ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/2022 от 16.08.2022 Усть-камчатского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-8/2022

УИД 41RS0009-01-2022-006076-95

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

п. Усть-Камчатск Камчатского края 16 августа 2022 года

Судья Усть-Камчатского районного суда Камчатского края Валеев М.Р., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление врио руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении должностного лица - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района» ФИО1,

установил:

постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю (далее также – Камчатстат) ФИО2 от 11 мая 2022 года конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района» (далее по тексту – ООО «Коммунэнерго УКСМР, Общество) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что Камчатстат не извещало надлежащее должностное лицо ООО «Коммунэнерго УКМР», уполномоченное представлять формы статистической отчётности, о времени и месте составления протокола, о рассмотрении дела, по месту нахождения юридического лица. При этом Камчатстату известен адрес ее электронной почты, о чем свидетельствует направление на указанный адрес информационных сообщений в 2019, 2021, 2022 годах. Отмечает, что она не является субъектом административного правонарушения, поскольку приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ на должность административного управляющего должника с ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО3, в обязанности которой входит, в том числе представление отчетности в органы статистики. Отмечает, что ни ООО «Коммунэнерго УКМР», ни ее как арбитражного управляющего, Камчатстат не информировал о необходимости сдачи формы статистического наблюдения, при этом она исходила из того, что ответственным за своевременную сдачу отчетности Общества является ФИО3, которая наделена соответствующими полномочиями и продолжает работать до настоящего времени. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Одновременно с подачей жалобы ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления по делу.

Конкурсный управляющий ООО «Коммунэнерго УКМР» ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, должностное лицо, вынесшее постановление ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили.

В отзыве на жалобу врио руководителя Камчатстат ФИО5, полагая постановление законным и обоснованным, просит жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения. Указывает, что единственным должностным лицом, полномочия которого были установлены при возбуждении дела об административном правонарушении, являлась конкурсный управляющий ООО «Коммунэнерго УКМР» ФИО1, что следует из Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Документы о возложении обязанностей по предоставлению форм статистической отчетности на иное лицо ФИО1 в Камчатстат представлены не были. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО1 извещалась по адресу, указанному в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, однако почтовая корреспонденция вернулась с отметкой об истечении срока хранения, в связи с чем извещение должностного лица является надлежащим. ФИО1 пропустила срок на обжалование постановления от 11 мая 2022 года. Указанное постановление направлено в адрес ФИО1 19 мая 2022 года и 6 июня 2022 года возращено отправителю из-за истечения срока хранения. Таким образом, постановление от 11 мая 2022 года, с учетом разъяснений, изложенных в п. 29.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, вступило в законную силу 17 июня 2022 года.

Рассмотрев ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено 11 мая 2022 года, направлено ФИО1 18 мая 2022 года, возвращено в Камчатстат 6 июня 2022 года, в связи с истечением срока хранения. 7 июня 2022 года постановление обжаловано ФИО1

В обоснование ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы ФИО1 ссылается на то, что об обжалуемом постановлении она узнала только 3 июня 2022 года из документов, поступивших по её запросу от 24 мая 2022 года из Камчатстата на адрес её электронной почты.

Приведенные доводы подтверждаются представленными ФИО1 доказательствами.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что копию постановления по месту жительства ФИО1 не получила, направленная корреспонденция вернулась в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю 6 июня 2022 года, жалоба на постановление административного органа подана ФИО1 7 июня 2022 года, то есть в 10-дневный срок с того момента как она узнала о вынесении постановления, при этом, на момент подачи жалобы постановление не вступило в законную силу, о чем также указывает в своем отзыве должностное лицо Камчатстат, прихожу к выводу, что срок на обжалование постановления не пропущен.

Выслушав ФИО1, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с п.п. 3 и 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения, в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Приказом Росстата от 21 июля 2020 года № 400 (далее - Приказ № 400) утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации».

В соответствии с Приказом № 400 форму федерального статистического наблюдения N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций, организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн рублей); федеральные государственные унитарные предприятия и акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн рублей территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу.

Срок предоставления формы федерального статистического наблюдения № П-3 в Территориальный орган установлен с 1-го рабочего дня по 28-е число после отчетного периода.

В соответствии с п. 1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденными приказом Росстата от 24 ноября 2021 года №832 (далее - Указания), форму федерального статистического наблюдения N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" (далее - форма N П-3) предоставляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций): ежемесячно - юридические лица, кроме организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн рублей; юридические лица, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, независимо от средней численности работников и объема оборота организации; юридические лица, зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем или предыдущем году, независимо от средней численности работников и объема оборота организации; ежегодно - федеральные государственные унитарные предприятия и акционерные общества (кроме субъектов малого предпринимательства), акции которых находятся в федеральной собственности, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн рублей.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица (п. 2 Указаний).

В соответствии с п. 3 Указаний организации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, предоставляют данные по указанным формам до завершения в соответствии со статьей 149 Закона о банкротстве конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. По формам за отчетный период в случае отсутствия наблюдаемого явления респондентом направляется подписанный в установленном порядке отчет по формам, не заполненный значениями показателей ("пустой" отчет по форме). Во всех предоставляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел форм, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ, наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, то есть за повторное непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Из протокола об административном правонарушении от 21 апреля 2022 года и постановления о назначении административного наказания от 11 мая 2022 года следует, что в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ и пунктов 3, 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, конкурсный управляющий ООО «Коммунэнерго УКМР» ФИО1 не представила форму федерального статистического наблюдения N П-З «Сведения о финансовом состоянии организации» за февраль 2022 года в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю в срок по 28 марта 2022 года.

Согласно копии постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от 23 декабря 2021 года конкурсный управляющий ООО «Коммунэнерго УКМР» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 22 января 2022 года.

В судебном заседании установлено, что определением Арбитражного суда Камчатского края от 17 января 2020 года в отношении ООО «Коммунэнерго УКМР» введена процедура наблюдения, решением указанного суда от 23 июля 2020 года ООО «Коммунэнерго УКМР» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 23 июля 2020 года конкурсным управляющим ООО «Коммунэнерго УКМР» утверждена арбитражный управляющий ФИО1, которая с даты утверждения до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Таким образом, ООО «Коммунэнерго УКМР» является респондентом, обязанным безвозмездно представлять субъектам официального статистического учета статистические данные, в том числе форму федерального статистического наблюдения № П-З «Сведения о финансовом состоянии организации», что не оспаривалось ФИО1 в ходе рассмотрения дела.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.19 КоАП РФ, выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.

В соответствии с п. 5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.

Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.2 указанного Федерального закона в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что конкурсный управляющий организации может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ, при условии, если им не назначено должностное лицо, в служебные обязанности которого входит представление статистической информации.

Между тем, вменяя должностному лицу ФИО1 в вину не предоставление статистических данных в Камчатстат, административный орган не учел то обстоятельство, что в ООО «Коммунэнерго УКМР» назначено должностное лицо, в служебные обязанности которого входит представление статистической информации.

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

Согласно копии приказа конкурсного управляющего ООО «Коммунэнерго УКМР» ФИО1 от 16 июля 2020 года и.о. генерального директора ФИО3 переведена на основную постоянную работу на должность административного управляющего административно-управленческого аппарата Общества (л.д. 34).

Из копии должностной инструкции административного управляющего, утвержденной конкурсным управляющим ООО «Коммунэнерго УКМР» ФИО1, следует, что в должностные обязанности ФИО3 входит, в том числе представлять в установленные законом сроки необходимую отчетность о деятельности предприятия в налоговые органы, фонды, органы статистики, иные надзорные органы. Административный управляющий несет ответственность за ненадлежащее исполнение, неисполнение своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, а также за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в том числе в пределах, определенных действующим административным законодательством (л.д. 37-38).

ФИО3 ознакомлена с должностной инструкцией 17 июля 2020 года, о чем свидетельствует ее подпись.

Согласно доводам жалобы, лицом, ответственным за сдачу отчетности в ООО «Коммунэнерго УКМР», является ФИО3, которая продолжает работать в Обществе по настоящее время.

Обратного в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, поскольку в ООО «Коммунэнерго УКМР» имеется должностное лицо, в служебные обязанности которого входит представление статистической информации, в действиях конкурсного управляющего ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ.

То обстоятельство, что постановлением от 23 декабря 2021 года конкурсный управляющий ФИО1 была привлечена к административной ответственности за аналогичное правонарушение, и данное постановление вступило в законную силу, не свидетельствует об обоснованности вынесения постановления по настоящему делу, без выяснения всех фактических обстоятельств по делу.

Как пояснила в судебном заседании ФИО1 постановление от 23 декабря 2021 года ею не было обжаловано по причине того, что она фактически не знала о его вынесении, об основаниях привлечения к административной ответственности, а штраф ею был уплачен после возбуждения в отношении нее исполнительного производства, когда сроки на обжалование постановления были пропущены.

Ссылка в отзыве врио руководителя ФИО5 на жалобу ФИО1 на то, что документы о возложении обязанностей по предоставлению форм статистической отчетности на иное лицо в Камчатстат представлены не были, не может повлечь необоснованное привлечение ФИО1 к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении, должностное лицо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики не предпринимало мер для установления должностных лиц ООО «Коммунэнерго УКМР», в обязанности которых входит предоставление статистических данных в Камчатстат. Какие-либо запросы в адрес юридического лица, в том числе на адрес электронной почты ФИО1, не направлялись, данное обстоятельство не выяснялось.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении должностного лица – конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района» ФИО1, - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья М.Р. Валеев