ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/19 от 12.04.2019 Шурышкарского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

12 апреля 2019 года с. Мужи

Судья Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пустовой А.В., рассмотрев жалобу директора МСП «Мужевское» Дубинина Артема Николаевича на постановление главного государственного ветеринарного инспектора Салехардского отдела государственного ветеринарного надзора службы ветеринарии ЯНАО от 15 февраля 2019 года № 01-11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного ветеринарного инспектора Салехардского отдела государственного ветеринарного надзора службы ветеринарии ЯНАО от 15 февраля 2019 года № 01-11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях директор МСП «Мужевское» Дубинин Артем Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному штрафу в размере 20 000 рублей.

Производство по делу об административном правонарушении было возбуждено протоколом об административном правонарушении от 15 февраля 2019 года, составленным главным государственным ветеринарным инспектором Салехардского отдела государственного ветеринарного надзора службы ветеринарии ЯНАО, из которого следует, что по результатам проведённой ДД.ММ.ГГГГ выездной плановой проверки были выявлены нарушения требований Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, а именно:

- по данным департамента агропромышленного комплекса ЯНАО Ямало-Ненецкого автономного округа и отчета о движении скота и птицы по <данные изъяты> за 2018 год на предприятии пало две головы КРС, документы, подтверждающие уничтожение трупов павших животных не представлены;

- согласно представленным актам утилизации трупов северных оленей, в 2018 году в <данные изъяты> уничтожено 56 трупов северных оленей без участия ветеринарного специалиста, о чем свидетельствует отсутствие подписи ветеринарного специалиста.

Не соглашаясь с вынесенным по результатам рассмотрения данного протокола постановлением, Дубинин А.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что учет и утилизация животных производится в соответствии с требованиями закона.

В письменных возражениях на жалобу начальник Службы ветеринарии ЯНАО ФИО3, указывая, что состав административного правонарушения доказан, просил жалобу Дубинина А.Н. отклонить.

В судебном заседании Дубинин А.Н. на удовлетворении жалобы настаивал, пояснив, что падежа КРС в 2018 году не было, две головы КРС были вынужденно забиты, по результатам ветеринарной экспертизы мясо вынужденно забитых животных было признано не подлежащим реализации, поэтому все биологические останки были уничтожены путем сжигания, что подтверждается актами. Данные акты были обнаружены после проверки. 56 трупов северных оленей действительно были уничтожены без участия ветеринарного специалиста, поскольку штатный специалист отсутствовал на месте, так как находился в отпуске, а доставка другого специалиста была невозможна по причине удаленности стада.

Главный государственный ветеринарный инспектор Салехардского отдела государственного ветеринарного надзора службы ветеринарии ЯНАО ФИО4 и представитель службы ветеринарии ЯНАО ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании указывали на законность и обоснованность обжалуемого постановления и просили оставить его без изменения.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, представителей административного органа, ознакомившись с доводами жалобы, исследовав материалы дел, прихожу к следующему.

В соответствии положениями ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу ст. 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" предприятия - производители продуктов обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, далее – Правила).

В соответствии с п. 1.2 Правил биологическими отходами являются, в том числе трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных

Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов (пункт 1.3. Правил).

Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации) (пункт 1.4 Правил).

В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями (пункт 1.7.3 Правил).

Сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка (Пункт 4.3.1. Правил).

Как следует из обжалуемого постановления должностное лицо признано виновным в нарушении ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих уничтожение двух голов крупного рогатого скота, а также сжигании 56 трупов северных оленей без участия ветеринарного специалиста.

Из объяснений Дубинина А.Н. в ходе рассмотрения жалобы следует, что две головы КРС в 2018 году были вынужденно убиты, а впоследствии в связи с непригодностью мяса для реализации уничтожены путем сжигания в крематоре. Останки одной головы были уничтожены ДД.ММ.ГГГГ, а второй ДД.ММ.ГГГГ, то есть после проведенной административным органом проверки, что подтверждается представленными суду актами, которые на момент проведения административным органом проверки не удалось обнаружить.

Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не определен порядок документирования операций, связанных с уничтожением биологических отходов, а также срок уничтожения таких отходов, поэтому непредставление документов, подтверждающих уничтожение (сжигание) трупов двух голов крупного рогатого скота, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ. Сведений о том, какими именно действиями (бездействием) и какие именно требования Правил нарушены предприятием при утилизации двух голов крупного рогатого скота, обжалуемое постановление не содержит.

С учетом изложенного, из обжалуемого постановления подлежит исключению, как ошибочно вмененное, указание о нарушении Дубининым ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, выразившемся в непредставлении документов, подтверждающих уничтожение (сжигание) трупов двух голов крупного рогатого скота.

Нарушение должностным лицом положений пункта 4.3.1 Правил, выразившееся в сжигании 56 трупов северных оленей без участия ветеринарного специалиста подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно актами утилизации путем сжигания трупов северных оленей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ); пояснительной запиской начальника оленеводства ФИО6, согласно которой в период составления указанных актов должность зооветспециалиста замещал бригадир оленеводческой бригады, зооветспециалисты соседних бригад не могли присутствовать при утилизации трупов северных оленей в связи с осенним перегоном, а также труднодоступностью бригады (л.д. ).

Приведенные акты утилизации трупов северных оленей подписаны бригадиром и пастухом Лонгортовыми, которые не являются специалистами в области ветеринарии.

Дубинин А.Н. при рассмотрении жалобы не отрицал, что сжигание трупов северных оленей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ производилось без участия ветеринарного специалиста по причине его временного отсутствия в бригаде на период отпуска.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Выполняя функции единоличного органа управления <данные изъяты> Дубинин А.Н. не обеспечил соблюдение на возглавляемом им предприятии требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Таким образом, изложенные в обжалуемом постановлении выводы должностного лица о виновности директора <данные изъяты> Дубинина А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, являются обоснованным.

Допущенное должностным лицом административное правонарушение представляет угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Поскольку частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обжалуемое постановление вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание Дубинину А.Н. в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном частью 3 ст. 10.8 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным.

Нарушений процессуальных требований кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену судебного постановления, при производстве по делу не допущено.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к отмене обжалуемого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного ветеринарного инспектора Салехардского отдела государственного ветеринарного надзора службы ветеринарии ЯНАО от 15 февраля 2019 года № 01-11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить в части, исключив, как ошибочно вмененное, указание о нарушении директором МСП «Мужевское» Дубининым А.Н. ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, выразившемся в непредставлении документов, подтверждающих уничтожение (сжигание) трупов двух голов крупного рогатого скота.

В остальной части постановление главного государственного ветеринарного инспектора Салехардского отдела государственного ветеринарного надзора службы ветеринарии ЯНАО от 15 февраля 2019 года № 01-11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу директора МСП «Мужевское» Дубинина А.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток.

Судья А.В. Пустовой