№ 12-9(4)2021
64RS0028-04-2021-000078-09
РЕШЕНИЕ
Судья Пугачевского районного суда Саратовской области Панков А.И., при секретаре Кубашевой Ю.В.,
с участием ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 главного инженера акционерного общества (далее по тексту: АО) «Инзернефть» на постановление № 1-382/2020 от 17 декабря 2020 года,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 (далее по тексту: Росприроднадзор) № 1-382/2020 от 17.12.2020, главный инженер АО «Инзернефть», ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, об отмене вышеуказанного постановления считая его незаконным и необоснованным, указывая, что в период с 02 по 30 ноября 2020 года межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенским областям проведена плановая проверка в отношении АО «Инзернефть» (далее по тексту: Общество). Согласно акту проверки от 30.11.2020 № САП-17-18 установлено невыполнение решения «Зонального проекта консервации скважин на месторождений АО «Инзернефть» (далее по тексту: Проект), а именно, после консервации скважины № 11-п Яружского месторождения не зачищена территория от остатков материалов, не демонтированы емкости, жилые сооружения (вагончики), надворный туалет, бетонные основания, на которых расположены трубы, задвижки, иные металлические сооружения, тем самым нарушаются требования ст. 10 условий пользования недрами, предусмотренные лицензией СРТ 01761 НЭ. Вместе с тем, в соответствии с договором аренды земельного участка от 26.12.2019 № 0055 площадь арендуемого земельного участка, на котором расположена скважина, составляет 0,36 Га, т.е. 60х60 м., границы земельного участка обозначены обвалованием. На арендуемой АО «Инзернефть» территории проведены все мероприятия в соответствии с Проектом, то есть отсутствуют жилые вагончики, надворный туалет и т.д. На фотографиях сделанными сотрудниками Росприроднадзора видно, что имущество, описанное в акте обследования и в акте проверки, находится за пределами обвалования. То есть за границей земельного участка, на котором расположена скважина № 11-п Яружского месторождения. Указанное в Постановление имущество не принадлежит АО «Инзернефть» и не располагается на территории, арендованной Обществом. Контролирующим органом не устанавливался собственник расположенного на прилегающей к территории скважины имущества, а также собственник земельного участка, на котором расположено вышеуказанное имущество. Он как работник Общества, в соответствии с требованиями должностной инструкции не может нести ответственность и контролировать назначение, использование не принадлежащему Обществу земельного участка, расположение на нем имущества, оборудование или иных видов его использования. В соответствии с требованиями Проекта после проведения работ по консервации скважины необходимо зачистить территорию проведения работ от мусора, останков материалов, тары, разливов химреагентов, загрязненного грунта, ликвидировать шламонакопители. При проведении проверки не установлено нахождение на территории скважины вышеперечисленных шламонакопителей, загрязненного грунта, разливов химреагентов, тары и т.д. Указано наличие иного имущества -вагончики, надворный туалет, трубы и т.д., о котором не указывается в требованиях Проекта. Применяемое при эксплуатации и консервации скважины оборудование демонтировано, устье огорожено. Расположенное на чужой прилегающей территории имущество не имеет отношения к охране недр. Считает, что наличие в его действиях события административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ сотрудниками Росприроднадзора не доказано. Кроме того, первичные мероприятия сотрудниками Росприроднадзора осуществлялись в форме осмотра объектов нефтедобычи, без обязательного участия двух понятых и представителя АО «Инзернефть», как следствие Акт обследования территории от 11.11.2020 не является доказательством, поскольку не является протоколом осмотра объекта. Акт проверки № САР-17-18 также не может служить доказательством вмененного правонарушения, поскольку составлен сотрудниками Росприроднадзора в одностороннем порядке 30.11.2020 (не в момент осмотра земельного участка), а представитель Общества с ним лишь ознакомлен. Таким образом Росприроднадзором нарушен порядок привлечения его административной ответственности, он был лишен воспользоваться представленными ему правами. Со ссылками на положения ст. ст. 24.5, 27.8, 28.3КоАП РФ, Федеральный Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в редакции от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», просит вышеуказанное постановление государственного инспектора Росприроднадзора отменить, производство по делу прекратить.
ФИО1 судебном заседании свою жалобу поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям, кроме того, пояснил, что собственник арендуемой земли должен был перевести землю в категорию «промышленной». Не отрицал, что часть оборудования с территории скважины не вывезена. Территория скважины охраняется сотрудниками ЧОП находящихся круглосуточно на данной скважине. В АО «Инзернефть» он работает главным инженером на 0,1 ставки, в связи с чем, назначенная сумма штрафа является завышенной. Вместе с тем, к административной ответственности по указанной статье, одновременно привлечено юридическое лицо АО «Инзернефть».
Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу АО «Инзернефть» без участия представителя, предоставив отзыв из которого следует, что доводы изложенные в жалобе являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям, так довод Заявителя об отсутствии события административного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела. АО «Инзернефть» предоставлено право пользования недрами на Черёмушкинском участке недр в соответствии с лицензией СРТ 01761 НЭ. В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», лицензия удостоверяет право пользования указанным участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пунктами 2, 7, 10 части 2 статьи 22, пунктом 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», статьей 10 условий пользования недрами к лицензии СРТ 01761 НЭ от 30.12.2015г, установлена обязанность недропользователя выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, соблюдать условия пользования недрами, обеспечить охрану недр. В ходе проведения плановой проверки установлено, что АО «Инзернефть» не выполняет требования статьи 10 условий пользования недрами, предусмотренные лицензией СРТ 01761 НЭ, в части соблюдения требований по охране недр. Так, АО «Инзернефть» не выполнены решения «Зонального проекта консервации скважин на месторождениях АО «Инзернефть» (заключение экспертизы промышленной безопасности № 161-02-04/2020 от 30.06.2020), а именно после консервации скважины № 11-п Яружского месторождения в пределах Черемушкинского лицензионного участка не зачищена территория от остатков материалов, не демонтированы емкости, жилые сооружения (вагончики), надворный туалет, бетонные основания, на которых расположены трубы, задвижки, иные металлические сооружения. Довод Заявителя о том, что договором аренды земельного участка от 26.12.2019 №0055, площадь арендуемого земельного участка, на котором расположена скважина, составляет 0.36га, т.е. 60*60м, границы земельного участка обозначены обвалованием, имущество, описанное в акте обследования находится за границами обвалования, следовательно, событие административного правонарушения отсутствует, противоречит фактическим обстоятельством дела. В соответствии с требованиями СН 459-74 "Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин" устанавливающими минимальные требования к площадям земельных участков для нефтяных и газовых скважин, размеры земельных участков для нефтяных и газовых разведочных скважин, передаваемых в эксплуатацию, принимаются равными размерам земельных участков, отводимых во временное долгосрочное пользование должны составлять не менее 0,36 га. В соответствии с п. 6.8 "ВНТП 3-85. Нормы технологического проектирования объектов сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений" (утв. Приказом Миннефтепрома СССР от 10.01.1986 N 32) (ред. от 19.04.1989) - размеры площадок под строительство предприятий, объектов, зданий и сооружений определяются из условия размещения технологических сооружений, сооружений подсобно-вспомогательного назначения и инженерных коммуникаций с учетом требований противопожарных и санитарных норм. Площади участков нефтяных и газовых скважин должны приниматься в соответствии с "Нормами отвода земель для нефтяных и газовых скважин" Миннефтепрома. Согласно п. 5.12 ВНТП 3-85, с целью защиты от загрязнения поверхности земли и водоемов проектом должны предусматриваться обваловка площадок устьев скважин по периметру земельным валом с целью локализации загрязнений при авариях. Строительные нормы СН 459-74 "Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин", не предусматривают размер обвалования скважин, а устанавливают лишь размер земельного участка, отводимого во временное или долгосрочное пользование на период эксплуатации скважин. В соответствии с разделом 3 ч. 3.2. Мероприятия по охране окружающей среды проектного документа «Зональный проект консервации скважин на месторождениях АО «Инзернефть» Саратовской области» от 2017г., установлено требование: «После проведения работ по консервации скважин необходимо очистить территорию проведения работа от мусора, остатков материалов, тары, разливов химреагентов, загрязненного грунта, ликвидировать шламовые накопители. Демонтировать применяемое оборудование, спланировать территорию проведения работ» (стр. 41 проектного документа). Таким образом, мероприятия, предусмотренные проектом указывают на необходимость очистки территории проведения работ, что может как совпадать с промышленной площадкой занятой скважиной в границах обваловки, так и не совпадать с указанной территорией. Скважина №11-п Яружского месторождения располагается на земельном участке в кадастровым квартале 64:24:160303:57, по адресу Саратовская область, Перелюбский район, Грачево-Кустовское МО, в 1,2 км юго-западнее с. Грачев-Куст и в 165 м северо-восточнее х. Наука на основании договора аренды от 26.12.2019. Согласно положениям вышеуказанного договора площадь арендуемого земельного участка составляет 1,56 Га. В границах указанного земельного участка расположена площадка размером 0,36 Га на которой расположена законсервированная скважина, а также иные объекты в т.ч. жилые сооружения (вагончики), надворный туалет, бетонные основания, на которых расположены трубы, задвижки, иные металлические сооружения. Вышеуказанное опровергает довод Заявителя о том, что границы земельного участка на котором расположена скважина №11-п Яружского месторождения обозначены обвалованием. Осуществляя деятельность на территории арендованного земельного участка АО «Инзенрнефть» обязано выполнить надлежащим образом, мероприятия по очистки территории после проведения работ по консервации скважины. Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к требованиям в области охраны окружающей среды при выводе из эксплуатации объектов капитального строительства должны в том числе: проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. В свою очередь выполнение требований «Зонального проекта консервации скважин на месторождениях АО «Инзернефть» непосредственно связано с вопросом соблюдения лицензиатом требований по охране недра, а как следствие, выполнения лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами. Нарушение требований по охране недр при консервации скважин может привести к негативным антропогенным последствиям для состояния окружающей среды, поскольку целью консервации выведенных из эксплуатации скважин, является защита подземных недр от загрязнений; предотвращение катастрофы; сохранение фауны и флоры. В соответствии со ст. 2.4 и примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с должностной инструкцией АО «Инзернефть» от 17.05.2016г. ответственным лицом, обеспечивающим оперативное руководство производственной деятельностью; организацию проведения обустройства, реконструкции и эксплуатации месторождений для повышения технического уровня безопасности, надежности и эффективности производственных процессов добычи нефти и газа; реализацию в области охраны окружающей среды при пользовании недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах Черемушкинского участка недр, назначен главный инженер АО «Инзернефть» ФИО1 Таким образом, ФИО1, находясь в должности главного инженера АО «Инзернефть» и будучи ответственным за исполнение возложенных обязанностей, не обеспечил должного исполнения природоохранного законодательства. Довод о допущенных процессуальных нарушениях в процессе привлечения АО «Инзернефть» к административной ответственности является необоснованным, так, произведённый осмотр территории промплощадок скважин №1-п, №5, №11-п, №12-п, №14 и составленный по результатам осмотра акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований б/н от 11.11.2020 не подпадает под правовое регулирование ст. 27.8 КоАП РФ, поскольку был осуществлен вне рамок производства по делу об административном правонарушении, а в рамках проведения плановой выездной проверки в соответствии с положением Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон 294-ФЗ). Согласно ст.2 Закона 294-ФЗ к мероприятиям по контролю относятся действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) и привлекаемых к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов. Положения Закона 294-ФЗ не содержат специальных требований по проведению осмотров и фиксации их результатов. Согласно положениям ст. 27.1, 27.8 КоАП РФ одной из установленных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, который осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие: На момент проведения осмотра территории промплощадок скважин №1-п, №5, №11-п, №12-п, №14 производство по делу об административном правонарушении возбуждено не было, следовательно, процессуальные нарушения при привлечении АО «Инзернефть» к административной ответственности отсутствуют.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы приложенные к жалобе, отзыв на жалобу поступивший из Роспотребнадзора, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В силу ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья 7.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Предметом правонарушения выступают недра. Недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1)).
Исходя из буквального толкования нормы ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ следует, что объективной стороной правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Наличие лицензии свидетельствует о начале пользования предоставленным месторождением в соответствии с проектом и лицензией. Невыполнение пользователем недр лицензионных требований и условий, в том числе в виде бездействия, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения является физическое, должностное либо юридическое лицо, на которое в соответствии с законом или иным правовым актом возложена обязанность по соблюдению установленных требований при осуществлении подлежащей лицензированию деятельности.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 02.11.2020 по 30.11.2020 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в присутствии представителей АО «Инзернефть», во исполнение Распоряжения от 22.10.2020 № 675-ОРД произведена плановая выездная проверка, в том числе нефтяной скважины № 11-п Яружского месторождения Черемушкинского лицензионного участка, находящегося в аренде у АО «Инзернефть» (договор № 0035 от 26.12.09.2019).
11.11.2020 сотрудниками Росприроднадзора составлен акт, в соответствии с которым выявлен факт о том, что территория нефтяной скважины № 11-п Яружского месторождения Черемушкинского лицензионного участка, находящаяся на консервации, не зачищена от остатков материалов, не демонтированы емкости, жилые сооружения (вагончики), надворный туалет, бетонные основания, на которых расположены трубы, задвижки, иные металлические сооружения.
В соответствии с лицензией СРТ 01761 НЭ от 15.12.2015, АО «Инзернефть» предоставлено право пользования недрами на Черёмушкинском участке недр, сроком действия, с учетом дополнения к лицензии, - до 31.12.2043 года.
Согласно приложению к вышеуказанной лицензии, п. 10, пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ на основании п. 3 части первой статьи 20 Закона РФ «О недрах».
АО «Инзернефть» не выполнены решения «Зонального проекта консервации скважин на месторождениях АО «Инзернефть» Саратовской области от 2017г., а именно, требование: «После проведения работ по консервации скважин необходимо очистить территорию проведения работа от мусора, остатков материалов, тары, разливов химреагентов, загрязненного грунта, ликвидировать шламовые накопители. Демонтировать применяемое оборудование, спланировать территорию проведения работ, и при необходимости провести рекультивацию земель».
Согласно должностной инструкции от 17.05.2016, в частности п.15, ФИО3 как главный инженер, организует контроль в Обществе, в том числе за состоянием окружающей среды.
В ходе судебного разбирательства судом не был установлен факт нарушения норм законодательства, вследствие чего, суд приходит к убеждению о законности вынесенного постановления и не находит оснований к его отмене.
Довод жалобы о недоказанности вины, вследствие отсутствие события административного правонарушения, так как площадь арендуемого земельного участка, на котором расположена скважина, составляет 0,36 Га, т.е. 60х60 м., границы земельного участка обозначены обвалованием, а имущество, описанное в акте обследования и в акте проверки, находится за пределами обвалования, суд находит не состоятельным, поскольку строительные нормы СН 459-74 "Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин", не предусматривают размер обвалования скважин и необходимость обвалования, а устанавливают лишь размер земельного участка, отводимого во временное или долгосрочное пользование на период эксплуатации скважин, как следствие весь арендуемый земельный участок должен быть очищен от мусора, оборудования, тары и так далее.
Довод жалобы о том, что оборудование находящееся за пределами обваления скважины не принадлежит АО «Инзернефть», суд находит не состоятельным, поскольку ФИО1 не подтвержден, исходя из характера имущества (трубы, задвижки и т.д.), суд приходит к убеждению, что данное имущество принадлежит АО «Инзернефть», позицию ФИО1 суд расценивает как избранную линию защиты.
Довод жалобы о том, что обследования территории скважины осуществлялось в отсутствии понятых, и как следствие его нельзя признать как доказательство, суд находит не состоятельным, поскольку сотрудниками Роспотребнадзора проводилась плановая выездная проверка до возбуждении дела об административном правонарушении, и как следствие отсутствуют нарушения требований статей 26.5 и 27.10 КоАП РФ в связи с обследованием в отсутствие понятых. Вместе с тем, акт обследования № САР-17-18 от 30.11.2020 и Акт обследования от 11.11.2020 составлялся при участии представителей АО «Инзернефть».
Иные доводы жалобы ФИО1 суд также находит не состоятельными, поскольку они не подтверждены последним, опровергаются материалами дела и не влияют на суть вынесенного постановления.
Руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
решил:
постановление по делу об административном правонарушении № 1-382/2020 от 17 декабря 2020 года вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО2, оставить без изменения, жалобу ФИО1 на указанное постановление, без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И. Панков