Дело № 12 – 90
Судья – Макарова И.С.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление судьи по делу об административном правонарушении
г. Мурманск 13 мая 2014 года
Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника ЗАО «Вестрыбфлот» ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 5 марта 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 05 марта 2014 года по делу об административном правонарушении юридическое лицо – Закрытое акционерное общество «Вестрыбфлот» (далее – ЗАО «Вестрыбфлот», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей *** копеек, без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили установленные данные о том, что ЗАО «Вестрыбфлот», являясь собственником судна * «***», пользователем водными биологическими ресурсами по разрешению №*, в период с 18 октября 2013 года по 20 октября 2013 года в районе действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Норвежской экономической зоне при осуществлении промышленного рыболовства допустило нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в части осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов с использованием в качестве ТСК СЗС ИНМАРСАТ-С/GPS, не допущенного к применению выше 75 градусов северной широты, чем нарушило требования пункта 2.2, пп «а» п. 2.4 Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды, утвержденного приказом Росрыболовства от 14.07.2008 г. № 50.
В жалобе, поданной в Мурманской областной суд, защитник ЗАО «Вестрыбфлот» ФИО1 просит постановление судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить либо принять новый судебный акт по делу, освободив Общество от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, применив положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Полагает, что выводы о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения основаны на неверном толковании и применении норм материального права. При этом, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, указывает, что судно * «***» осуществляло рыболовство в пределах 75 градусов северной широты, и все это время было обеспечено гарантированное позиционирование судна, то есть исполнение целей и задач, определенных для функционирования отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельности промысловых судов.
Представитель Пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области, прокурор 305 военной прокуратуры гарнизона, законный представитель ЗАО «Вестрыбфлот»», защитник Общества ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьёй 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи по делу об административном правонарушении не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 91-ФЗ)
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота. Для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля.
В соответствии с положениями части 2 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» приказом Росрыболовства от 14 июля 2008 года № 50 утвержден «Порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды», в соответствии с пунктом 2.1 которого установлены требования к оснащению судов рыбопромыслового флота техническими средствами контроля (ТСК), обеспечивающими автоматическую передачу информации о местоположении судна, и их виды.
Согласно пункту 2.2 Порядок определяет обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота для осуществления промышленного рыболовства (в том числе прибрежного рыболовства), рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, правила, требования и процедуры, регулирующие отношения, возникающие в связи с функционированием отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (ОСМ).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2.4 Порядка на рыбопромысловых судах разрешено использование ТСК судовых земных станций ИНМАРСАТ-С и трансмиттеров АРГОС.
Для обеспечения гарантированного позиционирования судов, Порядок допускает применение СЗС ИНМАРСАТ-С/GPS или ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС при плавании судов в районах Мирового океана между 75° северной широты и 75° южной широты; трансмиттеров АРГОС при плавании в любых районах Мирового океана.
Оснащение судов техническими средствами контроля производится за счет собственных средств владельцев судов (п. 2.6 Порядка).
Согласно пункту 9.2 Порядка при соответствии ТСК требованиям, установленным настоящим Порядком, администрацией РЦМ выдается Свидетельство (Приложение 5), дающее право его владельцу на осуществление деятельности, указанной в п. 2.2 главы 2 настоящего документа.
Следовательно, при нахождении на борту судна ТСК СЗС ИНМАРСАТ-С/GPS юридическому лицу, деятельность которого связана с использованием судна промыслового флота, осуществление промышленного рыболовства разрешено только до 75° северной широты.
Как следует из материалов дела, 18 февраля 2013 года ЗАО «Вестрыбфлот» Баренцево – Беломорским территориальным управлением Росрыболовства выдано разрешение №*, согласно которому юридическому лицу разрешено посредством судна * «***», осуществлять в период с 14.02.2013 г. по 31.12.2013 г. промышленное рыболовство в Норвежской экономической зоне (л.д.9).
При этом из свидетельства соответствия ТСК № * от 04.12.2012 г. следует, что на борту судна * «***» в качестве технического средства контроля позиции, функционирующего на основе использования космических средств и информационных технологий, включенного в закрытую сеть передачи данных, которое обеспечивает определение географических координат объекта мониторинга и передачу данных потребителю в автоматическом режиме установлена судовая земная станция спутниковой системы связи ИНМАРСАТ, совмещенная со встроенным приемником системы GPS (НАВСТАР), тип *, идентификационный номер * (л.д. 85).
В данном свидетельстве соответствия Мурманским филиалом ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», как региональном центром, обеспечивающим функционирование отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота в закрепленном за ним регионе, в разделе вывод указано, что применение технического средства контроля разрешается в районах Мирового океана между параллелями 75°N и 75°S (л.д. 85).
Вместе с тем, в ходе аналитического сопровождения промысла в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Баренцевом и Норвежском морях установлено, что судно * «***» в период 14.40 по 17.40 18.10.2013 г., а также с 21.42 18.10.2013 г. по 03.58. 20.10.2013 г. осуществляло промышленное рыболовство в районе, расположенном выше параллели 75° северной широты, применяя в качестве технического средства контроля судовую земную станцию ИНМАРСАТ-С/GRS согласно свидетельству соответствия ТСК № * от 04.12.2012г.
В указанный период времени судно осуществляло промышленное рыболовство, добыча (вылов) водных биологических ресурсов составил (без учета видового состава) составил:
- *** кг. за 18.10 2013 г.;
- *** кг. за 19.10.2013 г.;
- *** кг. за 20.10.2013 г.
Рассматривая дело по существу, судья обоснованно принял в качестве доказательств, копию разрешения №*, копию свидетельства соответствия ТСК, сведения МФ ФГБУ ЦСМС от 13.01.2014 г. № *, схему-маршрут движения судна, протокол об административном правонарушении № * от 03.02.2014 г. и иные материалами дела, которые в силу ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми доказательствами по делу.
Государственный мониторинг водных биоресурсов осуществляется в соответствии со статьей 42 Закона РФ « О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов».
В силу ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" данные государственного мониторинга водных биоресурсов применяются для организации рационального использования и сохранения водных биоресурсов, а также для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 994 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных.
Согласно п.п. «и» п. 3 Положения мониторинг осуществляется в целях применения его данных для обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Принимая в обоснование доводов административного органа сведения специалистов ФГУ «Центр системы мониторинга и связи» о позиции судна * «***», маршруте движения судна, периодов отсутствия спутниковых данных о позиции судна, судья правильно исходил из того, что представленные данные сделаны на основании анализа характера спутникового позиционирования с применением программных средств электронной картографии.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Факт выявленного административного правонарушения в районах юрисдикции иностранных государств не освобождает юридическое лицо от исполнения требований российского законодательства (Закона о рыболовстве, иных нормативных правовых актов (Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна), обязывающих производить вылов (добыча) водных биоресурсов при осуществлении всех видов рыболовства с их соблюдением независимо от местонахождения судна.
Оценив фактические данные по делу об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО «Вестрыбфлот» состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу п. 5 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации от 21 сентября 2000 года № 708 работодатель обязан, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, безопасности мореплавания, ведения промысла, технического обслуживания и ремонта указанных судов, береговых объектов, оборудования и механизмов, охраны и безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, а также относящихся к трудовой деятельности работников правил, норм и инструкций.
В соответствии с п. 2.6 Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды, оснащение судов техническими средствами контроля производится за счет собственных средств владельцев судов.
Данных о том, что ЗАО «Вестрыбфлот», будучи собственником судна * «***», предпринимало своевременные меры по приобретению и установлению дублирующего ТСК системы «***» на судне, которое осуществляет работы в высокоширотных промысловых районах, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах действия ЗАО «Вестрыбфлот» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ЗАО «Вестрыбфлот» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей Октябрьского районного суда г.Мурманска в пределах годичного срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ЗАО «Вестрыбфлот» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Отсутствуют основания для признания совершенного юридическим лицом – ЗАО «Вестрыбфлот» административного правонарушения малозначительным в силу ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Между тем, объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности людей, использования и охраны естественных богатств территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, морской среды, её флоры и фауны, соблюдения экономических интересов России и установленного порядка отдельных видов деятельности, осуществления правомерных видов использования указанных акваторий и их ресурсов.
Несоблюдение требований законодательства, регулирующего данные правоотношения, по характеру деяния имеет высокую степень общественной опасности, поскольку подрывает основы экономической безопасности Российской Федерации и препятствует осуществлению контроля за рациональным использованием и сохранением водных биологических ресурсов.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства данного дела, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 05 марта 2014 года, вынесенное в отношении Закрытого акционерного общества «Вестрыбфлот» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО «Вестрыбфлот» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.П. Синица