ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-908/19 от 02.08.2019 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

2 августа 2019 года г.Астрахань

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Кольцовой В.В.

Рассмотрев жалобу руководителя Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области и республике Калмыкия» (далее по тексту - ФБУ «Астраханский ЦСМ») Дорджиева Батыра Анатольевича на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 13.06.2019 года о привлечении к ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 13.06.2019 года руководитель Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области и республике Калмыкия» (далее по тексту - ФБУ «Астраханский ЦСМ») Дорджиев Батыр Анатольевич привлечен к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 5 000 руб.

Как следует из существа постановления руководителя ФБУ «Астраханский ЦСМ» Дорджиев Б.А. признан виновным в том, что не предоставил в установленный законодательством срок, а именно не позднее 22.04.2019 года, декларацию об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции за I квартал 2019 года.

Не согласившись с указанным решением директором ФБУ «Астраханский ЦСМ» Дорджиевым Б.А. подана жалоба, согласно которой декларации за I квартал 2019 года были направлены ФБУ «Астраханский ЦСМ» 19.04.2019 г., что подтверждается скриншотом личного кабинета ФБУ «Астраханский ЦСМ» на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Однако из-за некорректной работы программы по заполнению деклараций «Декларант-Алко» невозможно отследить правильность подачи и статус направленных документов, т.е. «приняты» последние или «отклонены». Только после звонка специалиста Росалкогольрегулирования стало известно, что направленные ФБУ «Астраханский ЦСМ» декларации не открываются для прочтения. В ходе телефонного разговора выяснилось, что одна декларация не той формы (вместо Формы 7 «Формат представления декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» направлена Форма 8 «Формат представления декларации об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»), а вторая декларация форма 9 «Формат представления декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции» имеет ошибки технического характера, из-за вышеуказанной некорректной работы Программы «Декларант-Алко», формы деклараций, размещенные на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при их выгрузке для заполнения допускают технические ошибки, что и привело к ошибкам при их заполнении. После выяснения данных обстоятельств и устранения технических ошибок, декларации были направлены вторично 25.04.2019 г. Полагают, что при указанных обстоятельствах, в отсутствии умысла на совершение вмененного правонарушения, фактических обстоятельств данного дела, имеются основания для прекращения производства по делу ввиду малозначительности совершенного деяния.

В судебном заседании представитель Дорджиева Б.А. - Вилкова О.Н. доводы жалобы поддержала, дополнительно представив скриншоты, указывающие о первоначальном направлении отчетов 19 апреля 2019 года.

Представителем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу представлено возражение на жалобу, по доводам которого руководитель ФБУ «Астраханский ЦСМ» допустил нарушение сроков предоставление отчета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 года утверждены Правила предоставления декларации об объеме производства, оборота и ( или ) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, которыми установлен срок сдачи декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Указанными правилами также утверждены формы подачи декларации. Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 года № 198 утвержден формат представления декларации в форме электронного документа. Полагают, что представленные данные свидетельствуют, что указанные требования были нарушены. Не находят оснований для освобождения от ответственности и признания деяния малозначительным.

Рассмотрев доводы сторон, суд приходит к следующему:

Статьей 15.13 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность в том числе за нарушение сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема оборота их производства и оборота.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, порядок объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - Правила).

Согласно п. 15 Указанных Правил, декларации, за исключением деклараций, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил, представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В судебном заседании установлено, что ФБУ «Астраханский ЦСМ» в 1 квартале 2019 закупило и осуществило перевозку 20, 0 дал этилового спирта для использования в технических целях, не связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как следует из представленных скриншотов от 19 апреля 2019 года ФБУ «Астраханский ЦСМ» в электронном виде отправил в адрес Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка соответствующие декларации, однако, в результате некорректного введения их в электронном режиме, указанные декларации не были приняты контролирующим органом, в связи с чем, повторно направлены в этот же адрес 25 апреля 2019 года. Таким образом, по электронной базе данных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка значиться факт подачи декларации лишь 25 апреля 2019 года, т.е. с пропуском срока ( с учетом выходных дней) на 2 суток.

Таким образом, следует признать, что формально срок подачи декларации ФБУ «Астраханский ЦСМ» был нарушен.

Вместе с тем, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из правовых позиций Высших судов Российской Федерации, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Рассматривая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в данном случае есть основания для признания данного правонарушения малозначительным.

Суд при этом исходит из того, что первоначально ФБУ «Астраханский ЦСМ» в установленные сроки ( 19.04.2019 года) предоставил декларацию, отражающую приобретение и перевозку алкогольной продукции, однако в данном формате им были допущены технические ошибки. Впоследствии, указанные ошибки были устранены в короткие строки, за 2 дня, что свидетельствует об отсутствии общественной опасности совершенного деяния.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание, вышеизложенное, суд приходит к выводу о возможности изменения постановления заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 13.06.2019 года в отношении руководитель Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области и республике Калмыкия» Дорджиева Батыра Анатольевича и освобождения его от назначенного наказания в виде штрафа и объявления ему предупреждения.

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ.

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 13.06.2019 года в отношении руководитель Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области и республике Калмыкия» Дорджиева Батыра Анатольевича изменить, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить Дорджиева Батыра Анатольевича от назначенного наказания в виде штрафа, объявив ему предупреждение.

Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья В.В.Кольцова