ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/19 от 03.04.2019 Погарского районного суда (Брянская область)

№ 12-8/2019

РЕШЕНИЕ

п.г.т. Погар 03 апреля 2019 года

Судья Погарского районного суда Брянской области Гузанов Д.Е.,

при секретаре Рубис Д.А.,

с участием представителя АО «Погарская картофельная фабрика» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя акционерного общества «Погарская картофельная фабрика» ФИО3 на постановление начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Погарская картофельная фабрика»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» от 12 февраля 2019 года АО «Погарская картофельная фабрика» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Основанием для привлечения к ответственности послужило то обстоятельство, что АО «Погарская картофельная фабрика» являлось принимающей стороной по отношению к гражданке ФИО6ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., временно пребывающей на территории РФ, и первоначально поставленной на миграционный учет по месту пребывания на срок по 12 августа 2018 года. Однако, 14 июня 2018 года между АО «Погарская картофельная фабрика» и ФИО2 был заключен договор подряда на срок действия один год. При этом, АО «Погарская картофельная фабрика» не сообщило в территориальный орган МВД Российской Федерации об изменении срока временного пребывания ФИО2, в срок три рабочих дня после заключения договора (т.е. до 20.06.2018 г.), установленный п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в нарушение ч. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Не согласившись с принятым постановлением, представитель АО «Погарская картофельная фабрика» ФИО3 подала жалобу, в которой просит изменить вышеуказанное постановление начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский», заменив наказание в виде штрафа на предупреждение.

В судебном заседании представитель АО «Погарская картофельная фабрика» - ФИО1 поддержал доводы жалобы, указав на то, что при вынесении обжалуемого постановления не было учтено отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также вся совокупность смягчающих ответственность обстоятельств, в том числе, отсутствие умысла, добровольное прекращение противоправного поведения, добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение о факте его совершения, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Наличия вреда или возникновения угрозы причинения вреда в результате допущенного бездействия не имеется, при этом, АО «Погарская картофельная фабрика» относится к субъектам среднего предпринимательства, и ранее к административной ответственности за совершение подобных правонарушений не привлекалось. В связи с чем, представитель также просил применить положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Выслушав объяснения представителя АО «Погарская картофельная фабрика» - ФИО1, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей, в связи с осуществлением миграционного учета, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан на территории РФ", иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Под принимающей стороной согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) понимается, в том числе, юридическое лицо, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 109-ФЗ, п. 42 Правил миграционного учета иностранных граждан, в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, принимающая сторона или в установленных законом случаях иностранный гражданин обязаны в течение трех рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

Момент возникновения обязанности принимающей стороны и начало срока для ее исполнения привязываются к факту изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, к которым среди прочего относятся заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации (п. 9 ч. 1 Закона N 109-ФЗ).

Материалами дела подтверждается, что 14 июня 2018 года уполномоченным представителем принимающей стороны - АО «Погарская картофельная фабрика» - было подано в МП ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» уведомление о постановке на миграционный учет гражданки ФИО7ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., временно пребывающей на территории РФ, сроком до 12 августа 2018 года.

В то же день, 14 июня 2018 года между АО «Погарская картофельная фабрика» и ФИО4 был заключен договор подряда на срок действия один год, по условиям которого последняя приняла на себя обязательства по ежемесячному выполнению работ в пользу заказчика, предусматривающих нахождение на территории РФ.

Следовательно, заключение вышеуказанного договора на срок один год являлось основанием для изменения ранее указанного срока пребывания ФИО2 в Российской Федерации. В этот же момент возникла обязанность принимающей стороны по уведомлению территориального органа МВД Российской Федерации об изменении заявленных сроков пребывания иностранного гражданина, чего в установленный п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» трехдневный срок сделано не было.

Нарушение юридическим лицом требований п.42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета граждан и лиц без гражданства в РФ» подтверждено установленными обстоятельствами административного правонарушения и исследованными доказательствами.

АО «Погарская картофельная фабрика», как принимающая сторона иностранного гражданина, правомерно признано виновным в совершении данного административного правонарушения, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что у него имелась возможность для соблюдения прав и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В деянии данного юридического лица имеется состав вмененного административного правонарушения, поскольку целями миграционного законодательства РФ являются защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и иностранных граждан, находящихся в России, а также обеспечение национальной безопасности РФ и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего миграционного законодательства, а субъектом правонарушения при этом правомерно признано АО «Погарская картофельная фабрика».

Административное наказание АО «Погарская картофельная фабрика», как юридическому лицу, назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, данных о юридическом лице и обстоятельств правонарушения, в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкциями ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ.

Также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, правомерно не усмотрело оснований для применения положений ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, с чем соглашается суд, поскольку анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на АО «Погарская картофельная фабрика» административного штрафа на предупреждение.

Административное правонарушение, за совершение которого общество привлечено к ответственности, относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы безопасности государства в данной сфере.

Одной из приоритетных целей ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

Таким образом, оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не усматривается.

Суд также учитывает, что положения ст. 4.1.1. КоАП РФ подлежат применению лишь в случае, если совершенное административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в данном случае административным органом проводилась проверка не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в порядке КоАП РФ, по факту выявленных признаков правонарушения в действиях АО «Погарская картофельная фабрика».

Вместе с тем, довод жалобы о чрезмерно строгом наказании является обоснованным, поскольку представитель АО «Погарская картофельная фабрика» в суде вину общества в совершенном правонарушении признал, заявив о раскаянии и несоразмерности назначенного наказания в виде штрафа содеянному, а также финансовому положению общества, включенному в перечень субъектов среднего предпринимательства.

С учетом принципов гуманизма, справедливости и соразмерности наказания содеянному, а также обстоятельств правонарушения, суд считает назначенное наказание чрезмерно строгим, что влечет изменение обжалуемого постановления.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ.

Учитывая признание вины представителем АО «Погарская картофельная фабрика», раскаяние в совершенном правонарушении и сообщение о тяжелом финансовом положении общества, суд, принимая во внимание обстоятельства правонарушения и отсутствие вредных последствий, приходит к выводу о возможности применения положений ч.3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения размера ранее назначенного наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, для возможности реального исполнения наказания, а также для соблюдения принципов разумности и справедливости назначенного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Погарская картофельная фабрика» изменить в части размера административного штрафа

Назначить акционерному обществу «Погарская картофельная фабрика» наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

В остальной части постановление должностного лица полиции начальника миграционного пункта ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, а жалобу представителя акционерного общества «Погарская картофельная фабрика» ФИО3 – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст. 30.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Д.Е. Гузанов