ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-8/2023 от 18.08.2023 Сунтарского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело 12-8/2023

Р Е Ш Е Н И Е

с. Сунтар 18 августа 2023 года

Судья Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) Тарабукин А.П., при секретаре Степановой Т.П., с участием помощника прокурора Сунтарского района РС(Я) Лященко С.Л., должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Прокопьевой М.Ф.,

рассмотрев протест и.о. прокурора Сунтарского района РС(Я) на постановление заместителя Министра финансов Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2023 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Туойдахская основная общеобразовательная школа» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Прокопьевой Марии Федоровны,

у с т а н о в и л:

01 июня 2023 года постановлением и.о. прокурора Сунтарского района РС(Я) в отношении директора МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа» МР «Сунтарский улус (район)» РС(Я) Прокопьевой М.Ф. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

22 июня 2023 года заместителем Министра финансов Республики Саха (Якутия) вынесено постановление №4/15.14-2023/24 в отношении директора МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа» Прокопьевой М.Ф. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением и.о. прокурора Сунтарского района РС(Я) внесен протест, в котором просит отменить вынесенное должностным лицом постановление, ссылаясь на то, что постановление не мотивировано, а указано только о неправомерном использовании бюджетных средств, директором школы не принято мер по урегулированию конфликта интересов при работе с родной сестрой, главным бухгалтером МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа» М., выплата себе и своей сестре стимулирующих выплат в большем размере, чем предусмотрено нормативным актом, также нарушила права работников школы, которым стимулирующие выплаты выплачены в меньшем размере, чем положено, т.е. умышленно выплатила себе премию в большем объеме, тем самым совершила нецелевое расходование бюджетных средств.

В судебном заседании участвующий помощник прокурора района поддержал протест по изложенным в нем основаниям, просил отменить постановление заместителя Министра финансов РС(Я).

Должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Прокопьева М.Ф., просит оставить вынесенное постановление без изменения, указывая, что в ее действиях имело место неправомерное использование бюджетных средств.

Выслушав объяснение должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, мнение прокурора и исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Сунтарского района РС(Я) проведена проверка по анонимному обращению на предмет соблюдения требований федерального законодательства при расходовании средств, выделенных на оплату труда работников МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа».

Согласно акту проверки соблюдения федерального законодательства от 11 апреля 2023 года за 2022 год всего выплачено директору и главному бухгалтеру премиальных выплат с начисления в сумме 72 663 рубля 61 копейка, сумма превышения составляет 317 638 рублей 43 копейки.

28 января 2022 года между МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)» и МБОУ «Туойдахская ООШ» заключено соглашение о предоставлении ГРБС или уполномоченным органом, выполняющим функции учредителя, Учреждению субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) за 2022 год на сумму 14 145 411,69 рублей.

24 августа 2022 года между МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)» и МБОУ «Туойдахская ООШ» заключено соглашение о предоставлении субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) о выделении дополнительной суммы в размере 380 050 рублей.

22 ноября 2022 года между МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)» и МБОУ «Туойдахская ООШ» заключено соглашение о предоставлении субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) об увеличении субвенции за повышение ЗП 9,2% на сумму в размере 947 500,54 рублей.

05 декабря 2022 года между МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)» и МБОУ «Туойдахская ООШ» заключено соглашение о предоставлении субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) об увеличении субвенции за повышение МРОТ на сумму 2 767 925,56 рублей.

28 января 2022 года между МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)» и МБОУ «Туойдахская ООШ» заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета МР «Сунтарский улус (район)» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на сумму 5 199 863,48 рублей.

01 декабря 2022 между МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)» и МБОУ «Туойдахская ООШ» заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета МР «Сунтарский улус (район)» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на сумму 153 934,85 рублей.

15 декабря 2022 года между МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)» и МБОУ «Туойдахская ООШ» заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета МР «Сунтарский улус (район)» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на сумму 200 000 рублей.

19 декабря 2022 года между МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)» и МБОУ «Туойдахская ООШ» заключено соглашение о предоставлений субсидии из бюджета МР «Сунтарский улус (район)» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на сумму 300 000 рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных МБОУ «Туойдахская ООШ» составляет 30 965 959,40 рублей, из них на фонд оплаты труда перечислено 19 251 259,05 рублей.

Согласно решения улусного совета Депутатов МР «Сунтарский улус (район)» от 06.09.2022 №03 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений системы образования МР «Сунтарский улус (район)» премирование руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работников учреждения, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере до 2 процентов средств субсидии, предусмотренных на оплату труда работников бюджетных, автономных учреждений.

Размер стимулирующих выплат в размере 2 процентов от общего фонда оплаты труда составляет 385 025 рублей 18 копеек.

Согласно расчетным ведомостям руководителей МБОУ «Туойдахская ООШ» за 2022 год всего стимулирующих выплат фактически начислено в сумме 702 663 рубля 61 копейка, что подтверждается справкой ведущего специалиста старшего контролера-ревизора финансово-казначейского управления МР «Сунтарский улус (район)» от 13 апреля 2023 года, справкой главного специалиста МКУ «Муниципальный орган управления образования» о проверке по финансовым документам МБОУ «Туойдахская ООШ» по факту превышения премиальных выплат работникам за 2022 год, сумма превышения составляет 317 638 рублей 43 копейки.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, заместитель Министра финансов РС(Я) пришел к выводу об отсутствии в действиях должностного лица Прокопьевой М.Ф. события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ.

При этом, заместитель Министра финансов РС(Я) исходил из того, что в связи с превышением фонда стимулирующих выплат руководящего состава на сумму 317 638 рублей 43 копейки имело место неправомерное использование бюджетных средств.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями в том числе обеспечение результативности, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Судом установлено, что директором МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа» Прокопьевой М.Ф. не нарушены требования бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, поскольку начисление стимулирующих выплат носит характер нарушения условий премирования руководящего состава.

Таким образом, вывод заместителя Министра финансов РС(Я) о том, что должностным лицом Прокопьевой М.Ф. не нарушены требования бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, и в ее действиях не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является обоснованным и соответствует материалам дела.

Положениями ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При разрешении дела заместитель Министра финансов РС(Я) правомерно исходил из вышеуказанных норм закона, всем имеющимся обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, юридически значимые обстоятельства определены правильно, существенных нарушений процессуальных требований влекущих отмену вынесенного постановления, не допущено.

Доводы протеста о том, что директором школы не принято мер по урегулированию конфликта интересов при работе с родной сестрой - главным бухгалтером школы, правового значения при разрешении данного дела не имеют.

Таким образом, вывод должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа» Прокопьевой М.Ф. в связи с отсутствием события административного правонарушения является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление №4/15.14-2023/24 заместителя Министра финансов Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа» МР «Сунтарский улус (район)» РС(Я) Прокопьевой Марии Федоровны, оставить без изменения, а протест и.о. прокурора Сунтарского района Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня его вручения.

Судья п/п А.П. Тарабукин

Копия верна

Судья А.П. Тарабукин