Судья Ганеев Р.Г. Дело № 12-907/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ханты-Мансийск дело № 7-1426/2017 14 декабря 2017 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шанауровой Е.И. на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2017, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» постановление по делу об административном пра-вонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды от 30.08.2017, оставленным без изменения решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2017, ООО «РН-Юганск-нефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде наложе-ния административного штрафа в размере 30000 рублей, за то, что данное юриди-ческое лицо в нарушение утверждённых Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 № 5-п «Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепро-дуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее – Постановление Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 № 5-п ), несвоевременно предоставило в орган государственного контроля (Природнадзор Югры) по утверждённой типовой форме (Приложение 9 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 № 5-п) экологическую информацию об аварии (инциденте), произошедшей (дата) на эксплуатируемом Обществом нефтепроводе <данные изъяты>.
Защитник Шанаурова Е.И. обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой ставит вопросы об отмене вышеуказанных правоприменительных актов и о прекращении производства по делу, обосновывая требования тем, что предусмотренные Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 № 5-п сведения об аварии (инциденте) на нефтепроводе по установленной форме ООО «РН-Юганскнефтегаз» в Природнадзор Югры не были своевременно предоставлены вследствие произошедшего (дата) не по вине Общества технического сбоя работы системы электронного документооборота, о чем Общество своевременно проинформировало контролирующий орган и, по мере восстановления системы, направило в этот орган соответствующую эколо-гическую информацию. Каких-либо вредных последствий от несвоевременного направления указанных сведений не наступило. Данные обстоятельства, по мнению защитника, указывают на отсутствие вины юридического лица, а также на малозна-чительность правонарушения. Доказательств того, что у Общества имелась возмож-ность для соблюдения требований Постановления Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 № 5-п в части своевременного предоставления вышеназванных сведе-ний по утверждённой форме, в материалах дела не содержится.
Подавший жалобу защитник, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном право-нарушении, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об его отложении не ходатайствовали. Неявка этих лиц в суд не препятствует рассмотрению поданной жалобы.
Оснований для участия в судебном заседании должностных лиц органа адми-нистративной юрисдикции по настоящему делу не усматривается.
Изучив жалобу и исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена адми-нистративная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышлен-ное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информа-ции о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загряз-нения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, деклара-ции о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффектив-ности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. На основании пункта 4 этих Правил организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликви-дации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефте-продуктов» утверждены основные требования к разработке планов по предупреж-дению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Такими пла-нами должны предусматриваться организация управления, связи и оповещения.
Пунктом 1.4 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 № 5-п утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях. Согласно данной схеме Природнадзор Югры является одним из контролирующих органов, которые хозяйствующим субъектам надлежит извещать о разливах нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды и об иных аварийных ситуа-циях на производстве. Пунктом 1.9 того же Постановления утверждена типовая форма сведений об аварии (инциденте) на трубопроводе (Приложение 9), в кото-рой, в отличие от типовой формы оперативного сообщения об аварии (Приложе-ние 8), хозяйствующим субъектом указываются, среди прочего, причины аварии, а также количественные и качественные характеристики её последствий.
Сведения об аварии (инциденте) на трубопроводе по форме согласно При-ложению 9 организация, на территории которой произошла авария (инцидент), обязана предоставить в Природнадзор Югры в срок не позднее 3 суток с момента окончания технического расследования причин аварии (пункт 4 Приложения 1, утверждённого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 № 5-п).
По настоящему делу установлено и самим юридическим лицом не отрицается, что последним в нарушение вышеуказанных нормативных требований сведения о произошедшей (дата) аварии на трубопроводе, расследование о причинах которой было завершено (дата), в Природнадзор Югры по утверждённой форме были направлены несвоевременно, а именно (дата), то есть спустя 37 суток после окончания расследования инцидента.
Событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении этого административного правонару-шения подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которые отвечают требованиям относимости и допустимости.
Пересмотр настоящего дела в суде автономного округа показал, что судьёй районного суда в полной мере были проверены доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, дана оценка доказательствам вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в том числе с позиции требований, предусмотренных частью 2 статьи 2.1 Кодекса Россий-ской Федерации об административных правонарушениях. Существенных наруше-ний процессуальных требований данного Кодекса, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судьёй не допущено.
Доводы жалобы на решение судьи аналогичны доводам, изложенным в жа-лобе на постановление должностного лица. Эти доводы судьёй районного суда проверены и отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Предоставление в государственный контролирующий орган сведений, пре-дусмотренных Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 № 5-п, может осуществляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе. В случае использования хозяйствующим субъектом автоматизированных инфор-мационных систем сбора, анализа и передачи сведений об инцидентах на трубо-проводах такие системы должны быть надёжно защищены от различного рода технических сбоев, вызванных, в том числе, внешним воздействием, приводящим к несанкционированному уничтожению, блокированию или модификации соответст-вующей компьютерной информации.
Учитывая, что планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, разрабатываемые организациями, осу-ществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспор-тировку, хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата на территории автономного округа, среди прочего должны предусматривать надлежащую органи-зацию системы связи, схему оповещения и порядок их функционирования, а также мероприятия по повышению готовности органов управления, сил и средств к реаги-рованию на возможные чрезвычайные ситуации (пункты 3.5.5, 3.6 Приложения 2, утверждённого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 14.01.2011 № 5-п), указанные организации обязаны обеспечить выполнение требования о предостав-лении в установленный срок в орган государственного контроля по утверждённой типовой форме экологической информации об аварии (инциденте) на трубопроводе вне зависимости от характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
По рассматриваемому делу не имеется оснований полагать, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» были приняты все меры для соблюдения вышеуказанных правил и норм. Данное юридическое лицо существенно нарушило срок предоставления в контролирующий орган экологической информации, за что оно обоснованно подвергнуто административному наказанию. Состав административного право-нарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным – это означает, что для признания запрещённого законом действия (бездействия) административно-наказуемым не требуется обязательного наступления вредных последствий. В этой связи по доводам, изложенным в жалобе на постановление и решение по делу об административном правонарушении, вменённое ООО «РН-Юганскнефтегаз» административное правонарушение не может быть признано малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным оснований для отмены или изменения вынесенных в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» правоприменительных актов не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автоном-ного округа - Югры от 24.10.2017 по жалобе на вынесенное в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Д.А. Першаков