Р Е Ш Е Н И Е
6 сентября 2019 года г.п.Угольные Копи
ул.Школьная,13
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В.,
при секретаре Курученко С.Н.,
с участием: должностного лица ФИО1,
помощника военного прокурора Чукотского гарнизона ФИО2,
рассмотрев жалобу должностного лица - начальника жилищно-коммунальной службы №5/5 Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Восточному военному округу) ФИО1 на постановление №3 от 21.05.2019 о назначении административного наказания по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором Чукотского автономного округа по пожарному надзору Н.И.А.
у с т а н о в и л:
постановлением №3 от 21.05.2019 о назначении административного наказания, вынесенным государственным инспектором Чукотского автономного округа по пожарному надзору Н.И.А., должностное лицо - начальник жилищно-коммунальной службы №5/5 Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Восточному военному округу) (далее – Служба) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо ФИО1 27.06.2019 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что постановление является незаконным, поскольку, согласно утвержденной структуре, обслуживание военных объектов осуществляет Жилищно-эксплуатационный коммунальный отдел №5 (г.Хабаровск) Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (далее - ЖЭ(К)О №5). Согласно положению о ЖЭ(К)О №5 цель подразделения - качественное и своевременное оказание коммунальных услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на объектах Министерства обороны РФ, содержание и эксплуатация объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, и объектов казарменно-жилищного фонда, техническое обслуживание оборудования, ремонт и содержание переданного имущества. Все договора и контракты до 100 000 рублей на поставку ресурсов и материалов заключает непосредственно ЖЭ(К)О №5, в лице его начальника, действующего на основании доверенности выданной начальником филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО. В случае, если заключаемый контракт превышает 100 000 рублей, то контракт подписывает сам начальник. Все контракты заключаются на основании выделенных денежных средств из бюджета. После заключения контрактов и получения материалов в г.Хабаровске, идет последующее распределение материалов на жилищно-коммунальные службы, путем направления материалов самолетом. Только после заключения контрактов и получения необходимых материалов (огнетушителей, определенных обозначений, колпаков со светильниками, знаков маршрута и указателей) можно выполнить нарушения, указанные в постановлении. Полагает, что поскольку он не является лицом, который должен обеспечивать пожарный надзор, выводы государственного инспектора Чукотского автономного округа по пожарному надзору, что именно он, как должностное лицо, должен отвечать за требования пожарной безопасности, являются незаконными и ничем не подтвержденными.
Также указывает, что инспектором не обосновано назначен максимальный штраф за данное правонарушение, назначение которого в таком размере не мотивировано. Просит суд отменить постановление №3 от 21.05.2019 о назначении административного наказания.
Одновременно ФИО1 заявил ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы, указав, что получил жалобу 04.06.2019.
В судебном ФИО1 заседании доводы жалобы поддержал и пояснил, что он, как начальник Службы, мог только контролировать соблюдение требований пожарной безопасности работниками, и не мог в силу отсутствия у него таких обязанностей обеспечивать объекты, в том числе и котельную №388 тем пожарным оборудованием, которое необходимо. Заявки на приобретение необходимых материалов он составляет по мере необходимости и в силу своих знаний. Пол года назад он был уже привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, штраф заплатил. Постановление для исполнения было направлено в г.Хабаровск. Частично оно исполнено, закупленное пожарное оборудование передано в Службу, а часть еще не передана. Система оповещения и автоматические установки устанавливаться не будут, поскольку котельная №388 1967 года постройки, а в таких старых зданиях это не делается. Просит суд удовлетворить жалобу и отменить постановление №3 от 21.05.2019.
Государственный инспектор Чукотского автономного округа по пожарному надзору Н.И.А. в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке.
Ранее в судебном заседании государственный инспектор Н.И.А. с доводами жалобы не согласился, указав, что для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ достаточно того, что он занимал на момент вынесения обжалуемого постановления должность начальника Службы, соответственно, обязан был соблюдать требования пожарной безопасности.
Помощник военного прокурора Чукотского гарнизона ФИО2 не согласился с доводами жалобы, указав, что начальник объекта должен был направлять заявки на приобретение противопожарного оборудования, что им не исполнялось. Обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности возложены на руководителя. Вина доказана. Просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении жалобы.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ходатайство должностного лица ФИО1 о восстановлении срока обжалования постановления не подлежит удовлетворению, поскольку срок обжалования им не пропущен. Обжалуемое постановление получено должностным лицом 04.06.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (л.д.6), направлено в суд почтой 13.06.2019, что подтверждается почтовым штампом на конверте (л.д.13), то есть в установленный законом десятидневный срок с момента получения копии постановления.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральными законами от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении требований пожарной безопасности. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.
Субъектами данного правонарушения являются в том числе должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; юридические лица и их структурные подразделения. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В силу ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме, законность и обоснованность соответствующего постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Часть 2 ст.28.4 КоАП РФ предусматривает, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст.28.5 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, частями 1, 3 и 4 ст.28.6 КоАП РФ.
Статья 28.2 КоАП РФ обязывает любое должностное лицо, в том числе и прокурора, соблюдать предусмотренные в ней требования к содержанию протокола об административном правонарушении, поскольку постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.
Согласно ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Из материалов дела следует, что 25.04.2019 в период с 10 часов 30 минут до 11 часов 30 минут в ходе проверки, проведенной Военной прокуратурой Чукотского гарнизона совместно с представителем Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу, по исполнению обязательных требований действующего законодательства о противопожарной безопасности в здании котельной №388 Жилищно-коммунальной службы №5/5 Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Восточному военному округу), расположенной по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский муниципальный район, п.Угольные Копи, военный городок №1, выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Руководитель Службы:
1. не обеспечил наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей; учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется (п.478 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» - «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;
2. не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» - «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);
3. не организовал проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (п.22 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» - «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;
4. в здании котельной №388 допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п/п «в» п.42 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» - «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;
5. в здании котельной №388 отсутствуют соответствующие автоматические установки (п.п.4,10 НПБ 110-3 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией);
6. в здании котельной №388 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п.5.1 таблица 2 п/п 20, п.4.1 таблица 1 НПБ 104-03 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»);
7. в здании котельной отсутствуют знаки маршрута эвакуации и указателей направления к ближайшему выходу или площадке безопасности. Знаки должны соответствовать фотометрическим характеристикам элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы и материалов для их изготовления (п.п.6.6, 8.4 ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля).
При изучении обжалуемого постановления судом установлено, что в обоснование нарушений, допущенных должностным лицом ФИО1, приведены только нормы закона и отсутствует ссылка на нарушение им его должностных обязанностей, которые должны быть непосредственно связаны с требованиями пожарной безопасности. Указанные ссылки отсутствуют также в постановлении заместителя военного прокурора Чукотского гарнизона ФИО3 о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.04.2019.
В Примечании к ст.2.4 КоАП РФ определено, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Нормами данной статьи регламентированы основные права и обязанности юридических лиц в области пожарной безопасности. От имени юридических лиц указанные права и обязанности реализуют их постоянно действующие исполнительные органы, называемые руководителями.
В соответствии с ч.1 ст.38 Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В судебном заседании государственный инспектор Чукотского автономного округа по пожарному надзору Н.И.А. сослался на нарушение ФИО1 п.2.20 и п.2.24 Должностной инструкции начальника Службы, которые обязывают его контролировать соблюдение работниками правил и норм пожарной безопасности и соблюдать их, что в силу их буквального толкования не подразумевает выполнение им организационно-распорядительных функций в отношении закупки пожарного оборудования и его установки.
Согласно договору безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества городского поселения Угольные Копи Анадырского муниципального района №01/2017 от 31.03.2017, заключенного между Администрацией городского поселения Угольные Копи Анадырского муниципального района Чукотского АО (ссудодатель) и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ в лице начальника ЖЭ(К)О №5 (ссудополучатель), ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование (для осуществления деятельности филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ВВО Министерства обороны РФ) недвижимое имущество, согласно приложению №1 к настоящему договору (п.1.1).
Акт приема-передачи от 31.03.2017 подтверждает передачу ссудодателем ссудополучателю в безвозмездное пользование котельной с тепловыми сетями инвентарный №388.
Из трудового договора №1028/2017 от 01.04.2017, заключенного между ФГКУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ в лице начальника ЖЭ(К)О №5 (работодатель) и ФИО1 (работник) следует, что ФИО1 принят на работу на должность начальника Жилищно-коммунальной службы №5/7 «Анадырская». Должностные обязанности устанавливаются должностной инструкцией (п.1.2).
Согласно выписке из приказа ЖЭ(К)О №5 от 31.01.2019 №7о/д, номер коммунальной службы изменен на 5/5.
Положением о ЖКС №5/5 ЖЭ(К)О №5 (г.Хабаровск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО установлено, что Служба непосредственно подчиняется начальнику ЖЭ(К)О №5 (п.1.2); Служба действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенности и настоящего Положения. Утверждаемого начальником филиала Учреждения по ВВО (п.1.6).
В качестве задач и функций Службы в Главе 3 Положения указано: обеспечение объектов пожарно-технической продукцией, первичными средствами пожаротушения (п.1.1); содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущение их использования не по назначению (п.1.12); выполнение мероприятий по пожарной безопасности (п.1.13); проверка выполнения и соблюдения требований пожарной безопасности (п.1.15).
Главой 5 Положения установлены обязанности начальника Службы, в которые входит выполнение требований пожарной безопасности и мероприятий по предупреждению и защите населения от чрезвычайных ситуаций: организовывать сбор и формирование потребности на оказание услуг по обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения управления эвакуацией, пожаротушения, систем внутреннего противопожарного водоснабжения, перезарядке первичных средств пожаротушения, обработке огнезащитным составом деревянных конструкций кровель зданий (п.5.2.32).
Главой 6 Положения установлена ответственность начальника Службы за правильную эксплуатацию систем противопожарной защиты электротехнического оборудования (п.6.5); за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).
Положением о ЖЭ(К)О №5 (г.Хабаровск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО установлено, что подразделение входит в структуру филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО и подчиняется непосредственно начальнику филиала (п.1.2). Отдел действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения, утверждаемого филиалом (п.1.7). В функции Отдела входит в том числе проведение общих осмотров объектов, составление дефектных актов, организация по ремонту и техническому обеспечению работы систем (п.3.2.17); осуществление контроля над соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов (п.3.2.10).
В задачи Отдела входит осуществление закупочной деятельности (п.5.1 главы 4).
Главой 6 Положения регламентировано, что общее функциональное руководство текущей деятельностью отдела осуществляет Филиал. Отдел взаимодействует с отделами Филиала, в том числе с отделом пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, в обязанности которого входит: проведение проверок противопожарного состояния и соблюдение противопожарного режима на эксплуатируемых объектах ТХ, ВКХ; предоставление и оформление материалов о привлечении работников Отдела к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (л.д.67-85).
Из Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России следует, что оно является юридическим лицом, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием (п.4). Имеет филиалы, в том числе филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Восточному военному округу), г.Хабаровск (п.8).
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 23.12.2014 №2906-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «ОРЕХ» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», положения этой нормы, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д.
Таким образом, изучив вышеуказанные руководящие документы, суд приходит к выводу, что в обязанности начальника Службы ФИО1 не входит закупка и установка пожарного оборудования. Его непосредственными обязанностями является формирование потребности в этом, то есть направление заявок на закупку необходимого оборудования непосредственно в ЖЭ(К)О №5, который, в свою очередь, взаимодействуя с отделом пожарной безопасности филиала, решает вопросы по обеспечению требований пожарной безопасности на объекте.
Факт направления заявок ФИО1 на приобретение пожарного оборудования и иных материалов судом установлен. Копии заявок приобщены к материалам дела. Однако необходимо учитывать, что в объективную сторону состава административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ не входит обязанность доказать соблюдение или несоблюдение должностным лицом факта исполнения или неисполнения им своих обязанностей по направлению заявок по исполнению требований пожарной безопасности, а лишь факт нарушения требований пожарной безопасности руководителем организации, на которого эти обязанности должны быть непосредственно возложены.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что, формально ограничившись указанием на должность ФИО1 – начальник Службы, государственный инспектор Чукотского автономного округа по пожарному надзору Н.И.А., не изучив руководящие документы, не сопоставив и не проанализировав их, необоснованно привлек его к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за несоблюдение требований пожарной безопасности, поскольку, даже исполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, он не может быть признан руководителем и законным представителем юридического лица в том понимании его обязанностей, как это указано в постановлении государственного инспектора о назначении административного наказания и постановлении военного прокурора Чукотского гарнизона о возбуждении дела об административном правонарушении, соответственно, не является субъектом административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах постановление №3 от 21.05.2019 о назначении административного наказания по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором Чукотского автономного округа по пожарному надзору Н.И.А., не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.10 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление №3 от 21.05.2019 о назначении административного наказания в отношении должностного лица - начальника жилищно-коммунальной службы №5/5 Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №5 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Восточному военному округу) ФИО1 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором Чукотского автономного округа по пожарному надзору Н.И.А., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Евланова