ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/19 от 27.03.2019 Приволжского районного суда (Ивановская область)

Дело № 12-8/2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Приволжск 27 марта 2019 года

Судья Приволжского районного суда Ивановской области Галаган А.В.,

с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Домофонд» - генерального директора ФИО1,

рассмотрев жалобу ведущего специалиста-эксперта отдела по контролю исполнения предписаний Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Приволжского судебного района в Ивановской области от 17 января 2019 года,

у с т а н о в и л:

30 ноября 2018 года ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю предписаний Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО2 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Домофонд» составлен протокол №115-ив об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

Согласно протоколу, 26 ноября 2018 года в рамках внеплановой выездной проверки выявлено неисполнение управляющей организацией ООО «Домофонд» (ранее ООО «Комфорт», ООО «Коммунальщик») предписания от 23 августа 2018 года №37-о органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно: в срок не позднее 17 октября 2018 года не обеспечен ввод в эксплуатацию общедомового прибора узла учета тепловой энергии у потребителя, установленного в многоквартирном доме <адрес> г.Плес Ивановской области, а также не представлена в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области в срок не позднее 23 октября 2018 года информация об исполнении указанного предписания.

По итогам рассмотрения вышеуказанного протокола об административном правонарушении постановлением мирового судьи судебного участка №2 Приволжского судебного района в Ивановской области от 17 января 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Домофонд» было прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

С постановлением мирового судьи не согласилось должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ведущий специалист-эксперт отдела по контролю исполнения предписаний Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО2

В жалобе, поданной в Приволжский районный суд, должностное лицо просит обжалуемое постановление отменить ввиду его незаконности и необоснованности. Оспаривает вывод мирового судьи об отсутствии в действиях ООО «Домофонд» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ. Обращает внимание на законность выданного жилинспекцией в адрес управляющей компании предписания от 23.08.2018 года №37-о об устранении выявленных нарушений. Содержащиеся в предписании требования считает понятными и подлежащими исполнению управляющей компанией в полном объеме. Полагает, что отсутствие технической документации на узел учета тепловой энергии не освобождало ООО «Домофонд» от надлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию общего имущества МКД, в том числе, по своевременному допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя. Ссылаясь на то, что к управлению многоквартирным домом ООО «Домофонд» приступило в 2015 году, а исковое заявление о признании бездействия администрации Плесского городского поселения по не передаче узла учета тепловой энергии незаконным было направлено управляющей компанией в суд лишь 15 октября 2018 года, считает, что данное обстоятельство не может служить доказательством исполнения ООО «Домофонд» предписания.

В судебное заседание, состоявшееся 27 марта 2019 года, представитель Общества с ограниченной ответственностью «Домофонд» - генеральный директор ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке. Принимая участие в ранее состоявшихся по делу судебных заседаниях, ФИО1 просила в удовлетворении жалобы отказать, а обжалуемое постановление оставить без изменения. При этом, обратила внимание, что узел учета в многоквартирном доме <адрес> г.Плес Ивановской области был введен в эксплуатацию на основании Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2009 №75-п «Об утверждении адресной программы Ивановской области» за счет средств областного и местного бюджетов и поставлен на баланс администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области. Техническая документация, необходимая для ввода узла учета в эксплуатацию, ООО «Домофонд» администрацией и предыдущей управляющей компанией не передавалась. Несмотря на неоднократные обращения ООО «Домофонд» на баланс собственникам многоквартирного дома узел учета тепловой энергии в надлежащем техническом состоянии органом местного самоуправления так и не передан, что препятствует исполнению предписания. Демонтировать имеющийся и установить другой узел учета тепловой энергии управляющая компания не имеет юридической и технической возможности, поскольку не является собственником узла, а установка нового узла учета уменьшит поток тепла до потребителей. Кроме того, обратила внимание на отсутствие сведений о фактической работе спорного узла учета тепловой энергии при предыдущей управляющей компании, а также на отсутствие решения собственников МКД о включении расходов на ремонт имеющегося либо на приобретение и установку нового коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения.

Представитель Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве ведущий специалист-эксперт отдела по контролю предписаний Ивгосжилинспекции ФИО2 указывает, что жалобу поддерживает, просит рассмотреть дело без ее участия.

Выслушав законного представителя ООО «Домофонд», проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно положениям ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность граждан, должностных лиц, а также юридических лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.

Как следует из обжалуемого постановления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Домофонд» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что предписание, невыполнение которого ставится Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области в вину ООО «Домофонд», последнее не имело возможности исполнить в силу наличия объективных причин, не зависящих от воли юридического лица, поскольку узел учета тепловой энергии администрацией Плесского городского поселения не передан на баланс собственникам многоквартирного дома в лице управляющей компании, а само предписание не содержит указания на конкретные действия, которые необходимо совершить ООО «Домофонд» в рамках обеспечения ввода узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.

Между тем данный вывод мировым судьей был сделан без учета действующего законодательства, всех юридически значимых по делу обстоятельств и является ошибочным по следующим основаниям.

Частью 1 стать 36 ЖК РФ определен перечень имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в состав которого входит механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Пунктом 2 Правил №491 установлено, что в состав общего имущества в числе прочего включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). О вхождении в состав общедомового имущества приборов учета свидетельствуют и положения пунктов 5 и 6 Правил №491.

Таким образом, в силу прямого указания нормативных актов общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст.157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

Из содержания ч.2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, постановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно ч.1 ст.1 ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон №261-ФЗ, Закон об энергосбережении) данный Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (ч.2 ст.13 Закона об энергосбережении).

Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч.4 ст.12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений МКД, урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

Так, пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении МКД посредством привлечения управляющей организации надлежащее состояние общего имущества МКД обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня работ и услуг, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Пунктом 10 Правил №491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу п.п. «и», «к» п.11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).

Пункт 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 устанавливает, что к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся, в том числе, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета.

Согласно пунктам 5.1.2, 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, организация по обслуживанию жилищного фонда обязана, среди прочего, совершенствовать учет и контроль расхода топливо-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязанность по установке и вводу в эксплуатацию (как неотъемлемой части процедуры установки прибора учета, ее завершающий этап) общедомовых (коллективных) приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Соответственно, невыполнение указанных мероприятий по содержанию многоквартирного жилого дома является нарушением закона.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Таким образом, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанность управляющей организации в силу положений ч.2 ст.162 ЖК РФ и п.п. «к» п.11 Правил.

Как следует из материалов дела, ООО «Домофонд» (ранее – ООО «Коммунальщик») обладает лицензией № 037000360 от 02.10.2018 года, а до этого обладало лицензией № 037000168 от 01.07.2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> г.Плес Ивановской области, что подтверждается имеющимся в материалах дела договором управления многоквартирным домом, заключенным 7 июля 2015 года в соответствии с решением общего собрания собственников помещений между ООО «Коммунальщик» и собственником квартиры в указанном МКД.

Согласно п.1.2 указанного Договора, ООО «Домофонд» взяло на себя обязательство по заданию собственника в течение согласованного срока обеспечивать организацию надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилого дома расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г.Плес, <адрес> в объеме и на условиях, согласованных в настоящем договоре, обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление собственникам и иным законным пользователям жилых (нежилых) помещений жилищно-коммунальных услуг, соответствующих установленным стандартам и нормативам.

Кроме того, ООО «Домофонд» исходя из требований законодательства РФ, условий вышеуказанного Договора с наибольшей выгодой для собственника, в строгом соответствии с установленными для жилищно-коммунальной сферы государственными техническими регламентами, стандартами, правилами, нормами и нормативами обязалось:

-обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в зависимости от фактического состояния общего имущества и в пределах денежных средств, поступающих в адрес управляющей организации от собственников (п.2.1.1 Договора);

-устранять все выявленные недостатки за свой счет в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества (п.2.1.2);

-предоставлять иные услуги, предусмотренные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.2.1.4 договора);

-вести и хранить документацию, вносить в техническую документацию изменения, отражающие состояние дома, в соответствии с результатами проводимых осмотров (п.2.19).

В п.1.3 Договора управления многоквартирным домом от 07.07.2015 года содержится указание на то, что общее имущество жилого дома определяется ст.36 ЖК РФ, техническим паспортом на жилой дом и актом технического состояния в пределах границ эксплуатационной ответственности.

В Приложении №2 к Договору в перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД указано на производство управляющей компанией текущего ремонта и облуживания систем приборов теплоснабжения (п.«б» ч.1.3 Перечня).

Из договора №1/15К на отпуск тепловой энергии в горячей воде, заключенного 18 ноября 2015 года между ООО «Коммунальщик» (исполнитель) и МУП «Приволжское ТЭП» (ресурсоснабжающая организация), следует, что исполнитель (в настоящее время ООО «Домофонд») обязан обеспечить рациональное использование теплоносителя и тепловой энергии (п.3.1.2), обеспечивать работоспособность коллективных (общедомовых) приборов учета и соблюдение требований к эксплуатации приборов учета (п.3.1.14), при выявлении неисправностей … коллективных (общедомовых) приборов учета незамедлительно уведомлять Ресурсоснабжающую организацию (п.3.1.16). При этом, как предусмотрено в п.5.5 Договора оснащение МКД приборами учета производится за счет дополнительно собранных средств собственников жилых и нежилых помещений данного дома.

Постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 №75-П (с последующими изменениями и дополнениями) была утверждена адресная программа Ивановской области, предусматривающая поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009 – 2012. Названной программой было предусмотрено выделение денежных ресурсов на установку приборов учета тепловой энергии, в том числе, Плесскому городскому поселению.

Аналогичная программа на территории Плесского городского поселения была утверждена Постановлениями Главы администрации Плесского городского поселения от 04.03.2011 года №38 и от 03.04.2012 года №43 с последующими изменениями, внесенными Постановлением №60 от 04.05.2012 года.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 03.04.1996 №28-ФЗ «Об энергосбережении» в целях эффективного использования энергетических ресурсов и в рамках исполнения вышеназванных программ в соответствии с муниципальным контрактом от 3 декабря 2012 года был смонтирован и допущен в эксплуатацию с 1 марта 2013 года прибор учета тепловой энергии в МКД <адрес> г.Плес. Срок эксплуатации указанного прибора учета истек в ноябре 2016 года, что подтверждается Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 1 марта 2013 года.

Действительно, до настоящего времени балансодержателем узла учета тепловой энергии является администрация Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, узел находится в неисправном состоянии и на баланс собственникам МКД не передан. В свою очередь, как следует из сообщений администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 19.10.2018 года, 15.03.2019 года и от 22.03.2019 года, администрация не возражала и не возражает против ремонта и ввода спорного узла учета в эксплуатацию силами и средствами управляющей компании, как и готова передать его собственникам МКД в текущем состоянии. Вместе с тем, как установлено в ходе настоящего судебного разбирательства, ООО «Домофонд» согласно принять узел учета только в случае его приведения органом местного самоуправления в надлежащее техническое состояние. При этом, суд не может не отметить, что 15 октября 2018 года (то есть за 2 дня до истечения срока исполнения предписания в части обеспечения ввода в эксплуатацию узла учета) ООО «Домофонд» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к администрации Плесского городского поселения об обязании последней передать спорный узел учета тепловой энергии на баланс собственника многоквартирного дома. Вступившим в законную силу решением суда от 20.02.2019 года на орган местного самоуправления возложена такая обязанность, одновременно с этим ООО «Домофонд» указано на отсутствие оснований обязывать администрацию осуществить ремонт прибора учета, поскольку в силу закона тот является имуществом собственников МКД. Что касается технической документации на узел учета тепловой энергии, то таковая была передана администрацией прежней управляющей компании - ООО «Приволжское МПО ЖКХ». Вместе с тем, документация на узел учета в указанной организации отсутствует, что подтверждается сообщениями администрации Плесского городского поселения от 15.03.2019 года, а также ООО «Приволжское МПО ЖКХ» от 22.03.2018 года.

Таким образом, обосновывая невозможность исполнения ООО «Домофонд» предписания жилинспекции ссылкой на уклонение органа местного самоуправления от передачи на баланс собственников МКД приведенного в надлежащее техническое состояние узла учета тепловой энергии и технической документации на него, ООО «Домофонд» не признает свою виновность в инкриминируемом ему административном правонарушении. На основании этих же обстоятельств, к выводу об отсутствии в действиях управляющей компании состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, пришел и мировой судья.

Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что в силу вышеприведенных положений действующего законодательства обеспечение ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, документального их оформления в качестве приборов учета, по показаниям которых осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, возложено на исполнителя коммунальных услуг. Именно исполнитель коммунальных услуг в МКД обязан принять меры для обеспечения учета тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом, посредством установки коллективного (общедомового) прибора учета. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его износа является предпринимательским риском управляющей компании. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

При таких обстоятельствах, ссылки ООО «Домофонд» на отсутствие решения собственников многоквартирного дома о включении расходов на приведение в надлежащее техническое состояние имеющегося либо на приобретение и установку нового коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения несостоятельны. Тем более, что согласно Правилам №354 обязанность по оплате электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, лежит на всех собственниках помещений многоквартирных домов. При этом, точный учет потребляемой тепловой энергии на основании исправных приборов прав ООО «Домофонд» и граждан не нарушает, напротив, позволяет осуществлять оплату только за фактически принятое количество энергии, что соответствует действующему законодательству.

Как указано выше, какой-либо специальной процедуры принятия прибора учета в состав общего имущества многоквартирного жилого дома действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, в силу ч.1 ст.36 ЖК РФ, п.п.2, 5, 6 Правил №491 общедомовой прибор учета с момента установки включается в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с пунктами 61, 62 Правил №1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя, а также представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

С момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем собственников помещений во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием «управление многоквартирным домом».

Судом первой инстанции установлено и представителем ООО «Домофонд» не оспаривается, что спорный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. На момент вынесения Ивгосжилинспекцией предписания, в установленный в нем срок и до настоящего времени доказательств ввода узла учета в эксплуатацию ООО «Домофонд» не представлено.

В свою очередь, в силу п.п. «а» п.24 Правил №491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе, документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.

В соответствии с ч.10 ст.162 ЖК РФ в ведении управляющей компании должны находиться техническая документация на многоквартирный дом, а также иные, связанные с управлением таким домом документы. Аналогичные положения содержатся и в п.2.19 Договора управления многоквартирным домом, заключенного между собственником одного из жилых помещений в МКД и ООО «Домофонд».

В силу п.27 Правил №491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

При таких обстоятельствах, доводы ООО «Домофонд» о том, что действия по обеспечению и вводу в эксплуатацию прибора учета не могут быть возложены на управляющую организацию из-за отсутствия у общества технической документации на узел учета являются несостоятельными.

Как следует из материалов дела, спорный прибор учета первично был введен в коммерческую эксплуатацию в 2013 году, срок действия акта допуска общедомового прибора учета истек 2 ноября 2016 года.

Перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем оставляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53-59 Правил №1034 (пункт №60 Правил №1034).

Таким образом, ООО «Домофонд», принимая МКД в управление без документов, необходимых для эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства узла учета тепловой энергии, входящего в состав общего имущества, взяло на себя тем самым риски ответственности за несоблюдение требований закона.

Вопреки доводам управляющей компании, у Ивгосжилинспекции имелись фактические и правовые основания для выдачи ООО «Домофонд» предписания. Предписание №37-о от 23.08.2018 года вынесено органом государственного надзора по итогам проведенной в отношении ООО «Домофонд» как лицензиата внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля. Каких-либо замечаний относительно полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки обществом не приведено. Предписание не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя жалобы. Вопреки выводам мирового судьи данное предписание содержит описание выявленного нарушения и ссылку на подлежащие исполнению положения действующего законодательства. Требования предписания являются конкретными, и с учетом установленного срока, исполнимыми. Более того, суд не может не отметить, что предписание в установленном законом порядке ООО «Домофонд» не оспаривалось, за продлением срока исполнения предписания управляющая компания в уполномоченный орган не обращалась, предписание не было признано незаконным, не отменено, а потому подлежало обязательному исполнению.

Что касается представленных в материалы дела писем и претензий ООО «Домофонд» в адрес администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района, ООО «Приволжское МПО ЖКХ», прокуратуру Приволжского района Ивановской области от 2013, 2016 и 2017 г.г., как и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 20.02.2019 года, то таковые не влияют на законность выданного предписания и не отменяют обязанности общества по проведению мероприятий по энергосбережению, по обеспечению и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД как лицом, ответственным за его содержание. Не свидетельствуют указанные документы и о принятии управляющей компанией всевозможных, должных и исчерпывающих мер к исполнению предписания. Объективных причин, препятствующих выполнению ООО «Домофонд» с 2015 года обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, не установлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, в ходе судебного разбирательства не установлено и юридическим лицом не представлено.

Между тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не были приняты во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства; не был выяснен ряд юридически значимых для правильного разрешения дела обстоятельств; не исследована и должным образом не оценена вся совокупность доказательств по делу, что является существенным нарушением требований КоАП РФ, не позволившим суду первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.

Вместе с тем, учитывая, что с момента совершения инкриминируемого ООО «Домофонд» административного правонарушения прошло более 3 месяцев, и истек предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности, данное административное дело не может быть возвращено на новое рассмотрение.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с п.6 ст.24.5 КоАП РФ по истечении установленных законом сроков давности вопрос о наличии или отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может, а потому производство по данному делу подлежит прекращению по основаниям истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.4-30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Приволжского судебного района в Ивановской области от 17 января 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Домофонд» прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Жалобу ведущего специалиста-эксперта отдела по контролю исполнения предписаний Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО2 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в порядке ст.30.12 КоАП РФ.

Судья: Галаган А.В.