ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/2022 от 19.04.2022 Пировского районного суда (Красноярский край)

Дело №12-8/2022

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2022 года с. Пировское

Судья Пировского районного суда Красноярского края Мельникова Ирина Наильевна, рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Пировского района на постановление руководителя службы финансово -экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу .14-22об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Пировского муниципального округа ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя службы финансово - экономического контроля и контроля в сфере закупокот ДД.ММ.ГГГГ производство по делу .14-22 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Пировского муниципального округа ФИО1 прекращенов связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Варламова Т.В.обратилась в суд с протестом, в котором, проситпостановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить административное дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, чтопри рассмотрении данного дела уполномоченным органом не исследовались все обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не истребованы сведения о мероприятиях, проводимых концессионером ООО «Стратегия «Норд» с даты заключения концессионного соглашения, направленного на модернизацию и реконструкцию объектов котельных, в том числе котельной, расположенной по адресу: , согласовывались ли данные мероприятия с концессионером ООО «Стратегия «Норд», какие обстоятельства послужили основаниями для проведения ремонтных работ данного объекта теплоснабжения, а не какого либо другого; не дана оценка тому факту, что в соответствии с приложением концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ концессионер в лице ООО «Стратегия «Норд» обязан был в 2020году произвести замену котлов в котельной по адресу: ; требований, направленных на понуждение концессионера в лице ООО «Стратегия «Норд» к исполнению обязательств администрацией Пировского муниципального округа не осуществлялось.

В судебном заседании заместитель прокурора Варламова Т.В. доводы протеста поддержала, просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить административное дело на новое рассмотрение.

В судебном заседанииглава Пировского муниципального округа ФИО1, лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, руководителя службы финансово - экономического контроля и контроля в сфере закупокФИО2 не присутствовали, уведомлены надлежащим образом.

Исследовав административный материал, обсудив доводы протеста, выслушав заместителя прокурора , суд приходит к следующим выводам.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные БК РФ.

Объективную сторону указанного выше правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (гл.24 Бюджетного кодекса РФ) (далее - БК РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

В соответствии со ст.15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно п.1 ч.3 ст.9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

- иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст.34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В силу ч.1 ст.306.1 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением; заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о концессионных соглашениях, бюджетного законодательства при выполнении мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону администрацией Пировского муниципального округа, в ходе которой установлено следующее.

Муниципальным образованием в лице главы ФИО1 в соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стратегия «НОРД»; переданы объекты теплоснабжения. В соответствии с приложением концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ котельная, расположенная по адресу:, передана в пользование ООО «Стратегия «НОРД».

Согласно решению Пировского окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГр «О вопросах правопреемства» администрация Пировского муниципального округа является правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления: , Администрации Бушуйского сельсовета , Администрации Икшурминского сельсовета, Администрации Кетского сельсовета, Администрации Кириковского сельсовета, Администрации Комаровского сельсовета, Администрации Пировского сельсовета, Администрации Солоухинского сельсовета, Администрации Троицкого сельсовета, Администрации Чайдинского сельсовета.

ООО «Стратегия «НОРД», являющаяся по данному договору концессионером, имеет следующие реквизиты: ИНН: <***>, КПП: 243101001, юридический адрес: 663120,, расчетный счет 40 в Красноярском отделении ПАО Сбербанк , БИК 040407627, в соответствии с п.1 концессионного соглашения концессионер обязуется реконструировать (модернизировать) данное имущество и осуществлять деятельность по производству и передаче тепловой энергии.

Согласно подп.5 п.20 концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ при исполнении данного соглашения концессионер в лице ООО «Стратегия «НОРД» обязан, в том числе поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, в том числе своевременно проводить мероприятия, связанные с предупреждением возникновения аварийных ситуаций, локализации (устранения) аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному сезону.

Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с приложением к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество в виде котельной, расположенной по адресу:, администрацией передано ООО «Стратегия «НОРД» для осуществления хозяйственной деятельности, и в соответствии с требованиями концессионного соглашения данное юридическое лицо обязано использовать данное имущество и исполнять обязанности по содержанию имущества.

В соответствии с приложением к концессионному соглашению концессионер в лице ООО «Стратегия «НОРД» обязуется в 2020 году произвести замену водогрейных котлов в котельной по адресу:.

По результатам проведенной проверки соблюдения законодательства о концессионных соглашениях, бюджетного законодательства заместителем прокурора советником юстиции Варламовой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Пировского муниципального округаФИО1 по ст.15.14 КоАП РФ по тем основаниям, что ООО «Стратегия «НОРД» не осуществляло расходов на капитальный ремонт котельной, расположенной по адресу:в 2021 году, соответственно, не могло иметь место возмещение муниципальным округом денежных средств в сумме 340000 руб. ООО «Стратегия «НОРД».Наличие концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стратегия «НОРД» не исключает право концедента (п.21.1) осуществлять мероприятия по текущемуи капитальному ремонту имущества, передаваемого по концессионному соглашениюза счет средств местного бюджета и (или) в пределах бюджетных ассигнований, доведенных до концедента в соответствии с бюджетным законодательством.

В соответствии с ч.15 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года-ФЗ «О концессионных соглашениях» права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с ч.9 ст.3 Закона №115-ФЗ, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.

Приложением 1 к концессионному соглашению в составе имущества, передаваемого по концессионному соглашению значатся здания котельных, расположенных по адресу:, по улицам: Ключевская, 44 «б»; Ленина, 27 «а»; 1 Мая, 28 «а»; Советская, 120.

Приложением к концессионному соглашению , определен перечень заданий и основных мероприятий, в отношении которых концессионер обязан осуществить создание и реконструкцию на общую сумму 9400000руб.

В отношении объектов недвижимости, переданных концессионеру по концессионному соглашению , (четырех котельных) инвестиционной программой предусмотрено мероприятие «замена котла в количестве 4 единиц» в следующие годы: 2020, 2024. 2028, 2032 по цене 422000 руб. за единицу.

Из приведенных сведений из Приложения к концессионному соглашению следует, что в 2021 году не запланировано мероприятий по ремонту котлов системы теплоснабжения .

Необходимость осуществления ремонта котлов в 2021 году вызвана их аварийным состоянием и необходимостью обеспечения теплоснабжения к отопительному сезону.

Кроме того, в материалах дела имеется муниципальный контракт, заключенный округом ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с поставщиком ООО «Барнаульский Котельный завод» на поставку водогрейных котлов для нужд Пировского муниципального округа на сумму 680000руб., п.2.5 контракта в качестве источника финансирования определен: бюджет Пировского муниципального округа.

Местом поставки котлов определено место нахождения концессионера ООО «Стратегия «НОРД», которым по концессионному соглашению, осуществлен ремонт котельных с заменой котлов по и 1 Мая в .

Из плана-графика ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства Пировского муниципального округа при подготовке к работе в зимних условиях 2021-2022 г. следует, что в отношении котельных и в запланировано приобретение водогрейного котла за счет средств местного бюджета, ремонт котельной за счет средств концессионера, о чем в плане-графике стоит отметка о выполнении мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 6 УставаПировского муниципального округа, утвержденного Решением Пировского окружного Совета депутатовот ДД.ММ.ГГГГр «О принятии Устава Пировского муниципального округа» (далее – Устав) в п.1 указано об отнесении к вопросам местного значения муниципального округа в том числе по подп.4) – организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

- высшее выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое представительным органом открытым голосованием из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, наделенное Уставом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.9 Устава).

Статьей 11 Устава, определяющей полномочия , предусмотрено, что обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значенияи отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законамии законами.

Из вышеприведенных норм Закона 131-ФЗ и следует, что вопросы водоснабжения и водоотведения являются вопросами местного значения и лицом,обеспечивающим осуществление органами местного самоуправления полномочийпо решению вопросов местного значения является .

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образованийза совершенствованиетерриториальной организацииместного самоуправленияна 2021 год» утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, в том числе, как следуетиз Приложения к Постановлениюот ДД.ММ.ГГГГ-п, Пировскому муниципальному округу распределено из выделенных средств из бюджета края за совершенствованиетерриториальной организации местного самоуправления 22500000 тыс. рублей.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о наличии у муниципального округа, как права, так и обязанности произвести за счет средств местного бюджета,в состав неналоговых доходов которого поступил иной межбюджетный трансфертза совершенствованиетерриториальной организации местного самоуправления, расходы на оплату работ по ремонту аварийного имущества, принадлежащего муниципальному округу, что не противоречит на нормам бюджетного законодательства, ни нормам законодательства о концессионных соглашениях.

Поскольку исполнение концессионного соглашения регламентируется нормами Гражданского кодекса РФ и специальным законом – Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», то неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязанностей по концессионному соглашениюне может образовывать состава правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Кроме того, при выявлении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязанностей по концессионному соглашению стороны осуществляют защиту нарушенных интересов в установленном законодательством порядке, однако этоне освобождает муниципальный округ от обязанностей по организации в границах муниципального электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Целью государственной программы«Содействие развитию местного самоуправления» в рамках которой предоставлен трансферт является содействие повышению комфортности условий жизнедеятельности в городахи поселенияхи эффективной реализации органами местного самоуправления полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями, а целью реализации отдельного мероприятия «Совершенствование территориальной организации местного самоуправления» определено – стимулирование органов местного самоуправления края к реализации инициатив по преобразованию поселений края путем их объединения, а также то, что трансферпредоставляется за совершенствование организации местногосамоуправления, распределение бюджетных средств путем предоставления иного межбюджетного трансферта осуществляется после достижения цели (преобразование муниципального района в муниципальный округ), что подтверждено предоставленными округом в Министерство документамив соответствии с Порядком 9-п.

При этом направления расходования иного межбюджетного трансферта, определенные предварительным планом использования, согласованные с Министерствомв соответствии с Порядком 9-п, соблюдены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями о расходовании средств иного межбюджетного трансферта.

С учетом изложенного, полагаю,что должностным лицом – Главой Пировского муниципального округа ФИО1 расходование бюджетных средств в виде иного межбюджетного трансферта за совершенствованиетерриториальной организации местного самоуправления произведено в полном соответствии с направлениями расходования и в целях реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также полномочий по решению вопросов местного значения.

Процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела должностным лицом, не установлено.

Таким образом, оснований для отмены постановления должностного лица и направления административное дело на новое рассмотрение не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление руководителя службы финансово - экономического контроля и контроля в сфере закупокот ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу .14-22 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Пировского муниципального округа ФИО1, оставить без изменения, протест заместителя прокурора - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.30.9 КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд.

Судья И.Н. Мельникова

Верно

Судья И.Н. Мельникова