ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/2021 от 15.02.2021 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 12-8/2021

УИД 23RS0009-01-2021-000200-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ст-ца Брюховецкая Краснодарского края 15 февраля 2021 года

Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Волкова О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Газпром трансгаз Краснодар» на постановление № 04-02-285-П-1 от 29.04.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-02-285-П-1 от 29.04.2020г. ООО «Газпром трансгаз Краснодар» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Газпром трансгаз Краснодар» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, признать незаконным и отменить представление от 29.04.2020 № 04-02-308-П-2 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В обоснование жалобы ООО «Газпром трансгаз Краснодар » указало, что постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, вынесено представление от 29.04.2020 № 04-02-308-П-2 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

По мнению заявителя, за нарушение ст. 8.1 КоАП РФ, то есть за одно и то же правонарушение общество привлечено к ответственности пятнадцать раз. Однако выявленные в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом, в один день, в отношении одного и того же лица, нарушения, подлежащие квалификации по одной и той же норме КоАП РФ, влекут однократное привлечение к административной ответственности. Кодекс не предусматривает возможность применения наказания в таком случае отдельно за каждый выявленный факт нарушения. По сути, это одно правонарушение, состоящее из нескольких эпизодов.

Административный орган не имел оснований квалифицировать каждый из выявленных фактов как самостоятельное правонарушение и устанавливать за каждое из них административное наказание, в деянии общества отсутствует состав нескольких самостоятельных административных правонарушений.

Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает обязанность проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Административным органом не доказан факт наступления неблагоприятных метеорологических условий и факт получения ООО «Газпром трансгаз Краснодар» соответствующих прогнозов в проверяемый период в местах расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем не может быть сделан вывод о невыполнении необходимых мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ.

Представитель заявителя ООО «Газпром трансгаз Краснодар» Федоренко А.А., в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней обстоятельствам.

Представитель заинтересованного лица – Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, проверив письменные материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить жалобу ООО «Газпром трансгаз Краснодар» по следующим основаниям.

Судом установлено, что постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-02-285-П-1 от 29.04.2020 года, юридическое лицо - ООО «Газпром трансгаз Краснодар» - было признано виновным по ст. 8.1 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления о привлечении - ООО «Газпром трансгаз Краснодар» - к административной ответственности, 27.03.2020 года при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований природоохранного законодательства РФ в отношении ООО «Газпром трансгаз Краснодар», выявлен факт, что - ООО «Газпром трансгаз Краснодар» - осуществляет деятельность на объекте НВОС Брюховецкий район (код объекта 03-0123-008171-Л), оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие разработанных и согласованных с министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ч.3 ст.19 ФЗ №96 от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", дополнена новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания:

«Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности».

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56960) утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, которые вступают в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования (начало действия документа - 27.06.2020 года (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.12.2019).

Таким образом, административным органом, вынесшим обжалуемое постановление о назначении административного наказания от 29.04.2020 года в отношении - ООО «Газпром трансгаз Краснодар», применен закон и требования, не вступившие в законную силу на момент вынесения постановления.

В соответствии с «РД 52.04.52-85. Руководящий документ. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986), действующее на момент проведения проверки и вынесения обжалуемого постановления, мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются на всех предприятиях, где устанавливаются нормы ПДВ. Если предприятие не относится к I и II категориям опасности (НИИ Атмосфера 2012), мероприятия по регулированию и сокращению выбросов загрязняющих веществ при наступлении аномальных НМУ для этого предприятия не разрабатываются.

В соответствии с проектом нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) ГРС ст. Брюховецкая, ГРС х. Победы, ГРС ст. Переясловская Брюховецкого района код объекта 03-0123-008171-Л отнесены к III и IV категории опасности предприятия, в связи с чем разработки мероприятий по НМУ для него не требовались на момент проверки, поскольку изменения в законодательстве, в соответствии с которым возложена обязанность по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для объектов III и IV категории, вступили в законную силу и обязаны для исполнения начиная с 27.06.2020г.

В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

По смыслу статьи 26.1 КоАП РФ, при производстве по делам об административных правонарушениях наряду с другими обстоятельствами выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются с помощью доказательств по делу - любых фактических данных, которые в свою очередь устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с положениями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Требования названных норм не были учтены, обстоятельства дела не исследованы в полном объеме, оценка всем доказательствам не дана, что является существенным нарушением норм при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения постановления по делу об административных правонарушениях, возлагается на административный орган, который вынес обжалуемое постановление.

Учитывая, что административным органом не доказан факт совершенного ООО «Газпром трансгаз Краснодар» правонарушения, а так же применены нормы закона, не действующие на период инкриминируемого правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ООО «Газпром трансгаз Краснодар» состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для отмены постановления вынесенным старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-02-285-П-1 от 29.04.2020 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Газпром трансгаз Краснодар» и прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу ООО «Газпром трансгаз Краснодар» на постановление № 04-02-285-П-1 от 29.04.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-02-285-П-1 от 29.04.2020 года о привлечении к административной ответственности юридического лица - ООО «Газпром трансгаз Краснодар» по ст. 8.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Представление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-02-308-П-2 от 29.04.2020 года об обязании принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в отношении юридического лица - ООО «Газпром трансгаз Краснодар», отменить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: О.П. Волкова