УИД 35RS0021-01-2022-000138-24
Дело: 12-8/2022
РЕШЕНИЕ
с. Тарногский Городок 12 мая 2022 года
Судья Тарногского районного суда Вологодской области Еина Н.Н.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром», (ИНН <***>, юридический адрес: 162251,<...>) на постановление начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 от 11.03.2022 № 19/9 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ
установил:
Постановлением начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 от 11.03.2022 № 19/9 общество с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» (далее ООО «Харовсклеспром») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в виде штрафа в размере 201 000 р.
ООО «Харовсклеспром» в лице представителя по доверенности ФИО1, обратилось в суд с жалобой на данное постановление, в обосновании указав, что в 2021 году согласно графику сдачи-приемки работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды лесного участка от 27.12.2018 № 06-01-05/51-2018 общество выполнило работы по воспроизводству лесов - содействие естественному восстановлению в объеме 439,0 га, планом установлен объем данных работ на 2021 г. – 454,8 га, т.е. объем не выполненных работ составил 15,8 га, который относительно планового и выполненного объема является совсем небольшим. Кроме того по указанному выше договору аренды лесного участка в соответствии с графиком сдачи-приемки работ по охране, защите и воспроизводству лесов на 2021 г. обществом в 2021 г. выполнено, а лесничеством принято 15 иных видов работ по охране, защите и воспроизводству лесов в полном объеме и без каких-либо замечаний. Обществом было заявлено ходатайство о возможности прекращения производства по делу в связи с малозначительностью либо снижением размера штрафа ниже низшего предела, однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано. Отмечают, что в настоящее время общество как и все другие организации в связи со сложившейся неустойчивостью финансово- экономической ситуацией в стране, находится с ложном положении. Разрабатываются и принимаются разные меры по сокращению затрат, принимаются все усилия для максимального сохранения рабочих мест. Общество стабильно и в сроки выплачивает заработные платы работникам, уплачивает налоги, сборы, другие обязательные платежи, имеет большие кредитные обязательства, возникшие по причине постоянного обновления автопарка, оборудования, улучшения условий труда работников, поэтому назначение наказания в виде штрафа в размере 201 000 рублей нанесет значительный урон по экономике предприятия. Со ссылкой на положения п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, правовые позиции, выраженные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 25.02.2014 № 4-П, от 17.01.2013 № 1-П просит постановление 19/9 от 11.03.2022 отменить по малозначительности, а в случае если суд не усмотрит оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ просит снизить размер штрафа ниже низшего предела.
В судебном заседании представитель ООО «Харовсклеспром» ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме. Пояснила, что ООО «Харовсклеспром» находится в трудном финансовом положении в связи с тем, что предприятие было ориентировано на экспорт в недружественные страны. В настоящее время работники переведены на режим неполного рабочего времени. Фактически предприятие существует за счет средств полученных до кризиса. Также предприятие имеет долги. В подтверждение трудного финансового положения представила оборотно - сальдовую ведомость по счету за апрель 2022 года и приказ от 30.03.2022 «О ведении режима неполного рабочего времени». Просит жалобу удовлетворить.
Представитель Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 с доводами жалобы не согласилась по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Из отзыва начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества ФИО3 следует, что 27.12.2018 между Департаментом лесного комплекса Вологодской области (далее- Арендодатель) и ООО «Харовсклеспром» ( далее- Арендатор) заключён договор аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 17.01.2019 за регистрационным номером 517-35/001/2019-2, для осуществления заготовки древесины за плату, сроком действия договора на 49 лет с даты государственной регистрации (до 16.01.2068). Арендатором ООО «Харовсклеспром» разработан проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы (приказ Департамента от 30.01.2019 № 134). Объемы и сроки выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов содержатся в разделе 9 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» Проекта освоения лесов. Арендатор лесного участка ООО «Харовсклеспром» в соответствии с п.п. «н» п. 3.4 раздела 3 договора аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018 обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством РФ и Проектом освоения лесов. Объемы и сроки выполнения работ установлены Проектом освоения лесов. Арендатор ООО «Харовсклеспром» за 2021 год обязан был выполнить работы по воспроизводству лесов: содействие естественному лесовосстановлению на площади 454, 8 га. Фактически Арендатор выполнил и сдал Департаменту 439,04 га. Не выполнено работ на площади 15,76 га. Пунктами п.п. «н» п. 3.4 раздела 3 договора аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018 установлена обязанность Арендатора ООО «Харовсклеспром» осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов и договоре аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018, и сдать по окончанию сроков выполнения работ по воспроизводству на арендуемом лесном участке, указанные работы на основании акта выполненных работ с подписанием данного акта уполномоченными представителями сторон договора. До настоящего времени Арендатором не сданы Арендодателю по актам выполненных работ следующие работы по воспроизводству лесов за 2021 год: содействие естественному лесовосстановлению на площади 15,76 га. В связи с тем, что ООО «Харовсклеспром» по договору аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018 г. не надлежащим образом исполнило взятые на себя обязательства в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а именно арендатор лесного участка ООО «Харовсклеспром» в соответствии с п.п. «н» п.3.4 раздела 3 договора аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018 г., проектом освоения лесов, не выполнил и не сдал Департаменту лесного комплекса Вологодской области за 2021 год (01.04.2021-01.11.2021) работы по воспроизводству лесов: содействие естественному лесовосстановлению на площади 15,76 га на арендованном лесном участке, расположенном на территории Тарногского лесничества, переданном в аренду на основании договора аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018, согласно проекту освоения лесов, тем самым нарушило п.п.»н» п.3.4 раздела 3 договора аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018, ч.5 ст.17, ч.1 ст.61, ч. 1,2 ст.62 Лесного кодекса РФ, п.п.»а» п.6 раздела 1 « Правил лесовосстановления», утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 04.12.2020 № 1014 000. «Харовсклеспром» привлечено к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ. На момент вынесения постановления о привлечении ООО «Харовсклеспром» к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ, работы по воспроизводству лесов арендатором были не выполнены и не сданы Департаменту лесного комплекса Вологодской области. ООО «Харовсклеспром» правомерно привлечено к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции ст.8.27 КоАП РФ. Правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется. Просят постановление № 19/9 от 11.03.2022 оставить без изменения, жалобу ООО «Харовсклеспром» - без удовлетворения.
Заслушав участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положения статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках. Воспроизводство лесов включает в себя лесное семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами, осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
27.12.2018 между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ООО «Харовсклеспром» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 06-01-05/51 – 2018 от 27.12.2017, согласно которому арендатору предоставлен участок площадью 47548,0 га, местоположение: Вологодская область, Тарногский муниципальный район, Тарногское лесничество: Шебеньгское участковое лесничество, лесные кварталы №№11, 27, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 59, 60, 67, 70, 82, 89,100,117,118,125,131,132,133,134,135,136,137,144,147,148,150,151; Илезское участковое лесничество, лесные кварталы №№ 5, 6, 7, 8, 15, 18, 23, 24, 30, 35, 36, 40, 51, 52, 53, 55, 60, 71, 72, 74, 79, 82, 88, 92; Спасское участковое лесничество, лесные кварталы № № 13,17,25,27,28,39; Верхне-Кокшеньгское участковое лесничество, лесные кварталы: №№ 13, 14, 21, 30, 39, 74, 77, 83, 104, 105, 106,117; Верховское участковое лесничество, лесные кварталы № 35,87,93,101,105,106,109,111,112,113,114,115,116,117,118,119,121,124,126,127,128,129,130,131,136,138, Тарногское участковое лесничество, колхоз «Сухонец», лесные кварталы № № 3,7,13; Тарногское участковое лесничество, колхоз «Раменье», лесные кварталы № № 8,9,10,11,14,15,16,31,32,33,37,41,42,43,44. Кадастровые номера: 35:08:0000000:517, 35:08:0000000:518, 35:08:0000000:520, 35:08:00000000521, 35:08:00000000:522, 35:08:00000000:524, 35:08:00000000:527, 35:08:0000000:534, 35:08:0000000:540; категория защищенности – защитные, эксплуатационные, вид разрешенного использования: заготовка древесины.
Согласно п.п. «н» п. 3.4 договора арендатор обязался осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Начальником Тарногского территориального отдела – государственного лесничества утвержден график сдачи-приемки работ на 2021 год по охране, защите, и воспроизводству лесов на лесном участке по договору аренды от 27.12.2018 № 06-01-05/51-2018 с ООО «Харовсклеспром», где общество обязано было выполнить в 2021 году - СЕВ (содействие естественному лесовостановлению) – 548,8 га. График согласован с представителем арендатора.
В материалах дела имеются акты приемки работ по охран, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесном участке в границах земель лесного фонда, переданного в аренду по выполненным работам «содействие естественному лесовостановлению» от 01.11.2021 на 148,1 га, от 11.10.2021 на 8,8 га, от 30.09.2021 на 91 га, 29.10.2021 на 48,7 га, от 11.10.2021 на 73,74 га, от 12.11.2021 на 68,7 га, а всего 439,04 га вместо запланированных 548,8 га, что является нарушением п.п.»н» п.3.4 раздела 3 договора аренды лесного участка № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018 г., ч.5 ст.17, ч.1 ст.61, ч. 1,2 ст.62 Лесного кодекса РФ, п.п.»а» п.6 раздела 1 « Правил лесовосстановления», утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 04.12.2020 № 1014 000.
Вина ООО«Харовсклеспром» подтверждаются исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 9 от 25.02.2022, договором аренды лесного участка для заготовки древесины № 06-01-05/51-2018, графиком сдачи-приемки работ на 2021 год, актами приемки работ по охран, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесном участке в границах земель лесного фонда, переданного в аренду по выполненным работам «содействие естественному лесовостановлению» от 01.11.2021, от 11.10.2021, от 30.09.2021, 29.10.2021, от 11.10.2021, от 12.11.2021 и всеми материалами дела в их совокупности.
ООО «Харовсклеспром» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 27 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Харовсклеспром» вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции ст. 8.27 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом при рассмотрении дела не допущено, и правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Обстоятельств для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в ходе рассмотрения дела не установлено.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления должностного лица в части назначения административного наказания.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
В силу положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и обстоятельства ООО «Харовсклеспром» административного правонарушения, финансовое и имущественное положение привлекаемого лица, а так же, что уплата штрафа в размере 201 000 рублей может поставить привлекаемое лицо в тяжелое материальное положение, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, судья полагает возможным изменить постановление должностного лица в части назначения административного наказания и назначить ООО «Харовсклеспром» административное наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией ст. 8.27 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7. ч. 1 п. 2 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 от 11.03.2022 № 19/9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» изменить.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 500 рублей 00 копеек.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Н. Еина