ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/2022 от 13.01.2022 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

УИД 61RS0004-01-2020-008965-65

Дело №12-8/2022

Р Е Ш Е Н И Е

13 января 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Советского районного суда г. Ростова-на-Дону Цмакалова Н.В.,в помещении Советского районного суда г. Ростова-на-Дону по адресу: <...>, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 07.09.2021 о привлечении начальника районных тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 07.09.2021 по делу об административном правонарушении начальник района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и с учетом ч.ч. 2, 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) руб..

Не согласившись с указанным постановлением, начальник района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с жалобой, в которой указал, что не согласен с постановлением по следующим основаниям. Постановление вынесено с нарушением требований законодательства РФ, нарушает его права и подлежит отмене.

Из материалов административного дела , которое взаимосвязано с настоящим делом, поскольку предметом рассмотрения является один и тот же объект – объект социального назначения – блочно-модульная котельная, обеспечивающая тепловой энергией школу, следует, что объект осматривался 10.03.2021. Повторная проверка и составление акта 18.06.2021 не изменяет момент обнаружения блочно-модульной котельной и исчисления сроков давности. При этом даже с момента повторного осмотра блочно-модульной котельной и составления акта от 18.06.2021 к моменту рассмотрения дела (03.09.2021) также прошло более 2 месяцев.

Установленный КоАП РФ срок составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении нарушен и не совпадает с моментом выявления факта предполагаемого правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела не применены ч. 2 ст. 4.5, п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с чем постановление является незаконным и подлежит отмене.

Использование АО «Теплокоммунэнерго» земельного участка не нарушает такой принцип земельного законодательства как платность использования земли. В материалах дела имеются квитанции об оплате.

Исходя из активных действий АО «Теплокоммунэнерго», направленных на заключение договора аренды земельного участка с КН 61:44:0000000:177056, меры по оформлению правоустанавливающих документов в установленном порядке предпринимаются в полном объеме, а это свидетельствует о невиновности должностного лица, чему приведены многочисленные примеры правоприменительной практики.

Материалы дела содержат доказательства отсутствия выражения в установленном порядке воли собственника на самовольность занятия земельного участка, в связи с чем привлечение к административной ответственности при отсутствии состава правонарушения является незаконным, постановление подлежит отмене.

По тем же основаниям в отношении того же юридического лица прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону уже проводилась проверка 12.03.2021, что отражено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Уведомление о продлении (приостановлении) в АО «Теплокоммунэнерго» не поступало. Вместе с тем, 06.07.2021 прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону вновь проведена проверка соблюдения АО «Теплокоммунэнерго» законодательства о тарифном регулировании в части полноты и достоверности предоставления сведений в регулирующий орган. Правовые основания для проведения повторной проверки в связи с теми же фактами и теми же основаниями отсутствуют.

Вместе с тем, постановление не содержит сведений о проведении ранее проверки и составлении акта 10.03.2021. Это повлекло нарушение прав заявителя и незаконное привлечение к административной ответственности.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, начальник района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 07.09.2021, вынесенного в отношении начальника района тепловых сетей «Западный» акционерного общества «Теплокоммунэнерго» ФИО1 по делу об административном правонарушении , предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о прекращении производства по делу.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26.10.2021 жалоба ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 07.09.2021, вынесенного в отношении начальника района тепловых сетей «Западный» акционерного общества «Теплокоммунэнерго» ФИО1 по делу об административном правонарушении , предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлена по подведомственности в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону для рассмотрения по месту совершения административного правонарушения.

Определением судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.11.2021 дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 07.09.2021, вынесенного в отношении начальника района тепловых сетей «Западный» акционерного общества «Теплокоммунэнерго» ФИО1 по делу об административном правонарушении , предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принято к производству.

Явившийся в судебное заседание ФИО1 поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней, просил суд жалобу удовлетворить.

В суд от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области поступил отзыв на жалобу, копии материалов дела об административном правонарушении, которые судьей приобщены к материалам дела.

В судебное заседание явилась представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, которая возражала против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу. Согласно отзыву довод лица об истечении сока привлечения к административной ответственности несостоятелен, так как нарушение требований земельного законодательства РФ, выраженное в самовольном занятии земельного участка с КН , выявлено в рамках проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки. А дело об административном правонарушении возбуждено ДД.ММ.ГГГГ. Довод лица о выявлении нарушения ДД.ММ.ГГГГ несостоятелен, поскольку по результатам проверки проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 12.03.2021 выявлены нарушения требований земельного законодательства, выраженные в использовании земельного участка с КН после истечения срока договора аренды, производство по денному делу ДД.ММ.ГГГГ прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения. Сведения о предоставлении спорного земельного участка в пользование АО «Теплокоммунэнерго» в материалах дела не содержатся, сведения о предоставлении земельного участка АО «Теплокоммунэнерго» в ЕГРН отсутствуют. В материалах дела содержится платежное поручение от 13.07.2021 №6655 об оплате денежных средств за фактическое использование земельного участка с КН что также подтверждает отсутствие воли правообладателя в пользовании АО «Теплокоммунэнерго» указанным земельным участком, и подтверждает факт самовольного занятия и использования земельного участка без прав, предусмотренных действующим законодательством. По делу об административном правонарушении каких-либо прав и законных интересов должностного лица Управлением допущено не было, следовательно, оспариваемое постановление является законным и обоснованным. На основании изложенного просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, представителя административного органа, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из материалов дела, начальник района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 обратился в суд с жалобой в установленный законодательством срок, а потому суд рассматривает жалобу по существу.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков, как объектов земельных отношений и государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, удостоверение возникшего права).

В соответствии с главами III, IV ЗК РФ земля может находиться в собственности, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном пользовании.

В силу п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Согласно установленному п. 1 ст. 8 ГК РФ перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

На основании п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).

В силу п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Таким образом, правоудостоверяющими документами являются свидетельства о государственной регистрации права, выписка из Единого государственного реестра прав либо зарегистрированный в установленном порядке договор аренды земельного участка, которые выдаются правообладателю, арендатору земельного участка.

За нарушение данных норм права предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 06.07.2021 в 17 час. 00 мин. проведена проверка соблюдения АО «Теплокоммунэнерго» законодательства о тарифном регулировании в части полноты и достоверности предоставления сведений в регулирующий орган. По результатам проверки установлено, что между МУП «Теплокоммунэнерго» (в настоящее время правопреемник АО «Теплокоммунэнерго») и Департаментом имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону от 24.03.2015 заключен договор аренды земельного участка с КН являющегося муниципальной собственностью. В процессе его эксплуатации указанный земельный участок разделен на два земельных участка с присвоением КН и . Указанный договор аренды ДД.ММ.ГГГГ расторгнут сторонами. <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка законности распоряжения муниципальным земельным участком с КН , расположенным по адресному ориентиру: <адрес>, по результатам его приведения в исходное состояние при расторжении договора аренды земельного участка от 24.03.2015. на момент осмотра земельного участка с КН выявлено, что АО «Теплокоммунэнерго» допущено самовольное занятие земельного участка путем размещения блочной котельной, а также инженерной инфраструктуры для эксплуатации указанной котельной, в том числе забора и опор освещения, ориентировочной площадью 2000 кв. м, чем нарушены ст. ст. 25, 26 ЗК РФ, совершего тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно выписке из приказа АО «Теплокоммунэнерго» от 05.05.2014 ФИО1 переведен на должность начальника района тепловых сетей «Западный» с 07.05.2014.

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, препятствующие начальнику района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 соблюдать обязанность в области требований земельного законодательства РФ, судом не установлены, начальником района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 – не представлены.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ факт совершения административного правонарушения и виновность начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 в его совершении подтверждены ответом Департамента имущественно – земельных отношений города Ростова-на-Дону от 23.04.2021 .30-9308/14; заявлением АО «Теплокоммунэнерго» директору Департамента имущественно – земельных отношений города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей; актом прокуратуры Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из приказа АО «Теплокоммунэнерго» о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ; соглашением к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ о его расторжении; ответом Департамента имущественно – земельных отношений города Ростова-на-Дону прокуратуре Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 11.06.2021 .30-13614/14; объяснением начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 от 07.07.2021; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.07.2021; решением о проведении проверки от 16.06.2021.

Имеющихся доказательств достаточно для установления юридически значимых обстоятельств административного правонарушения, вины начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 в его совершении.

Вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались должностным лицом административного органа и получили надлежащую оценку в постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Установленные должностным лицом административного органа обстоятельства подтверждаются доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Действия начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 7.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Постановление о привлечении начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание правомерно назначено начальнику района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 с учетом ст. ст. 4.1-4.3 КоАП РФ с применением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) руб., которое отвечает целям административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в порядке, установленном ст. 29.7 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что из материалов административного дела , которое взаимосвязано с настоящим делом, поскольку предметом рассмотрения является один и тот же объект – объект социального назначения – блочно-модульная котельная, обеспечивающая тепловой энергией школу, следует, что объект осматривался ДД.ММ.ГГГГ, повторная проверка и составление акта 18.06.2021 не изменяет момент обнаружения блочно-модульной котельной и исчисления сроков давности, при этом даже с момента повторного осмотра блочно-модульной котельной и составления акта от 18.06.2021 к моменту рассмотрения дела (03.09.2021) также прошло более 2 месяцев, несостоятелен, поскольку материалы дела не содержат сведений и доказательств того, что проверка спорного земельного участка с КН была проведена 10.03.2021. Ссылка в жалобе на то, что осмотр блочно-модульной котельной и составление акта осуществлены 18.06.2021, опровергается материалами дела, а именно актом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объектом осмотра является другой земельный участок с КН , а не земельный участок с КН . Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что проверка проведена 06.07.2021. Доказательств обратного материалы дела не содержат. У судьи апелляционной инстанции отсутствуют основания сомневаться в указанных сведениях.

Указание в жалобе на то, что установленный КоАП РФ срок составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении нарушен и не совпадает с моментом выявления факта предполагаемого правонарушения, также несостоятельно по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как установлено судом и указано выше, административное правонарушение было выявлено 06.07.2021, а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было составлено 07.07.2021, то есть в установленные ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела не применены ч. 2 ст. 4.5, п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с чем постановление является незаконным и подлежит отмене, судьей не применяется по следующим основаниям.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В данном случае судья пришел к выводу о том, что совершенное начальником района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ, является длящимся, а потому постановление по делу об административном правонарушении правомерно вынесено 07.07.2021, то есть в пределах установленного ч.ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ срока.

Ссылка в жалобе на то, что использование АО «Теплокоммунэнерго» земельного участка не нарушает такой принцип земельного законодательства как платность использования земли, в материалах дела имеются квитанции об оплате, исходя из активных действий АО «Теплокоммунэнерго», направленных на заключение договора аренды земельного участка с КН , меры по оформлению правоустанавливающих документов в установленном порядке предпринимаются в полном объеме, а это свидетельствует о невиновности должностного лица, чему приведены многочисленные примеры правоприменительной практики, не является основанием для нарушения ст. ст. 25, 26 ЗК РФ, не освобождает от административной ответственности и не влияет на административное наказание. Написание 18.06.2021 АО «Теплокоммунэнерго» заявления директору Департамента имущественно – земельных отношений города Ростова-на-Дону о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с КН , расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, не свидетельствует об отсутствии вины должностного лица, поскольку АО «Теплокоммунэнерго» должно было заблаговременно побеспокоиться о заключении такого договора. Ссылка в жалобе на многочисленные примеры правоприменительной практики несостоятельна, поскольку при вынесении постановления по настоящему делу об административном правонарушении должностное лицо административного органа исходило из конкретных обстоятельств настоящего дела.

Довод жалобы о том, что материалы дела содержат доказательства отсутствия выражения в установленном порядке воли собственника на самовольность занятия земельного участка, в связи с чем привлечение к административной ответственности при отсутствии состава правонарушения является незаконным, постановление подлежит отмене, судьей не принимается по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Такая воля собственника земельного участка (иного управомоченного им лица) должна быть выражена в правоудостоверяющих документах, как то в свидетельстве о государственной регистрации права, в выписке из Единого государственного реестра прав либо в зарегистрированном в установленном порядке договоре аренды земельного участка.

Учитывая изложенное, квитанции об оплате за пользование спорным земельным участком, не являются надлежащими доказательствами выражения воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица) в установленном порядке, а подтверждают факт самовольного занятия и использования указанного земельного участка без прав, предусмотренных действующим законодательством.

В данном случае лицо обязано оформить правоустанавливающие документы на земельный участок. Пользование данным земельным участком без оформления таких документов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

Таким образом, начальник района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1, не имеется.

Доводы жалобы в целом не опровергают выводы о доказанности вины начальника района тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления и не влекут его отмены или изменения.

На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Учитывая изложенное, довод жалобы о том, что в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ в настоящем деле есть обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях, несостоятелен.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления, при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 5 ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену постановления, не установлено.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 07.09.2021 о привлечении начальника районных тепловых сетей «Западный» АО «Теплокоммунэнерго» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручении или получения его копии.

Судья Н.В.Цмакалова