ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/2021 от 24.05.2021 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 12-8/2021

УИД27RS0001-01-2020-008513-86

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2021 года пгт. Смирных

Судья Смирныховского районного суда Сахалинской области Кабалоева М.В.,

При секретаре Коноваловой О.О.,

рассмотрев жалобу ФИО1 ФИО5. на постановление и.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО6. от 01 декабря 2020 года о

назначение административного наказания за совершение административного правонарушения по ч. 2ст. 11.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением и.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАННОТБДФОРостранснадзора) ФИО7 от 01.12.2020 ФИО1 ФИО8 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ и ему назначено наказания в виде административного штрафа в сумме 30000 рублей.

Из указанного постановления следует, что 01.10.2020 года в 11:50 местного времени патрульной группой Региональной общественной организации «<данные изъяты>» в районе устья реки <адрес> был замечен вертолет «EUROCOPTEREC130T2» с бортовым регистрационным номером высоте около 100 м. в направлении с юга на север, затем в 15:30 местного времени этот же вертолет пролетел обратным курсом с севера на юг над нижнем течением реки <адрес>

Владельцем воздушного судна «EUROCOPTEREC130T2» RA-07285 является ООО «<данные изъяты>». В ходе административного расследования, возбужденного 30.10.2020, стало известно, что данное воздушное судно пилотировал частный пилот ФИО1 ФИО9 по доверенности, выданной ему ООО «<данные изъяты>» 01.04.2020 сроком на 1 год.

Данный полет выполнялся в частном порядке по инициативе пилота ФИО1 ФИО10 в целях проверки работоспособности систем вертолета без согласования с руководством ООО «<данные изъяты>». Полет проходил в воздушном пространстве классе «G», в котором установлен уведомительный порядок использования воздушного пространства.

ФИО1 ФИО11 накануне полета установленным порядком не уведомил соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о деятельности в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

Не выполнив вышеуказанных действий, ФИО1 ФИО12. нарушил п. 109, п. 124 «Федеральных правил использования воздушного пространства» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее ФП ИВП), что привело к нарушению порядка использования воздушного пространства класса «G», что в соответствии с пп. «м» п. 147 ФП ИВП классифицируется как нарушение уведомительного порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

Не согласившись с указанным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 ФИО13. 10.12.2020 обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с жалобой.

На основании определения Центрального районного суда г. Хабаровска от 25.03.2021 жалоба ФИО1 ФИО14. передана на рассмотрение по подведомственности в Смирныховский районный суд, куда она поступила 13.04.2021.

Из жалобы следует, чтоФИО1 ФИО15. просит признать незаконным и отменить постановление и.о. начальника УГАННОТБДФОРостранснадзора ФИО16. от 01 декабря 2020 года о привлечении его к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, прекратить производство по делу.

В направленный в суд жалобе ФИО1 ФИО17 не оспаривает сам факт и обстоятельства совершенного административного правонарушения, однако указывает, что о дате и месте составления протокола и рассмотрение дела он не был извещен надлежащим образом, что нарушило его право на защиту своих интересов при рассмотрении дела.Административный орган указывает о его надлежащем извещение, о дате и месте составления протокола и рассмотрении дела;что определение о переносе срока составления протокола и рассмотрения дела было направлено ему по месту регистрации: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на его личный электронный адрес: <данные изъяты> и посредством сообщения в мессенджере«WhatsApp», однако в период с 18 ноября по 02 декабря 2020 года он находился на рыбалке в <адрес>, доступа к электронной почте он не имел, мобильный телефон с номером находился у супруги в <адрес>, которая не сообщала заявителю о поступлении звонков и сообщений с неизвестных номеров за указанный период. Фактически ознакомился с содержанием направленных извещений, определения, протоколом, постановления только 02 декабря 2020 по возвращению в <адрес>.

ФИО1 ФИО18.о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.90,114), не явился, уважительные причины неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного процесса не просил.

УГАННОТБДФОРостранснадзорао времени и месте судебного заседания извещено, не явились.

Суд полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствии заявителя ФИО1 ФИО19 и представителя УГАННОТБДФОРостранснадзора.

Врио начальника УГАННОТБДФОРостранснадзораМ. представил в суд возражения на жалобу, из которых следует, что

в управление поступило обращение Региональной общественной организации «<данные изъяты>» о возможном нарушении воздушного законодательства пилотом вертолета «ЕврокоптерEC-130», принадлежащего ООО «<данные изъяты>». Принимая во внимание наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 11.4 КоАП РФ. Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.10.2020 и определение об истребовании сведений по делу об административном правонарушении от 30.10.2020. Указанные определения были направлены владельцу вертолета ООО «<данные изъяты>» почтовым отправлением, а также управление обратилось в участковый пункт полиции <адрес> с просьбой об оказании содействия во вручении вышеуказанных документов генеральному директора ООО «<данные изъяты>» Ко В.Ч. 11.11.2020 на электронный адрес Управления с электронного адреса сотрудника ООО «<данные изъяты>» ФИО20 поступили истребуемые сведения, в том числе, и объяснительная ФИО1 ФИО21 который на основании доверенности ООО «<данные изъяты>» управлял вертолетом «ЕврокоптерEC-130»RA-07285. Таким образом, ФИО1 ФИО22 было известно, что Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование по факту полета 01.10.2020.

12.11.2020 Управлением вынесено извещение о составлении протокола по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ в отношении ФИО1 ФИО23. и извещение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ. Указанные извещения были направлены по месту регистрации ФИО1 ФИО24 (<адрес>, <адрес>, <адрес>), на почтовый адрес юридического лица, выдавшего ФИО1 ФИО25 доверенность ООО «<данные изъяты>» и на электронный адрес сотрудника ООО «<данные изъяты>» ФИО26.

24.11.2020 Управление выносит определение о переносе срока составления протокола на 30.11.2020 и о переносе срока рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ в отношении ФИО1 ФИО27

В целях своевременного уведомления ФИО1 ФИО28 определение о переносе срока составления протокола и о переносе срока рассмотрения дела об административном правонарушении направлено 24.11.2020 через интернет службы электронный почты «Mail.ru» на личный электронный адрес ФИО1 ФИО29. (<данные изъяты> и посредством отправки сообщения через систему мгновенного обмена текстовыми сообщениями «WhatsApp» на личный номер мобильного телефона ФИО1 - + . Контактные данные ФИО1 ФИО30. были предоставлены сотрудником ООО «<данные изъяты>» ФИО31. ФИО1 ФИО32 сообщение по электронной почте было доставлено 25.11.2020 в 09:54 часа, сообщение в мессенджере «WhatsApp» 25.11.2020 в 09:58, что подтверждается скриншотами, прилагаемыми к протоколу об административном правонарушении от 30.11.2020.

Считает, что Управление располагало доказательствами надлежащего уведомления ФИО1 ФИО33 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, в связи, с чем просит оставить жалобу без удовлетворения, а постановление без изменения.

Исследовав материалы дела, проверив в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части2 статьи 1 Воздушного кодекса Российской Федерации под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Частью 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

В соответствии со ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Из ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее Правила), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Согласно п.п. «б» п. 99 Правил региональным и зональным центрами Единой системы - в воздушном пространстве классов A и C, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных воздушных судов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым зональный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства в порядке, определенном подпунктом "б" пункта 117 настоящих Федеральных правил.

В силу п. 109 Правил (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) план полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

План полета пилотируемого воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов A и C, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G.

Сообщение о плане полета беспилотного воздушного судна (за исключением визуального полета беспилотного воздушного судна в случае, предусмотренном пунктом 52(1) настоящих Правил) подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Согласно п. 123, 124 Правил под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения.

Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.

Пользователи воздушного пространства, планирующие выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, обязаны уведомить соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

Согласно п.п. «м» п. 147 Правил (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) к нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятсяполет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения.

Частью 2 ст. 11.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении 20.10.2020 в УГАННОТБДФОРостранснадзора поступило обращение Региональной общественной организации «<данные изъяты>», согласно которому 01.10.2020 в 11:50 патрульная группа организации в ходе очередного рейда в районе устья реки <адрес> заметила вертолет, который летел в направлении с юга на север над береговой чертой Охотского моря. Ориентировочно в 15:30 этот же вертолет пролетел обратным курсом с севера на юг, на над нижнем течением реки <адрес>. Вертолет был идентифицирован как «ФИО2 130», бортовой номер , принадлежит ООО «<данные изъяты>». К данному обращению приложены фотографии, на которых запечатлён вертолет с бортовым номером .

По факту выявленного правонарушения УГАННОТБДФОРостранснадзора было проведено административное расследование, 30.10.2020 было возбуждено дело об административном правонарушении.

26.11.2020 (посредством электронной почты 11.11.2020) поступило сообщение от ООО «<данные изъяты>», что 01.10.2020 пилот ФИО1 ФИО34. выполнял полет на вертолете «AirbasHelicopterEC 130 T2» с регистрационным номером «» по доверенности в частном порядке, без пассажиров на борту. Полет совершался в целях проверки работоспособности систем вертолета и проходил вдоль береговой черты без входа в запретные зоны и зоны ограничения полетов. Полет не был согласован с уполномоченными органами из-за отсутствия телефонной и интернет связи и совершался по инициативе пилота без согласования с руководством ООО «<данные изъяты>».

К данному сообщению была приложена доверенность на имя ФИО1 ФИО35 на право управления указанным вертолетом, свидетельство частного пилота, объяснительная ФИО1 ФИО36. от 10.11.2020, в котором он сообщил аналогичную информацию, что и в сообщении ООО «ФИО37».

12.11.2020 и.о. начальника УГАННОТБДФОРостранснадзора ФИО38. были вынесены извещение о составлении протокола об административном правонарушении и извещение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которые были направлены ФИО1 ФИО39. по адресу: <адрес> в ООО «<данные изъяты>» с просьбой о вручении данных документов ФИО1 ФИО40

24.11.2020 и.о. начальника УГАННОТБДФОРостранснадзора ФИО41. было вынесено определение о переносе срока составления протокола и о переносе срока рассмотрения дела об административном правонарушении, указанное определение было направлено ФИО1 ФИО42. по адресу: <адрес>, по электронной почте <данные изъяты>, а также посредством мессенджера «WhatsApp» на телефон + а также в адрес генерального директора ООО «<данные изъяты>» для вручения ФИО1 ФИО43

30.11.2020 и.о. начальника УГАННОТБДФОРостранснадзора ФИО44 в отношении ФИО1 ФИО45 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, протокол был составлен в отсутствии ФИО1 ФИО46., в нём указано, что факт доставки ФИО1 ФИО47 определения о переносе срока составления протокола и о переносе срока рассмотрения дела подтверждается скриншотом, прилагаемым к настоящему протоколу. Управление располагает доказательствами о надлежащим уведомления ФИО1 ФИО48. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

01.12.2020 и.о. начальника УГАННОТБДФОРостранснадзора ФИО49. рассмотрел дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.11.4 КоАП РФ, возбужденное в отношении ФИО1 ФИО50., признал его виновным в совершении указанного административного правонарушения и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 ФИО51 должностным лицом о необходимости явки 30.11.2020 в 14-00 часов для составления протокола об административном правонарушении и что 01.12.2020 в 14-00 часов состоится рассмотрение дела об административном правонарушении, надлежащим образом извещен не был.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Из приведенной нормы следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.

Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.

Как следует из материалов дела с целью извещения ФИО1 ФИО52 по адресу его регистрации: <адрес> 25.11.2020 было направлено определение о переносе срока составления протокола и переносе срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.11.2020, однако данных свидетельствующих о получении указанного письма ФИО1 ФИО53 в материалах дела несодержится, письмо было направлено в короткий промежуток времени (за 5 дней) до составления протокола об административном правонарушении, что учитывая расстояние между <адрес> и <адрес> не дает суду сделать вывод о возможности получения данного письма ФИО1 ФИО54. в разумный срок до составления протокола об административном правонарушении либо возвращения адресату почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения до 30.11.2020.

Свидетельств (расписок, сопроводительных писем с его подписью) о том, что направленное в адрес ООО «<данные изъяты>» определение от 24.11.2020 было получено (передано) ФИО1 ФИО55. в представленных материалах дела также не содержится.

Такжеопределение о переносе срока составления протокола и переносе срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.11.2020 было направлено ФИО56. на

личный электронный адрес: <данные изъяты>ru25.11.2020 в 2:54 (л.д. 69), однако доказательств, что данное электронное сообщение было получено ФИО1 ФИО57 в материалах дела не имеется.

Направление должностным лицом копии определения переносе срока составления протокола и переносе срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.11.2020 ФИО1 ФИО58 на телефон + 7 посредством мессенджера «WhatsApp» и также посредством электронной почты судом не признается в качестве надлежащего его извещения, поскольку ФИО1 ФИО59. должностному лицу согласия на уведомления его таким образом, не давал.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, а также постановление о назначении административного наказания были составлены в отсутствии ФИО1 ФИО60., надлежащим образом не извещенного о времени их составлении, что лишало его возможности реализовать свои процессуальные права, в том числе право на защиту.

На основании изложенных обстоятельств постановление и.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО61. от 01 декабря 2020 года, которым ФИО1 ФИО62. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ подлежит отмене.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечению двух месяцев (по делам, рассматриваемым судьей – по истечению трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л:

Постановление и.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО63. от 01 декабря 2020 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 ФИО64 – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, о привлечении ФИО1 ФИО65 к административной ответственностипо ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФКодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья М.В. Кабалоева