразмерности назначенного наказания в виде штрафа содеянному, а также финансовому положению общества, включенному в перечень субъектов среднего предпринимательства.
С учетом принципов гуманизма, справедливости и соразмерности наказания содеянному, а также обстоятельств правонарушения, суд считает назначенное наказание чрезмерно строгим, что влечет изменение обжалуемого постановления.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ.
Учитывая признание вины представителем АО «Погарская картофельная фабрика», раскаяние в совершенном правонарушении и сообщение о тяжелом финансовом положении общества, суд, принимая во внимание обстоятельства правонарушения и отсутствие вредных последствий, приходит к выводу о возможности применения положений ч.3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения размера ранее назначенного наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, для возможности реального исполнения наказания, а также для соблюдения принципов разумности и справедливости назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Погарская картофельная фабрика» изменить в части размера административного штрафа
Назначить акционерному обществу «Погарская картофельная фабрика» наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В остальной части постановление должностного лица полиции начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» № от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, а жалобу представителя акционерного общества «Погарская картофельная фабрика» ФИО3 – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст. 30.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Д.Е. Гузанов