Судья Закоптелова О.А. Дело № 21-710/2021
УИД: 22RS0057-01-2021-000279-39
№ 12-8/2021 (1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2021 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Соболева С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Грин-Форс» - Б.В.В. на решение судьи Угловского районного суда Алтайского края от 14 сентября 2021 года по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Грин-Форс» - Б.В.В. на постановление и.о. начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Х.А.С. от ДД.ММ.ГГ, которым
общество с ограниченной ответственностью «Грин-Форс» (далее - ООО «Грин-Форс»), юридический адрес: <адрес>, <адрес>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>,
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, статьей 8.27, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 9 декабря 2020 года, составленному ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Щ.В.С., с 1 сентября 2020 года по 3 сентября 2020 года в ходе проведения планового (рейдового) осмотра на основании планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГ*** во исполнение приказа Минприроды Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** выявлено, что на территории Озеро-Кузнецовского лесничества в Угловском районе Алтайского края ООО «Грин-Форс», осуществлявшее заготовку древесины на основании договора аренды, заключенного 16 декабря 2008 года с Управлением лесами Алтайского края, допустило нарушения правил заготовки древесины, требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в том, что:
1) в квартале *** выделе *** Круглянского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 9,9 га, вид рубки ПРЖ, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом не вырублены деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны, деревья, мешающие росту и формированию крон отобранных лучших и вспомогательных деревьев. Заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина не лесосеке, что не соответствует подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Правила заготовки древесины), пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), пункту 18, подпунктами «б», «в» пункта 22 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Правила ухода за лесами);
2) в квартале *** выделе *** Угловского-2 участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 4,9 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина на лесосеке, что не соответствует пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины;
3) в квартале *** выделе *** Тополинского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 2,4 га, вид рубки ГВР, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом не проведена весенняя доочистка мест рубок от порубочных остатков, заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина на лесосеке, что не соответствует подпункту «а» пункта 17, пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины;
4) в квартале *** выделе *** Тополинского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 7,2 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом не проведена весенняя доочистка мест рубок от порубочных остатков, рубка деревьев проведена не равномерно по площади лесосеки не обеспечив сохранение защитных и средообразующих свойств леса, что не соответствует подпункту «а» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, пункту 36 Правил заготовки древесины;
5) в квартале *** выделе *** Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 2,2 га, вид рубки ПРХ, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Оставлена не вывезенная в установленный срок древесина в лесосеке, что не соответствует пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины;
6) в квартале *** выделе *** Тополинского лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 3,6 га, вид рубки ПРХ, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом не вырублены деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны, деревья, мешающие росту и формированию крон отобранных лучших и вспомогательных деревьев, что не соответствует пункту 18, пункту 22 Правила ухода за лесами;
7) в квартале *** выделе *** Борисовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесокультурная площадь 1,3 га, год посадки 2019 работы по лесовосстановлению окончены, при этом лесокультурная площадь полностью заросла густой травяной растительностью, ряды с лесными культурами завалены травянистой растительностью, признаков проведения агротехнических и лесоводственных уходов за лесными культурами не установлено, что не соответствует пункту 50 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188 (далее - Правила лесовосстановления).
Деяние квалифицировано по части 1 статьи 8.25, статье 8.27, части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе в районный суд, поданной 16 июля 2021 года (копия постановления получена 9 июля 2021 года) защитник ООО «Грин-Форс» - Б.В.В. просил постановление отменить, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении не содержит указание на то, какое именно мероприятие не выполнено в квартале ***, выделе *** Борисовского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, в то время как пункт 50 Правил лесовосстановления каких-либо требований о выполнении объемов ухода за лесными культурами, месте их выполнения и периодичности не содержит, а проектом лесовосстановления на указанном участке мероприятия по уходу за лесными культурами не проектировались; в связи с засушливым летом 2019 года большая часть лесных культур погибла, что явилось основанием для списания лесных культур; вменяя нарушение пунктов 18 и 22 Правил ухода за лесами, административным органом не указано, сколько нежелательных деревьев не вырублено, назначены ли они в рубку и оставлены не срубленными, не прилагает никаких доказательств, в то время как интенсивность рубки 15% была соблюдена, а вырубив все количество нежелательных деревьев, общество нарушило бы пункт 4 статьи 29 Лесного Кодекса российской Федерации – заготовило древесину в размере, превышающим допустимый объем; должностное лицо вышло за пределы обвинения, установленного протоколом об административном правонарушении, так как указало на оставление в лесосеках не срубленных сухостойных деревьев, что в протоколе не отражено; обжалуемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Угловского районного суда Алтайского края от 14 сентября 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд 1 октября 2021 года (копия решения получена 5 октября 2021 года), защитник ООО «Грин-Форс» Б.В.В. просит постановление и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на прежние доводы.
Законный представитель ООО «Грин-Форс», извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Проверив в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Грин-Форс» Б.В.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании подпункта «а» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
Согласно пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Аналогичные требования предусмотрены пунктами 27, 29 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614, действующих с 1 января 2021 года.
В силу подпункта «з» пункта 12 Правил заготовки древесины при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Согласно пункту 36 Правил заготовки древесины при добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса. Полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0,5.
Аналогичные требования предусмотрены подпунктом «з» пункта 12, пунктом 36 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993, действующих с 1 января 2021 года.
В силу пункта 50 Правил лесовосстановления в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, проводятся агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами.
К агротехническому уходу относятся:
ручная оправка растений от завала травой и почвой, заноса песком, размыва и выдувания почвы, выжимания морозом;
рыхление почвы с одновременным уничтожением травянистой и древесной растительности в рядах культур и междурядьях;
подавление, скашивание растительности механическим способом;
применение химических средств для уничтожения травянистой и древесной растительности в зоне роста культур;
дополнение лесных культур, подкормка минеральными удобрениями и полив лесных культур.
К лесоводственному уходу относится уничтожение или предупреждение появления травянистой и нежелательной древесной растительности механическими или химическими средствами.
Аналогичные требования предусмотрены пунктом 50 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 4 декабря 2020 года № 1014, действующих с 1 января 2021 года.
Согласно пункту 18 Правил ухода за лесами при осуществлении всех видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, сильно поврежденных и ослабленных деревьев, которые относятся к нежелательным в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил. Исключение составляют отдельные деревья или группы деревьев, подлежащие оставлению в качестве вспомогательных для сохранения устойчивости, биоразнообразия и других экологических целей, если они не являются источниками распространения опасной патологии и объектами повышения пожарной опасности, подлежащими обязательному удалению в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах и Правил пожарной безопасности в лесах.
В силу пункта 22 Правил ухода за лесами к нежелательным деревьям (подлежащим рубке) относятся:
а) деревья мешающие росту и формированию крон отобранных лучших и вспомогательных деревьев;
б) деревья неудовлетворительного состояния (сухостойные, буреломные, снеголомные, отмирающие, сильно поврежденные вредными организмами, животными);
в) деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны (искривленные, с сучками-пасынками, с сильно разросшейся, низко опущенной кроной и большим сбегом ствола, если эти деревья утратили полезные функции и их вырубка не ведет к снижению полноты насаждения ниже нормативной, снижению устойчивости насаждений).
Деревья, подлежащие рубке, могут находиться во всем массиве лесного насаждения.
Аналогичные требования предусмотрены пунктами 18, 22 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года № 534, действующих с 1 января 2021 года.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 1 сентября 2020 года по 3 сентября 2020 года выявлено, что ООО «Грин-Форс», осуществляющим использование лесов на основании договора аренды для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства, заключенного 16 декабря 2008 года с Управлением лесами Алтайского края, № ***, допущены нарушения требований лесного законодательства по заготовке древесины, воспроизводству лесов и лесоразведению, пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в том, что:
1) в квартале № *** выделе № *** Круглянского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека № *** площадью 9,9 га, вид рубки ПРЖ, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом не вырублены деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны, деревья, мешающие росту и формированию крон отобранных лучших и вспомогательных деревьев. Заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина не лесосеке, что не соответствует подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины, пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, пункту 18, подпунктами «б», «в» пункта 22 Правил ухода за лесами;
2) в квартале № *** выделе № *** Угловского-2 участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека № *** площадью 4,9 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина на лесосеке, что не соответствует пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины;
3) в квартале *** выделе *** Тополинского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 2,4 га, вид рубки ГВР, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом не проведена весенняя доочистка мест рубок от порубочных остатков, заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, оставлена не вывезенная в установленный срок древесина на лесосеке, что не соответствует подпункту «а» пункта 17, пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины;
4) в квартале *** выделе *** Тополинского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 7,2 га, вид рубки ДВР, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом не проведена весенняя доочистка мест рубок от порубочных остатков, рубка деревьев проведена не равномерно по площади лесосеки не обеспечив сохранение защитных и средообразующих свойств леса, что не соответствует подпункту «а» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, пункту 36 Правил заготовки древесины;
5) в квартале *** выделе *** Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 2,2 га, вид рубки ПРХ, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Оставлена не вывезенная в установленный срок древесина в лесосеке, что не соответствует пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, подпункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины;
6) в квартале *** выделе *** Тополинского лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесосека *** площадью 3,6 га, вид рубки ПРХ, год рубки 2019 работы по заготовке древесины окончены, при этом не вырублены деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны, деревья, мешающие росту и формированию крон отобранных лучших и вспомогательных деревьев, что не соответствует пункту 18, пункту 22 Правила ухода за лесами;
7) в квартале *** выделе *** Борисовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества, где располагается лесокультурная площадь 1,3 га, год посадки 2019 работы по лесовосстановлению окончены, при этом лесокультурная площадь полностью заросла густой травяной растительностью, ряды с лесными культурами завалены травянистой растительностью, признаков проведения агротехнических и лесоводственных уходов за лесными культурами не установлено, что не соответствует пункту 50 Правил лесовосстановления.
Факт совершения ООО «Грин-Форс» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: копиями приказа о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков *** от ДД.ММ.ГГ, планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков *** от ДД.ММ.ГГ, актами планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, фототаблицами, приложенными к актам, копиями договора аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства № *** от ДД.ММ.ГГ, распоряжения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка с ООО «Грин-Форс» *** от ДД.ММ.ГГ, лесной декларации *** от ДД.ММ.ГГ, приложения *** к лесной декларации, содержащего объемы использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы на 2019 года, отчета об использовании лесов формы ***-ИЛ за январь-декабрь 2019 года, проекта лесовосстановления (искусственного) на весну 2019 года ООО «Грин-Форс», карточки обследования лесного участка для лесовосстановления, карточки обследования почвы на зараженность почвенных насекомых, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, проектом освоения лесов на лесной участок, арендуемый ООО «Грин-Форс» для заготовки древесины по договору аренды от ДД.ММ.ГГ*** на территории Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края, копией акта технической приемки лесных культур (реконструкции малоценных насаждений) от ДД.ММ.ГГ.
Всем доказательствам, вопреки утверждению заявителя, судьей районного суда дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с которой не имеется.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в деянии ООО «Грин-Форс» составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, статьей 8.27, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что проектом лесовосстановления на указанном участке мероприятия по уходу за лесными культурами не проектировались, подлежит отклонению.
Согласно пункту 8 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 29 июня 2016 года № 375, действовавшем на момент составления проекта лесовосстановления на весну 2019 года, в проекте лесовосстановления должны содержаться:
характеристика местоположения лесного участка (наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка);
характеристика лесорастительных условий лесного участка (в том числе рельефа, гидрологических условий, почвы);
характеристика вырубки (количество пней на единице площади, состояние очистки от порубочных остатков и валежной древесины, характер и размещение оставленных деревьев и кустарников, степень задернения и минерализации почвы);
характеристика имеющегося подроста и молодняка лесных древесных пород (состав пород, средний возраст, средняя высота и количество деревьев и кустарников на единице площади, размещение их по площади лесного участка, состояние лесных насаждений и его оценку);
обоснование проектируемого способа лесовосстановления, главных(ой) лесных(ой) древесных(ой) пород(ы), породного состава восстанавливаемых лесов, с учетом особенностей производства работ в различных категориях защитных лесов и особо защитных участках лесов;
сроки и технологии (методы) выполнения работ по лесовосстановлению;
требования к используемому для лесовосстановления посадочному материалу;
требования к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, занятым лесными насаждениями, для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, количество деревьев главных лесных древесных пород, средняя высота).
Данным пунктом не указано на обязательное внесение в проект лесовосстановления мероприятий по уходу за лесными культурами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 4 декабря 2020 года № 1014 настоящие Правила лесовосстановления (далее - Правила) устанавливают критерии и требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации (приложения 1 - 41 настоящих Правил) и регулируют деятельность по восстановлению лесов в отношении земель требующих лесовосстановления.
Согласно подразделу «Методы лесовосстановления» Приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 9 июля 2020 года № 776 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского каря от 28 ноября 2018 года № 1883 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края» мероприятия по уходу за лесными культурами проектируются и выполняются способами и в сроки, способствующими улучшению качественных характеристик лесных культур, обеспечивающими недопущение зарастания сорной травянистой растительностью и древесно-кустарниковой растительностью в междурядьях и рядах на лесокультурных площадях. В целях предотвращения образования корки на поверхности почвы, созданных лесных культур 1, 2, 3 года, необходимо предусмотреть рыхление поверхности почвы, в течение всего вегетационного периода.
Начало агротехнического ухода следует приурочить к году посадки, и проводить в соответствии с проектом лесовосстановления, число агротехнических уходов определяется в зависимости от лесорастительных условий и интенсивности отрастания нежелательной растительности.
Мероприятия по уходу за лесными культурами выполняются в бесснежный период регулярно с момента посадки лесных культур до их перевода в покрытую лесом площадь.
Дополнению (посадке взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25-85%. Дополнение проводится в количестве, обеспечивающим количество деревьев главных пород, предусмотренных таблицей 1 приложения 21 к Правилам лесовосстановления.
Оценка приживаемости лесных культур определяется вырожденным в процентах отношением числа посадочных (посевных) мест с сохранившимися растениями к общему числу посадочных (посевных) мест, учтенных на пробной площади.
Таким образом, на лиц, осуществляющих рубку, возложена обязанность проводить агротехнические и лесоводственные уходы за лесными культурами в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, как на то указано в пункте 50 Правил лесовосстановления.
Как следует из проекта лесовосстановления на весну 2019 года в связи с отсутствием естественного самосева и подроста в квартале ***, выделе *** Борисовского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества запланировано искусственное лесовосстановление путем посадки 2-х летних сеянцев сосны обыкновенной на территории площадью 1,3 га.
3 мая 2019 года составлен акт о приемке лесных культур в вышеуказанном выделе, указано на стопроцентное выполнение проекта, общая оценка качества выполненных работ - удовлетворительная.
Таким образом, на момент составления акта планового осмотра выдела *** квартала *** Борисовского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества ООО «Грин-Форс» не обеспечило проведение агротехнического и лесоводственного ухода за высаженными в 2019 году лесными культурами, что привело к зарастанию площади густой травяной растительностью.
Ссылка на отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания на то, какое именно мероприятие не выполнено в квартале ***, выделе *** Борисовского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества, является необоснованной, поскольку признаки ухода на обследуемом участке не установлены, что не соответствует цели предотвращения снижения прироста лесных насаждений главной древесной породы, установленной в пункте 51 Правил лесовосстановления.
Не может служить основанием для освобождения от ответственности и ссылка на то, что большая часть лесных культур погибла, что исключало возможность выполнения ухода.
Согласно пункту 53 Правил лесовосстановления дополнению (посадке взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25 - 85%. Дополнение проводится в количестве, обеспечивающем количество деревьев главных пород, предусмотренных в таблицах 1 Приложений 1 - 40 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 60 Правил лесовосстановления лесные культуры с приживаемостью менее 25% считаются погибшими.
Как следует из копии полевой карточки инвентаризации лесных культур и защитных лесных насаждений закладки весны 2019 года от 28 сентября 2019 года приживаемость лесных культур в квартале ***, выделе *** Борисовского участкового лесничества, Озеро-Кузнецовского лесничества составляла 28%.
Согласно акту на списание культур, не отнесенных к землям, на которых расположены леса, погибших в 2020 году от 10 сентября 2020 года, по результатам обследования выдела *** квартала *** Борисовского участкового лесничества установлена приживаемость при обследовании 11%, данный участок рекомендован для списания.
Таким образом, на момент составления акта *** от 2 сентября 2020 года выдел *** квартала *** Борисовского участкового лесничества не списан, что исключало возможность неосуществления ухода за ним.
При этом приживаемость в размере 28% в 2019 году позволяла осуществлять мероприятия по уходу за высаженными лесными культурами, работы в 2020 году до составления акта о списании не проводились, что подтверждается фототаблице й к акту *** от 2 сентября 2020 года.
Ссылка на то, что вменяя нарушение пунктов 18 и 22 Правил ухода за лесами, административным органом не указано, сколько нежелательных деревьев не вырублено, назначены ли они в рубку и оставлены не срубленными, является необоснованной, поскольку актами *** от 2 сентября 2020 года, *** от 3 сентября 2020 года установлено, что в квартале *** выделе *** лесосеке *** Тополинского участкового лесничества и в квартале *** выделе *** лесосеке *** Круглянского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества не вырублены деревья с неудовлетворительным качеством ствола и кроны, сухостойные деревья.
Согласно проекту освоения лесов на лесной участок, арендуемый ООО «Грин-Форс» для заготовки древесины по договору аренды от 16 декабря 2008 года № *** на территории Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края, в квартале *** выделе *** лесосеке *** Тополинского участкового лесничества и в квартале *** выделе *** лесосеке *** Круглянского участкового лесничества интенсивность рубки составляет 15 %, объем вырубаемой древесины должен составлять 135 и 237 кубических метров соответственно.
Из отчета об использовании лесов формы ***-ИЛ за январь-декабрь 2019 года следует, что обществом вырублено в квартале *** выделе *** лесосеке *** Тополинского участкового лесничества 120 кубических метров, в квартале *** выделе *** лесосеке *** Круглянского участкового лесничества 225 кубических метров.
Таким образом, фактический объем вырубленной древесины не превышал планируемого объема и позволял ООО «Грин-Форс» осуществить рубку усохших, сильно поврежденных и ослабленных деревьев, которые относятся к нежелательным в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил ухода за лесами, чего сделано не было.
Доводы о том, что должностным лицом при вынесении постановления не учтена заготовленная неликвидная древесина, не включенная в отчет об использовании лесов, являются голословными, какими-либо документами не подтверждены.
Ссылка в жалобе на то, что должностное лицо вышло за пределы обвинения, установленного протоколом об административном правонарушении, так как указало на оставление в лесосеках не срубленных сухостойных деревьев, опровергается материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении, в котором указано на нарушение ООО «Грин-Форс» пункта 22 Правил ухода за лесами, исходя из которого к нежелательным деревьям (подлежащим рубке) относятся в том числе деревья неудовлетворительного состояния (сухостойные).
Доводы жалобы о том, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, безосновательны.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как следует из материалов дела, факт совершения ООО «Грин-Форс» вмененных административных правонарушений, был выявлен с 1 сентября 2020 года по 3 сентября 2020 года при составления актов проверки, постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом 6 июля 2021 года, то есть с соблюдением установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Ссылки в жалобе о том, что срок исполнения обязанностей, нарушения которых вменено, истек 31 декабря 2019года, не основаны на содержании названных норм, поскольку какого-либо конкретного срока исполнения данных требований не предусмотрено.
В целом доводы жалобы по своей сути аналогичны тем, которые изложены в жалобе в районный суд, проверены им и получили его надлежащую оценку.
Нарушений порядка привлечения ООО «Грин-Форс» к административной ответственности не установлено.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правила назначения административного наказания должностным лицом не нарушены.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Угловского районного суда Алтайского края от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Грин-Форс» - Б.В.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.Л.Соболева