ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/19 от 17.04.2019 Газимуро-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 12-8/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с.Газимурский Завод 17 апреля 2019 года

Судья Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края Епифанцева С.Ю., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» Ф на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ,

установила:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>И от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо генеральный директор ООО «ГРК «Быстринское» Ф признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в переработке минерального сырья при отсутствии утверждённой в установленном порядке технической документации, допустив сверхнормативные потери и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «ГРК «Быстринское» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку он передал свои полномочия в соответствующей части главному обогатителю ООО «ГРК «Быстринское» ФИО5, что подтверждается должностной инструкцией. Согласно должностной инструкции ответственным за оформление разрешительных документов, связанных с вводом в эксплуатацию объектов обогатительного комплекса в Обществе является ФИО5, который также несет ответственность за несоблюдение действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того указывает, что переработка минерального сырья осуществляется на основании технического проекта, утвержденного приказом Генерального директора Общества ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ГРКБ/693-п. Между тем, как следует из указанного приказа, им была утверждена проектно-сметная документация на строительство Быстринского горно-обогатительного комбината, разработанная ООО «Институт Гипроникель» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, получившая положительное заключение государственной экспертизы ФАУ «Главэкспертиза России» (№ в Реестре от ДД.ММ.ГГГГ, на основании требований п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ. Соответствующую проектно-сметную документацию на строительство нельзя отождествлять ни с техническим проектом на разработку месторождения, ни с технологической схемой первичной переработки минерального сырья. Учитывая изложенное, приводимые административным органом аргументы о субъекте вменяемого административного правонарушения являются несостоятельными и не соответствующими действительности.

Жалобу генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» ФИО1 суд рассматривает по правилам главы 30 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» ФИО1 по доверенности ФИО6 доводы жалобы поддержала.

Представители Управления <адрес>ФИО4, ФИО7 поддержали доводы, указанные в отзыве на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, судья оснований для удовлетворения жалобы не находит, в связи со следующим.

При рассмотрении жалобы судья осуществляет полный пересмотр всего дела в целях проверки законности и обоснованности вынесенного постановления.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1ст. 8.10 КоАП РФ, выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела ООО «ГРК «Быстринское» осуществляет пользование недрами на основании лицензии (далее по тексту - лицензия) с целевым назначением геологического изучения, разведки и добычи меди, золота, серебра и попутных полезных ископаемых на Быстринской площади в <адрес>, зарегистрированной уполномоченным МПР России Регистратором ДД.ММ.ГГГГ сроком окончания действия ДД.ММ.ГГГГ. Отделом Центрсибнедра по <адрес> (отдел) условия пользования недрами изменены, установлены в редакции «Изменения к лицензии на пользование недрами» (действующая редакция, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ). При пользовании недрами ООО «ГРК «Быстринское» (недропользователь) с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет добычу полезных ископаемых – руд, содержащих золото, серебро, медь, железо (руды) при разработке Быстринского месторождения на участках <адрес> Недропользователем на обогатительной фабрике в 2018 г. организована первичная переработка добытых руд (минерального сырья) с выпуском и поставкой потребителям готовой продукции – концентратов гравитационного золотого, и золотосодержащих медного и железистого (магнетитового).

В результате внеплановой выездной проверки по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами по лицензии, проведенной Управлением Росприроднадзора по <адрес> на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ-р, в отношении юридического лица ООО «ГРК «Быстринское», установлено следующее.

В качестве проектной документации, обосновывающей первичную переработку минерального сырья, сформированного ООО «ГРК «Быстринское» рудами Быстринского месторождения, ООО «ГРК «Быстринское» к проверке заявлена документация «Быстринский горно-обогатительный комбинат (ГОК). Корректировка. Проектная документация. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 7. Технологические решения. Часть 3. Объекты обогатительного комплекса. Книга 1.1. Обогатительная фабрика. Текстовая часть (начало). Том 5.7.3.1.», Быстринский горно-обогатительный комбинат (ГОК). Корректировка. Проектная документация. Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 7. Технологические решения. Часть 3. Объекты обогатительного комплекса. Книга 1.1.Обогатительная фабрика. Текстовая часть (окончание). Том 5.7.3.1.2» (Проект переработки).

Заявленная проектная документация (проект переработки) разработана ООО «ГРК «Быстринское» с привлечением организации «Санкт-Петербургская горная проектно-инжиринговая компания» в 2018 году.

В соответствии с проектом переработки, раздел 1 «Технологические решения», стр. 9, Проектная документация выполнены с целью корректировки проекта ДД.ММ.ГГГГ Необходимость корректировки связана с внесением ряда новых технологических и технических решений, выполненных в процессе работ над технологическим регламентом, разработкой рабочей документации и при строительстве обогатительной фабрики и других связанных с ней объектов Быстринский ГРК. Корректировка технологической части проекта переработки руд месторождения Быстринское выполнена на основании Технологического регламента на проектирование 2015 года, разработанного ЗАО «Институт ГИПРОНИКЕЛЬ».

«Технологический регламент на проектирование обогатительной фабрики для обогащения золото-медно-железных руд Быстринского месторождения» разработанный ЗАО «Институт ГИПРОНИКЕЛЬ» в 2015 году (далее по тексту – Технологический регламент), содержит описание упрощенной технологической схемы обогащения руд Быстринского месторождения ы выпуском востребованного на рынке сбыта магнетитового концентрата пониженного качества с содержанием железа 64% против предусмотренного проектом содержания железа 68%, принятой Компанией в качестве основного варианта на ближайшую перспективу (Технологический регламент, стр. 5).

Проектная документация на объект капитального строительства «Быстринский горно-обогатительный комбинат (ГОК) Корректировка» рассмотрена ФАУ «Главгосэкспертиза России», выдано положительное заключение утверждено ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в Государственном Реестре за ; проектная документация «Быстринского горно-обогатительного комбината (ГОК) Корректировка» утверждена Генеральным директором ООО «ГРК «Быстринский» приказом от 27.09. По вопросам рационального использования и охраны недр проектная документация «Быстринский горно-обогатительный комбинат (ГОК) Корректировка» и в ее составе Проект переработки, разработанный на основании Технологического регламента ДД.ММ.ГГГГ года на переработку руд по упрощенной схеме с выпуском востребованного на рынке магнетитового концентрата пониженного качества на запасах, утвержденных ГКЗ Роснедра протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке не согласована.

Таким образом, технологический регламент обосновывающий рациональное использование минерального сырья, сформированного из комплексных и золотосодержащих руд из учтенных государственным балансомзапасов полезных ископаемых, в ООО «ГРК «Быстринский» отсутствует, технический проект (технологическая схема), обосновывающий переработку комплексных и золотосодержащих руд из учтенных государственным балансом запасов, не разработан.

В соответствии с отчетом ООО «ГРК «Быстринское» (пояснительная записка к отчету 5-гр раздел 5), в ДД.ММ.ГГГГ на обогатительной фабрике (ОФ) ООО «ГРК «Быстринское» производилась первичная переработка руд Быстринского месторождения, выпуск готовой продукции 3-х марок: гравитационного золотосодержащего, отвечающего требованиям (содержание золота в концентрате не менее 50 г/т; флотационного медного, отвечающего требованиям и соответствующий марке КМЗ (содержание меди более 25 %); магнетитового (содержание железа общего не менее 64%).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, ООО «ГРК «Быстринское» в 2018 году на ОФ осуществлялась первичная переработка руд Быстринского месторождения с выпуском готовой продукции - концентратов железистого, медного и гравитационного; при переработке образованы потери полезных ископаемых в хвостах переработки (хвосты отвальные) и механические потери.

В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В соответствии со ст. 23.3 Закона РФ «О недрах» пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить: строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

В соответствии с пунктом 31 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от ДД.ММ.ГГГГ N 71 ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.

<данные изъяты>

В соответствии с п.2 Правил охраны недр, требования Правил являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

В силу пункта 3 «Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 118) подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения). Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.

В соответствии с п. п. 2, 12, 13 и 21 Положения, комиссия по рассмотрению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, осуществляет рассмотрение проектной документации на соответствие условиям пользования недрами, установленными в лицензии на пользование недрами и требованиям законодательства Российской Федерации о недрах, в том числе требованиями рационального комплексного использования и охраны недр.

Согласно п. 9 Положения, комиссия осуществляет, в отношении твердых полезных ископаемых, согласование конкретных видов проектных документов, а именно - проектов опытно-промышленной разработки месторождений, технических проектов разработки месторождений, технических проектов ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологических схем первичной переработки минерального сырья.

В соответствии с установленным Положением порядком, в настоящее время согласование проектной документации комиссией является завершающим этапом ее согласования.

Представленная действующая проектная документация «Быстринский горно-обогатительный комбинат (ГОК). Корректировка», заявленная ООО «ГРК «Быстринское» в качестве технического проекта, обосновывающего переработку полезных ископаемых, утверждена Генеральным директором ООО» ГРК «Быстринское» ФИО1 приказом от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии согласования комиссией, созданной Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующими территориальными органами.

Таким образом, поскольку нормативы должны быть установлены Проектом и являются обязательными для недропользователя, несоблюдение этих нормативов является нерациональным использованием недр, ведущим к потерям при добыче полезных ископаемых, что является объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Диспозиция ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за 1) выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, 2) разубоживание полезных ископаемых, 3) иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

В данном случае должностному лицу вменено в вину, что ООО «ГРК «Быстринское» осуществляет, в нарушение установленных требований законодательства Российской Федерации в части рационального использования и охраны недр, не имея утвержденной в установленном порядке согласованной в части рационального использования и охраны недр проектной документации (технологической схемы), обосновывающей переработку минерального сырья на обогатительной фабрике и допустившего сверхнормативные потери.

Вина должностного лица генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Протоколом заседания ТКЗ Центрсибнедра от ДД.ММ.ГГГГ-ОП, Уставом ООО «ГРК «Быстринское», решением от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Генерального директора ООО «ГРК «Быстринское», приказом Генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в должность, Проектной документацией ООО «ГРК «Быстринское», подготовленной Санкт-Петербургской горной проектно-инжиринговой компанией, статистической отчетностью по формам -грза ДД.ММ.ГГГГ, а также иными доказательствами, исследованными в ходе производства по делу.

Данные доказательства оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, как по отдельности, так и в совокупности, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Анализ содержания протокола об административном правонарушении в совокупности с данными приложенных к нему материалов позволяют сделать вывод, что он составлен уполномоченным лицом в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ и содержит предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ сведения, при этом им подтверждаются обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доводы генерального директора ООО «ГРК «Быстринское», изложенные в жалобе и его представителя по доверенности о виновности главного обогатителя ООО «ГРК «Быстринское» ФИО5, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводов о наличии вины генерального директора ФИО1

В соответствии с Уставом ООО «ГРК «Быстринское» (п. 10.1) текущее руководство деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества – Генеральным директором.

На момент выявленных нарушений генеральным директором ООО «ГРК «Быстринское» являлся ФИО1, который был избран на указанную должность решением Единственного участника ООО «ГРК «Быстринское» от ДД.ММ.ГГГГ, назначен на должность приказом № ДД.ММ.ГГГГ-п от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 10.5 Устава Генеральный директор ООО «ГРК «Быстринское» без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки; обеспечивает выполнение планов деятельности общества, представляет Общему собранию участников и Совету директоров общества отчеты о деятельности общества и его финансовом положении, утверждает внутренние документы, регламентирующие текущую деятельность общества, в том числе вопросы, связанные с осуществлением основных видов деятельности общества, осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или настоящим Уставом к компетенции Общего собрания участников и Совета директоров общества.

Являясь в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом, ФИО1, выполняющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции не исполнил свои служебные обязанности, а именно не организовав и не проконтролировав выполнение требований о подготовке и согласовании в установленном порядке технического проекта (технологической схемы) при переработке полезных ископаемых ООО «ГРК «Быстринское», что повлекло нарушение требований действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» ФИО1 не имеется, поскольку как при рассмотрении протокола об административном правонарушении должностным лицом, так и при рассмотрении жалобы в суде, установлено как событие административного правонарушения, так и вина Генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» ФИО1 в совершении данного правонарушения.

Наказание должностному лицу назначено в пределах санкции статьи КоАП РФ и по своему размеру является справедливым и соразмерным обстоятельствам правонарушения.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения, судьей не установлено.

Поскольку нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение обжалуемого постановления должностного лица, не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ГРК «Быстринское» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья С.Ю. Епифанцева