ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/2016 от 25.02.2016 Руднянского районного суда (Смоленская область)

Дело № 12-8/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Рудня 25 февраля 2016 года

Судья Руднянского районного суда Смоленской области Новиков О.П.,

при секретаре Гуровой Н.В.,

с участием представителя ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» С, действующей на основании доверенности от 20.10.2015г.,

представителя Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания М, действующей на основании доверенности от 24.02.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» П1 на постановление старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области, начальника отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Ц от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области, начальника отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - Департамента) Ц от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.

В своей жалобе генеральный директор ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» просил признать данное постановление незаконным, в связи с тем, что, фактически, должностным лицом Департамента была проведена внеплановая проверка юридического лица; о проведении данной проверки Общество не уведомлялось; осмотр территории проводился в одностороннем порядке. На момент проведения внеплановой проверки, осматриваемый лесной участок (лесосека) находился в стадии разработки, поэтому с этой лесосеки еще вывозилась древесина, очистка лесосеки от порубочных остатков должна быть произведена путем сжигания в пожаробезопасный период, в период схода снежного покрова до установления устойчивой дождевой осенней погоды. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ устойчивая дождливая погода еще не наступила, поэтому очистка планировалась с середины октября. При таких обстоятельствах считает, что отсутствует состав административного правонарушения, просит производство по делу прекратить.

В настоящем судебном заседании представитель ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные доводам жалобы, просил обжалуемое постановление отменить как незаконное, пояснив также, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО был составлен с нарушением предусмотренных КоАП РФ сроков.

Выслушав пояснения представителей, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что жалоба ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» удовлетворению не подлежит, в связи со следующим.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.1 ст.8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно подпункта «и» пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 г. N 337, при заготовке древесины не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные технологической картой разработки лесосеки; подпункта «к» - не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

В соответствии с пунктом 24 Правил заготовки древесины углы лесосек закрепляются столбами диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбах делается надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который предусмотрена рубка, номеров лесосек и их площади в гектарах.

В силу пункта 53 Правил заготовки древесины организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.

Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.

Пункт 54 Правил заготовки древесины предусматривает, что в ходе проведения работ по подготовке лесосеки для заготовки древесины осуществляется: разметка в натуре границ погрузочных пунктов, трасс магистральных и пасечных волоков, дорог, производственных, бытовых площадок; рубка деревьев на площадях дорог, волоков, погрузочных пунктов, производственных, бытовых площадках, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается; рубка аварийных деревьев за границами лесосеки, угрожающих безопасной работе, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

Согласно пункта 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками. Очистка лесосек сплошных рубок с наличием подроста ценных пород осуществляется способами, обеспечивающими его сохранность. В весенний, летний и осенний периоды в большинстве случаев порубочные остатки целесообразно укладывать на волоках, а оставшиеся окучивать в местах, где нет подроста. В зимний период, кроме того, возможно сжигание порубочных остатков небольшими кучами в местах без подроста. Сжигание порубочных остатков сплошным палом не допускается. При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков должно производиться по мере их накопления на специально подготовленных площадках. При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 3 метров. В горных условиях в целях предотвращения эрозионных процессов порубочные остатки укладываются на трелевочные волоки, а также в валы, располагаемые по горизонталям склонов с расстоянием между ними 8 - 10 метров. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

В настоящем судебном заседании установлено, что 21.09.2015г. государственным лесным инспектором Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулирования использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания М в отношении ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ по факту установления проведенным 05.09.2015г. патрулированием лесов Руднянского лесничества нарушений правил заготовок древесины.

По результатам рассмотрения данного протокола об административном правонарушении старшим государственным лесным инспектором по Смоленской области, начальником отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента ЦДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление.

Суд считает, что факт совершения ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» вменяемого ему административного правонарушения подтверждается, а доводы жалобы опровергаются:

- копией задания № 332 на проведение патрулирования (рейда) по осуществлению федерального государственного лесного, охотничьего, пожарного надзора и надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания от 03.09.2015 года, согласно которого выявлено нарушение правил заготовки древесины на арендованном участке ООО «СЛХПО»;

- уведомлением от 07.09.2015 года, согласно которому ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» извещалось о выявленных при проведении мероприятия по патрулированию лесов Руднянского лесничества нарушениях, представитель юридического лица вызывался для составления протоколов об административных правонарушениях;

-протоколом об административном правонарушении № 101140 от 21.09.2015 года, из которого усматривается, что при проведении мероприятия по патрулированию лесов Руднянского лесничества 05 сентября 2015 года в 16 часов 05 минут выявлено, что в Голынковском участковом лесничестве Руднянского лесничества, в квартале 13, выделе 16, на площади 3.1 га осуществлялась разработка лесосеки с нарушением технологической карты разработки лесосеки, а именно: отсутствовал предупреждающий знак; не оборудован погрузочный пункт; древесина складировалась за пределами лесосеки; на лесосеке оставлены деревья, подлежащие рубке; очистка не производится одновременно с заготовкой; порубочные остатки находились непосредственно за пределами лесосеки; на деляночных столбах неверно указана площадь лесосеки и год рубки. Нарушения допустило ООО «Смоленское ЛХПО». Имеются объяснения представителя по доверенности П2 «в момент обнаружения административного правонарушения представителей фирмы не было». В действиях ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ;

-уведомлением от 22.09.2015 года, согласно которому ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» представитель юридического лица вызывался для внесения изменений в протоколов об административном правонарушении № 101140, составленный 21.9.2015 года по ч.1 счт.8.25 КоАП РФ;

-сопроводительным письмом от 24.09.2015 года о направлении определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.09.2015 года в адрес ООО «Смоленское ЛХПО»;

-копией списка № 18 внутренних/международных отправлений от 25.09.2015 года, из которой усматривается, что заказному письму в адрес ООО «СЛХПО», отправленному 25.09.2015 года, присвоен внутренним почтовый идентификатор 21400090961152;

- сведениями об отслеживании почтового отправления, из которых усматривается, что заказное письмо с внутренним почтовым идентификатором 21400090961152 вручено адресату 01.10.2015 года;

-письменным сообщением от 02.10.2015 года ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» о принятых мерах по устранению недостатков, обнаруженных при патрулировании лесов в сентябре 2015 года, из которого усматривается, что «Руднянское лесничество, Голынковское участковое лесничество, квартал 13, выдел 16 – надписи на деляночных столбах исправлены, древесина вывезена, деревья, подлежащие рубке, вырублены, заготовка ведется в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, очистка производится одновременно с заготовкой».

Суд считает, что проанализировав все указанные доказательства в совокупности, старшим государственным лесным инспектором по Смоленской области, начальником отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента Ц был сделан правильный вывод о наличии в действиях ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» состава вмененного административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Выводы старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области, начальника отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Ц о наличии в действиях ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости.

Вина ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» заключается в том, что оно не обеспечило выполнение требований лесного законодательства при отсутствии к тому каких-либо объективных препятствий. Доказательств невозможности соблюдения Обществом данных требований и принятие всех необходимых мер для недопущения нарушений материалы дела не содержат.

Доводы жалобы представителя ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» и его пояснения в судебном заседании о том, что фактически должностным лицом Департамента в отношении ООО ««Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» проводилась внеплановая проверка юридического лица; о проведении данной проверки ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» не уведомлялось; осмотр территории проводился в одностороннем порядке, основанием к отмене обжалуемого постановления не являются, поскольку федеральный государственный лесной надзор осуществляется не только в форме проверок, при проведении которых необходимо соблюдать положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-Ф «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», но и в форме иных мероприятий, в частности систематического наблюдения за исполнением требований лесного законодательства, в том числе и в виде патрулирования. При этом положения вышеуказанного закона распространяются на мероприятия по государственному лесному контролю и надзору в форме проверок, проводимых при взаимодействии с проверяемым лицом; мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования, к мероприятиям, на которые распространяются требования данного закона, не относятся, что следует из содержания ч.1 ст.96 Лесного кодекса РФ. Факт проведения не внеплановой проверки, а именно патрулирования подтверждается имеющимся в материалах дела указанным выше заданием № 332.

Доводы жалобы о невозможности устранения указанных в протоколе об административном правонарушении недостатков в связи с отсутствием устойчивой дождевой погоды не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.

Доводы жалобы о необходимости учета того обстоятельства, что нарушения были устранены к моменту вынесения должностным лицом постановления не свидетельствуют об отсутствии нарушений в момент их выявления указанным патрулированием. Суд считает, что и до проведения патрулирования у ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» была реальная возможность не допускать указанных нарушений. Факт устранение недостатков после составления протокола об административном правонарушении подтверждают вину Общества в совершении данного правонарушения и не является основанием для отмены обжалуемого постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Квалификацию действий ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ суд признает правильной.
Установленный законом порядок привлечения ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» к административной ответственности соблюден.

Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ, не нарушены.

Вместе с тем, постановление должностного лица подлежит изменению.

Как следует из представленных материалов, до вынесения должностным лицом постановления выявленные нарушения устранены ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение». Данные обстоятельства не были учтены должностным лицом в качестве смягчающего административную ответственность юридического лица обстоятельства, в связи с чем, признаются судом таковыми. При этом, поскольку наказание ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» в виде административного штрафа назначено в минимальном размере санкции статьи, оснований для его снижения в связи с наличием смягчающего административную ответственность юридического лица обстоятельства не имеется.

Также суд не признает основанием для отмены обжалуемого постановления и факт составления протокола об административном правонарушении с нарушением установленных ст.28.5 КоАП РФ сроков, поскольку данное нарушение не является существенным, влекущим безусловную отмену вынесенного по результатам его рассмотрения решения уполномоченного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области, начальника отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Ц от 07 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ в отношении ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» изменить.

Признать в качестве смягчающего административную ответственность ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» обстоятельства устранение им выявленных нарушений до вынесения обжалуемого постановления.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области.

Судья О.П. Новиков