Судья Калашникова Н.Н. дело № 12-903/2015
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7-434 02 декабря 2015 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации города Нижневартовска ФИО1 на решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 сентября 2015 года, которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре от 13 июля 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального казенного учреждения администрация города Нижневартовска (далее - администрация города Нижневартовска),
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО2 № 691-ОН/39 от 13 июля 2015 года юридическое лицо – муниципальное казенное учреждение администрация города Нижневартовска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также лимитов на размещение отходов.
Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 сентября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника муниципального казенного учреждения администрация города Нижневартовска ФИО3 – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 сентября 2015 года, представитель администрации города Нижневартовска ФИО1 обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой, в которой просит решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы представитель администрации города Нижневартовска ФИО1 на доводах жалобы настаивал в полном объеме, представил письменные пояснения к жалобе, в которых указал, что Росприроднадзор не являясь уполномоченным лицом по проведению проверки администрации г. Нижневартовска как природопользователя, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и привлечению по ее результатам к ответственности, не имея поводов для возбуждения дела об административном правонарушении неправомерно возбудил административное производство в отношении администрации г. Нижневартовска и вынес постановление о назначении административного наказания.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО4, ФИО5, ФИО6 с доводами жалобы администрации города Нижневартовска не согласились, считая их незаконными и необоснованными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и влечет административную ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре на основании приказа № 440 от 25.03.2015 в период с 31.03.2015 по 27.05.2015 проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица – муниципального казенного учреждения администрации города Нижневартовска. По итогам проверки 01 июня 2015 года составлен Акт проверки № 114, из которого следует, что Администрацией города Нижневартовска в процессе исполнения своих функций образуются отходы І-ІV класса опасности, принятые к сведению Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре от 03.02.2015 вх.№ 5619:
Отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительные свойства» 1 класс опасности;
Отход «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» ІV класс опасности;
Отход «смет с территории гаража, автостоянки малоопасный» ІV класс опасности;
Отход «мусор (смет) от уборки территории» V класс опасности;
Отход «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности»
V класс опасности;
Отход «пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» V класс опасности.
Отчет по форме № 2-ТП (отходы) с учетом отходов, образующихся от деятельности администрации города Нижневартовска, представляет муниципальное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Нижневартовска» (далее – МКУ «УМТО»).
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также лимиты на размещение отходов на вышеуказанные образованные отходы у администрации города Нижневартовска отсутствуют.
В силу ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также ст.ст. 210 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение возлагается на собственника отходов.
На основании распоряжения администрации города Нижневартовска № 2237-р от 23.12.2011 создано муниципальное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Нижневартовска» путем изменения типа существующего муниципального бюджетного учреждения «Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Нижневартовска».
В соответствии с п. 2.2.1 устава МКУ «УМТО» предметом (основными видами) деятельности казенного учреждения является организация транспортирования, размещения, обезвреживания, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 1.3 и п. 1.4 указанного устава учредителем казенного учреждения является администрация города Нижневартовска. Функции и полномочия учредителя от имени администрации города, управление и распоряжение муниципальным имуществом, переданным в оперативное управление казенному учреждению, осуществляет департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов. Собственником казенного учреждения является муниципальное образование города Нижневартовска.
Согласно положений устава, МКУ «УМТО» не принимает в собственность образованные администрацией города Нижневартовска отходы.
Создание казенного учреждения не освобождает администрацию города Нижневартовска от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, вывод судьи городского суда о том, что право собственности на отходы, а, следовательно, обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение остается за хозяйствующим субъектом – администрацией города Нижневартовска, является верным. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в письменном пояснении к жалобе подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 5 данного Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами.
В силу ст. 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2 данного Кодекса, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный экологический надзор.
При этом в силу п. 7 ч. 2 ст. 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 данной статьи, в пределах своих полномочий вправе, в том числе, старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления (в рассматриваемом случае администрации г. Нижневартовска), оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Следовательно, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), являясь органом, осуществляющим государственный экологический надзор, в том числе государственный надзор в области обращения с отходами, вправе осуществлять надзор за надлежащим осуществлением хозяйственной деятельности органа местного самоуправления и ее соответствию требованиям, установленным Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановление о привлечении МКУ администрация г. Нижневартовска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 сентября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального казенного учреждения администрация города Нижневартовска оставить без изменения, жалобу представителя администрации города Нижневартовска ФИО1 – без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова