30RS0004-01-2022-000039-86
Р Е Ш Е Н И Е
26 января 2022 г. г. Астрахань
Судья Трусовского районного суда г. Астрахани Хасьянов Н.Д., при секретаре Нурмухановой – Дускалиевой М.А. рассмотрев в судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «ЕСЭК» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ вынесенное должностным лицом административного органа – Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 27.12.2021 года директор ООО «ЕСЭК» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ и в отношении должностного лица назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
ФИО1 с постановлением не согласился и через защитника Литвинова А.С. обратился в суд с жалобой на данное постановление указав в её обоснование, что основанием для привлечения к ответственности директора ООО «ЕСЭК» явилось нарушение, выразившееся в неисполнении обязанности по ведению учета фекальных отходов, образовавшихся в выгребной яме на месте временно установленного деревянного туалета. Указанные отходы жизнедеятельности образовались исключительно в результате временного посещения туалета работниками ООО «ЕСЭК». В максимально короткие сроки вышеуказанные нарушения на предприятии были устранены в полном объеме. ФИО1 осуществляет руководство ООО «ЕСЭК», которое с 01.08.2016 года является субъектом малого предпринимательства и состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства за номером ЮЭ№. Кроме того, выявленные у ООО «ЕСЭК» и его ответственного должностного лица вышеназванные правонарушения совершены впервые, не привели к последствиям в виде причинения вреда или возникновения угрозы его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира или окружающей среде.
В связи с указанным защитник лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении просил постановление от 27.12.2021 года № отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, то есть в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В судебном заседании защитник лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Литвинов А.С. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного органа - главный специалист – эксперт Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 в судебном заседании возражала в удовлетворении жалобы, указав в виду характера административного правонарушения на невозможность прекращения производства по делу по основаниям предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, просила постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Выслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы административного производства, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами административного производства, что в рамках плановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «ЕСЭК» установлено, что в результате производственной деятельности на объекте №П «Производственная база» ООО «ЕСЭК» по адресу: <адрес> образуются отходы производства и потребления.
В соответствии с приказом от 20.10.2018 года «О назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля и об утверждении Программы производственного экологического контроля» ответственным за организацию и проведение производственного экологического контроля назначен директор ФИО1
На объекте №П «Производственная база» ООО «ЕСЭК» по адресу: <адрес> установлен и используется уличный туалет (выгребная яма), в которой происходит накопление отходов жизнедеятельности, а именно образуется группа отходов «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам» (ФККО 7 32000 00 00 0), которая в том числе включает в себя: «Фекальные отходы нецентрализованной канализации» (ФККО 7 32100 00 00 00 0), «Отходы (осадки) из выгребных ям» (ФККО 7 32100 01 30 4). Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008) предусмотрена группа отходов «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам» (ФККО 7 32000 00 00 0), которая в том числе включает в себя «Фекальные отходы нецентрализованной канализации» (ФККО 7 32100 00 00 00 0), «Отходы (осадки) из выгребных ям» (ФККО 7 32100 01 30 4), имеющие 4 класс опасности.
Уличный туалет (выгребная яма) используется персоналом. Отходы из выгребной ямы не откачиваются и не вывозятся. Договор на оказание услуг по откачке и вывозу отходов отсутствует.
В соответствии с декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в соответствии с отчетом ПЭК от 2020 года, отчета по форме 2-ТП (отходы) деятельность юридическим лицом осуществлялась, образовывались отходы производства и потребления.
Согласно документам, подтверждающим учет образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов за 2020-2021 год установлено, что группа отходов «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам» (ФККО 7 32000 00 00 0), которая в том числе включает в себя: «Фекальные отходы нецентрализованнолй канализации» (ФККО 7 32100 00 00 0), «Отходы (осадки) из выгребных ям» (ФККО 7 32100 01 30 4), отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (ФККО 7 32101 01 30 4) на предприятии не учитывалась, данные отходы отсутствуют в представленных журналах учета в области обращения с отходами.
На территории объекта №П «Производственная база» ООО «ЕСЭК» по адресу: <адрес> образуются жидкие бытовые отходы.
В нарушение требований действующего законодательства должностным лицом – директором ООО «ЕСЭК» ФИО1 допущено ведение недостоверного учета отходов производства и потребления на объекте, что выражается в отсутствии сведений об образовании и накоплении группы отходов «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам» (ФККО 7 32000 00 00 0), которая в том числе включает в себя: «Фекальные отходы нецентрализованнолй канализации» (ФККО 7 32100 00 00 0), «Отходы (осадки) из выгребных ям» (ФККО 7 32100 01 30 4), отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (ФККО 7 32101 01 30 4) в журналах учета в области обращения с отходами за 2020 – 2021 год.
По данному факту должностным лицом административного органа 20.12.2021 года в отношении директора ООО «ЕСЭК» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с указанием на нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 № 61782).
Согласно статье 28 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены умышленно, а также по неосторожности.
Объективная сторона данного правонарушения - действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
При этом, субъектный состав правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются, в том числе любые лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.
Данная статья является бланкетной нормой права, понятия, применяемые законодателем при описании признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, даны в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствие с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно Приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 № 61782) порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения директором ООО «ЕСЭК» ФИО1 вмененного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: решением о проведении выездной проверки от 07.10.2021 года; протоколом осмотра от 16.11.2021 года; фототаблицей от 16.11.2021 года; протоколом об административном правонарушении от 20.12.2021 года, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в их достоверности и допустимости у суда не имеется.
При рассмотрении административного дела должностное лицо административного органа правильно установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО «ЕСЭК» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно выписке ЕГРЮЛ должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является генеральный директор ФИО1
В связи с изложенным должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о том, что генеральный директор Общества ФИО1, обладающий соответствующими полномочиями, осуществляя руководство, текущей деятельностью Общества, выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, действуя от имени юридического лица без доверенности, является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного ФИО1 административного правонарушения, оснований для признания его малозначительным в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не нахожу, поскольку совершенное директором Общества ФИО1 административное правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, свидетельствует о пренебрежительном отношении ФИО1 к исполнению соответствующих публично-правовых обязанностей, в связи с чем возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное ФИО1 наказание отвечает требованиям закона и является справедливым. Обстоятельств, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания, но не были учтены при его назначении, не имеется.
Нарушений требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном и своевременном выяснении обстоятельств дела не допущено.
Каких-либо сомнений в доказанности вины ФИО1 в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, которые в соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в ее пользу, не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, судьей не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
При таких обстоятельствах полагаю жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление от 27.12.2021 года № по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ вынесенное должностным лицом административного органа - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, оставить без изменения, жалобу директора ООО «ЕСЭК» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение десяти дней со дня получения копии решения.
Судья Н.Д. Хасьянов