Дело №12-8/2020 |
РЕШЕНИЕ
с.Тиличики Олюторского района Камчатского края |
Судья Олюторского районного суда Камчатского края Белоусова Е.В., при помощнике судьи Сивак А.В., рассмотрев протест прокурора Олюторского района на определение мирового судьи судебного участка №37 Пенжинского судебного района Камчатского края, и.о. мирового судьи судебного участка №36 Олюторского судебного района Камчатского края от 13.04.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района – ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Определением мирового судьи судебного участка №37 Пенжинского судебного района Камчатского края, и.о. мирового судьи судебного участка №36 Олюторского судебного района Камчатского края от 13.04.2020 постановление прокуратуры Олюторского района от 26.02.2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района – ФИО1, возращены прокурору Олюторского района для устранения недостатков.
Не соглашаясь с данным определением, прокурор Олюторского района Камчатского края подал на него протест, в котором просит суд отменить определение и возвратить дело мировому судье на новое рассмотрение со стадии подготовки к принятию его к рассмотрению.
В протесте прокурор указывает, что в обосновании своего вывода мировой судья суд указал, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, какие нормативные правовые акты принимались Советом депутатов Олюторского муниципального района в период с мая по декабрь 2019 года, за истекший период 2020 года, а также о дате официального опубликования (обнародования) изданных в указанный период нормативных правовых актах; сведений о принятых нормативных правовых актах, а также о дате их официального опубликования (обнародования) не содержится и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении; отсутствие в представленных материалах указанных выше сведений, не позволяет суду установить дату совершения административного правонарушения, а также наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ. Вместе с тем, действительно в постановлении прокуратуры Олюторского района от 26.02.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района ФИО1 не отражены сведения об НПА которые не направлены в Управление, однако, сведения о данных НПА имелись в административном материале, а именно отражены в письме начальника Управления ФИО4 от 12.02.2020 №11/162, ссылка на которое отражено в постановлении прокурора. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 закрепленной в абз.3 и 4 п.4 существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. Фактически в постановлении прокуратуры Олюторского района указана ссылка на письмо содержащие сведения об НПА которые не представлены ФИО1, то есть точные сведения о непредставленных НПА имелись в материалах административного дела, таким образом этот недостаток мог быть восполнен непосредственно в судебном заседании представителем прокуратуры Олюторского района, при том, что в материалах административного дела имелась копия данного письма. Кроме того, по мнению мирового судьи в постановлении прокурора и в административном материале отсутствую сведения об обнародовании (опубликовании) НПА, что не позволяет суду установить дату совершения административного правонарушения. Вместе с тем, статья 4.5 КоАП РФ, определяя сроки давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений (часть 1), предусматривает, что при длящемся административном правонарушении такие сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей; при этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (абзац третий пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Как установлено в ходе проверки ФИО1 на 26.02.2020 сведения о НПА принятых Советом Олюторского муниципального района в период с мая по декабрь 2019 года и за 2020 год не направлены в адрес Управления, то есть эта обязанность у него не исполнены и на дату его выявления данного факта прокуратурой района. В свзяи с чем дата правонарушения определяется датой выявления административного правонарушения и она определена постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. При таких обстоятельствах определение мирового судьи от 13.04.2020 подлежит отмене, а административный материал в отношении должностного лица – руководителя аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района ФИО1 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ – возвращению мировому судье на новое рассмотрение со стадии подготовки к принятию его к рассмотрению.
Помощник прокурора Геготаулин Д.С. в судебном заседании поддержал доводы протеста, настаивал на его удовлетворении. Также в судебном заседании пояснил, что фактически вменяется в вину ФИО1 непредставление в государственный орган, осуществляющий муниципальный контроль, а именно Главное правовое управление Губернатора и Правительства Камчатского края, сведений, а именно сведений об актах, изданных Советом депутатов Олюторского муниципального района в период с мая по декабрь 2019 года и истекший период 2020 года, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности. Сведений об изданных Советом депутатов Олюторского муниципального района в период с мая по декабрь 2019 года и истекший период 2020 года актах и об их опубликовании постановление не содержит, однако данные сведения содержит письмо Главного управления Губернатора и Правительства Камчатского края №11/162 от 12.02.2020 года. На основании этого письма прокуратурой проводилась проверка, выносилось требование о предоставлении информации №176в-2020 от 20.02.2020 года По статье 17.7 КоАП РФ за невыполнение требования прокурора материалы не составлялись, так как отсутствовали для этого основания, поскольку указанное требование было исполнено в установленный срок.
Должностное лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – руководитель аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района – ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения протеста.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы протеста, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан с доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.3, п.5 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, помимо прочего: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Опротестуемым определением мирового судьи судебного участка №37 Пенжинского судебного района Камчатского края, и.о. мирового судьи судебного участка №36 Олюторского судебного района Камчатского края от 13.04.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района – ФИО1 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении возвращено прокурору для устранения недостатков в связи с тем, что отсутствие в представленных материалах и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении сведений о принятых нормативных правовых актах, а также о дате их официального опубликования (обнародования), не позволяет суду установить дату совершения административного правонарушения, а также наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, нарушают право должностного лица на защиту.
Данные выводы мирового судьи суд находит законными и обоснованными.
В соответствии с ч.2 ст.28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Согласно ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5, закрепленной в абз.3 и 4 п.4, существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
По смыслу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела являются лишь те недостатки, которые невозможно восполнить при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что 26.02.2020 года прокурором Олюторского района Камчатского края вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района – ФИО1.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
Из анализа диспозиции данной статьи следует, что данная норма является бланкетной, то есть отсылочной не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию».
Согласно ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Согласно ст.43.1 указанного Федерального закона, муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Камчатского края от 19.12.2008 года № 201, установлено, что организация и ведение Регистра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края – Главное правовое управление Губернатора и Правительства Камчатского края.
Статьей 70 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 7 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №201, глава муниципального образования в Камчатском крае в течение двадцати рабочих дней после опубликования (обнародования) акта, направляет его в Правовое управление в виде официального текста акта, заверенного печатью органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления в Камчатском крае, принявшего акт (зарегистрировавшего акт, принятый на местном референдуме (сходе граждан), в порядке, установленном для регистрации актов в соответствующем муниципальном образовании), а также в электронном виде на машиночитаемом носителе. В случае официального опубликования акта одновременно с актом главой муниципального образования в Камчатском крае предоставляется в Правовое управление источник его официального опубликования.
Таким образом, для установления события правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, вмененного постановлением прокурора Олюторского района Камчатского края о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.02.2020 года должностному лицу – руководителю аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района – ФИО1, необходимо установление следующих обстоятельств:
- информация о каких именно нормативных правовых актах не предоставлена в нарушение статьи 7 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №201 ФИО1 в Правовое управление;
- когда были опубликованы (обнародованы) данные акты.
Без данных сведений невозможно определить событие и дату совершения административного правонарушения, поскольку датой административного правонарушения, исходя из смысла ст.7 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №201, является дата, последующая за двадцатым рабочим днем после опубликования (обнародования) акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что даже при наличии в постановлении прокуратуры Олюторского района ссылки на письмо, содержащие сведения об нормативно-правовых актах, которые не представлены ФИО1, и наличии сведений о непредставленных нормативно-правовых актах в материалах административного дела, этот недостаток не мог быть восполнен непосредственно в судебном заседании, поскольку уточнение в ходе судебного заседания данных сведений изменит формулировку вмененного правонарушения.
Проверяя довод протеста о дате вмененного административного правонарушения, суд не находит его подтверждения и считает его основанном на неверном толковании права по следующим основаниям.
Статья 4.5 КоАП РФ, определяя сроки давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений (часть 1), предусматривает, что при длящемся административном правонарушении такие сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей; при этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (абзац третий пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Вместе с тем, поскольку норма ст.19.7 КоАП РФ является бланкетной и в данном, рассматриваемом случае, время совершения вмененного административного правонарушения регламентируется ст.7 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №201, то есть дата, последующая за двадцатым рабочим днем после опубликования (обнародования) акта является пресекательной в части обязанности исполнить установленные указанной нормой действия. По истечении данной даты образуется состав административного правонарушения. Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ, вмененное постановлением прокурора Олюторского района Камчатского края о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.02.2020 года должностному лицу – руководителю аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района – ФИО1, не является длящимся. Следовательно, для определения времени административного правонарушения необходима информация об опубликовании нормативно-правовых актов.
При изложенных выше обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения протеста прокурора и отмены обжалуемого определения мирового судьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Определение мирового судьи судебного участка №37 Пенжинского судебного района Камчатского края, и.о. мирового судьи судебного участка №36 Олюторского судебного района Камчатского края от 13.04.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя аппарата Совета депутатов Олюторского муниципального района – ФИО1 – оставить без изменения, протест прокурора Олюторского района на определение мирового судьи судебного участка №37 Пенжинского судебного района Камчатского края, и.о. мирового судьи судебного участка №36 Олюторского судебного района Камчатского края от 13.04.2020 года – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Белоусова