Дело № 12-908/2019
РЕШЕНИЕ
04 июня 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Юркова Н.С.,
При секретаре Назарчик Д.В.,
с участием помощника прокурора г. Благовещенска Пнёва А.А., начальника отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1344 от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, вынесенном в отношении должностного лица директора филиала Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» «Амуртеплосервис» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1344 от 11 апреля 2019 года должностное лицо директор филиала Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» «Амуртеплосервис» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что согласно указанному постановлению, должностное лицо пришло к выводу о том, что в связи с порывом на тепловой сети произведены аварийные отключения и мероприятия по устранению технологического сбоя относятся к аварийным отключениям, поскольку порыв первоначально произошел 16 февраля 2019 года. С указанным выводом должностного лица не согласен, так как в соответствии с п. 2.10 Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно - коммунального комплекса (утв. Приказом Госстроя РФ от 20 августа 2001 N 191) авариями в тепловых сетях считаются: Разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов, а также повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50 процентов отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов. Однако материалы административного дела не содержат информацию о перечисленных выше повреждения и последствиях. Таким образом, считает, что в данном случае не может идти речь об аварийных отключениях. Кроме того, в оспариваемом постановлении должностным лицом сделан вывод о том, что нарушены права граждан на качественное теплоснабжение. Данный вывод также считает несостоятельным, поскольку в силу п.п. 14 п. VI приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 допустимая продолжительность перерыва отопления не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от + 12 градусов до нормативной температуры. Материалами дела подтверждается, что специалистами АО «АКС» на время перерыва в теплоснабжении проводился мониторинг температурного режима в квартирах жилых домов. Согласно мониторинга следует, что температура в квартирах жилых домов соответствовала нормативу, о чем составлены соответствующие акты, имеющиеся в материалах дела. Таким образом, считает, что права жителей г. Благовещенска на получение качественной коммунальной услуги в данном случае не нарушены. Кроме того, в постановлении должностным лицом сделан вывод о том, что материалами прокурорской проверки полностью доказан факт несоблюдения должностным лицом АО «АКС» п. 6.2.25 ПТЭТЭУ в части несвоевременного осмотра и ремонта тепловой сети. Однако данный вывод опровергается материалами дела, поскольку в Обществе разработан и действует график осмотра тепловых сетей, результаты осмотров заносятся в соответствующий журнал. В материалы дела представлена копия журнала, согласно которому осмотры тепловых сетей, тепловых камер производятся своевременно согласно утвержденных графиков. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что директор филиала Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» «Амуртеплосервис» не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Срок подачи жалобы не пропущен.
Помощник прокурора г. Благовещенска Пнёв А.А. возражал против удовлетворения жалобы, указав, что постановление законно и обоснованно. Имело место именно аварийное отключение, так как произошел порыв и его устранение, стихийное отключение граждан от теплоснабжения не были заблаговременно согласованны с УЖКХ по Амурской области, был нарушен режим бесперебойного теплоснабжения. Отсутствие последствий не исключает правонарушения, от теплоснабжения зимой был отключен дом, в котором проживает 474 человек, в том числе 158 детей. Документально проведение осмотра АО «АКС» подтверждается, однако ставится под сомнение его качество, полагал, что при надлежащем осмотре имелась возможность предотвратить порыв. Не были обеспечены руководителем своевременные и качественные осмотр, профилактические работы и ремонт, бесперебойное оказание услуги.
В судебном заседании начальник отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного Управления Ростехнадзора ФИО1 возражал против доводов жалобы, указав, что данный случай АО «АКС» не был расследован. Критерии отнесения ситуации к аварийным изложены в Постановлении Правительства 1134, которое определяет порядок расследования аварийных ситуаций. Качество осмотров вызывает сомнение, есть сомнение в подлинности документов, так как они выполнены одной рукой. В производстве было несколько дел в отношении АО «АКС» со схожими правонарушениями, из-за чего был сделан запрос в СП «Благовещенская ТЭЦ» филиала Амурская генерация» АО «ДГК» не в рамках рассмотрения конкретного дела, а в общем. Согласно ответу, АО «АКС» по окончании отопительного сезона проводит гидравлические испытания магистральных сетей, которые присоединяются к СП «Благовещенская ТЭЦ», не в полном объеме, а выборочно. Устно главный инженер пояснил, что в лучшем случае испытания проводятся в отношении 50% сетей, хотя по Правилам технической эксплуатации энергопотребляющих энергоустановок необходимо обследовать все сети. Полагал, со стороны АО «АКС» имеет место некачественная эксплуатация сетей, своевременно не выявляются очаги коррозии. Должна быть разработана Типовая инструкция по эксплуатации тепловых сетей, в которой должно быть предусмотрено проведение испытания тепловых сетей, выполнение диагностических работ, осуществление контроля за коррозией. В обжалуемом постановлении данные доводы не были изложены, так данные обстоятельства не исследовались на стадии возбуждения дела прокуратурой.
В судебное заседание не явился ФИО2, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило. При таких обстоятельствах, судья определил рассмотреть жалобу при данной явке.
Выслушав участвовавших в судебном заседании лиц, изучив доводы жалобы и проверив материалы дела в полном объёме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 2.1 приказа Госстроя РФ от 13 декабря 2000 года № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» основные обязанности организации, эксплуатирующей тепловые сети, входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии.
Согласно п. 2.32 приказа Госстроя РФ от 13 декабря 2000 года № 285 в системе технического обслуживания и ремонта должны быть предусмотрены: подготовка технического обслуживания и ремонтов, оценка технического состояния тепловых сетей и составление дефектных ведомостей.
В силу п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и не плотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.
В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 (далее - Правила) ОАО «Амурские коммунальные системы» является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. «в» раздела 2 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно п. 99 Правил при предоставлении потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставлении коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.п. 14 пункта VI приложения №1 к Правилам предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, допустимая продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры.
Согласно ст. 9.11 КоАП РФ, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Благовещенска по факту произошедшего 23 января 2019 года отключения от теплоснабжения потребителей многоквартирного жилого дома по ***, была проведена проверка теплоснабжающей организации АО «АКС».
В ходе проведения проверки установлено следующее.
Согласно материалам дела, 23 января 2019 года в период времени с 13 часов 00 минут до 14 часов 50 минут от теплоснабжения был отключен жилой дом по ***.
Нарушения в работе тепловой сети произошло по причине порыва на тепловой сети в районе жилого дома по ***. В указанном жилом доме проживает 474 человек, из них 158 дети. Работы по устранению технологического сбоя продолжались 1 час 50 мин.
Данные отключения подтверждаются информацией старшего оперативного дежурного ЕДЦС Управления по делам ГОЧС г. Благовещенска ВИ мэру г. Благовещенска ФИО3 от 24 января 2019 года.
Мероприятия по устранению технологического сбоя в работе тепловой сети в данном районе г. Благовещенска относятся к аварийным отключениям, работы не согласовывались с Управлением ЖКХ города.
Выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами филиала АО «АКС» «Амуртеплосервис» обязанности по своевременному и ненадлежащему ремонту и обслуживанию переданных в аренду тепловых сетей и нарушило режим бесперебойного обеспечения потребителей качественными коммунальными услугами в период прохождения отопительного сезона 2018-2019 г.г.
Приказом главного управляющего директора АО «АКС» ФИО4 № 1874-ЛС от 12 ноября 2018 года ФИО2 переведен с должности главного энергетика на должность директора филиала АО «АКС» «Амуртеплосервис».
Согласно должностной инструкции директора филиала АО «АКС» «Амуртеплосервис», утвержденной и.о. главного управляющего директора АО «АКС», к должностным обязанностям директора относится:
п. 2.10. организация постоянного контроля над правильной эксплуатацией, состоянием и своевременным ремонтом оборудования объединенных котельных и тепловых сетей;
п. 2.27. содержание в работоспособном состоянии (эксплуатационной готовности) объектов теплоснабжения.
Согласно требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок п. 2.2.1. Руководитель организации обеспечивает:
содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требованиями безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов;
своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок;
поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок;
учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма.
п. 6.2.25. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо:
поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт;
принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица директора филиала Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» «Амуртеплосервис» ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и привлечении его к административной ответственности.
Факт совершения должностным лицом директором филиала Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» «Амуртеплосервис» ФИО2 административного правонарушения и его вина в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 9.11 КоАП РФ, подтверждаются собранными по данному делу доказательствами, которые исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены должностным лицом по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу. Оснований ставить под сомнение указанные выводы должностного лица у судьи не имеется.
Довод жалобы о том, что мероприятия по устранению технологического сбоя не относятся к аварийным отключениям, не заслуживает внимания в связи со следующим.
В соответствии с п. 2.10 Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно - коммунального комплекса (утв. Приказом Госстроя РФ от 20 августа 2001 N 191) авариями в тепловых сетях считаются: Разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов, а также повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50 процентов отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов.
Вместе с тем, с учетом исследованных материалов дела, учитывая, что отключение теплоснабжения произошло внезапно, на длительный период времени, не было согласованно с Управлением ЖКХ города, с учетом времени года и температуры на улице, прокурор г. Благовещенска и должностное лицо отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора пришли к обоснованному выводу, что имело место быть аварийное отключение.
Рассматривая довод жалобы о том, что права граждан многоквартирных жилых домов на качественное теплоснабжение не были нарушены, судья приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 14 пункта VI приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, допустимая продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры.
Однако, в силу п. п. "а" п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктом 117 названных Правил предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Как усматривается из материалов дела, об отключении теплоснабжения потребитель не был уведомлен, что также подтверждает аварийность отключения.
Таким образом, АО «АКС» в лице его должностного лица не обеспечило бесперебойное отопление в течение отопительного периода, чем и были нарушены права граждан.
Также в жалобе указывается на соблюдение должностным лицом п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 № 115. Поскольку из представленных материалов усматривается, что порыв теплотрассы имел место быть, в связи с чем должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что ФИО2 не в полной мере соблюдены правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Вместе с тем, представленный в судебном заседании начальником отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО1 в материалы дела ответ АО «Дальневосточная генерирующая компания» от 29 мая 2019 года о том, что АО «АКС» в конце отопительного сезона проводит гидравлические испытания собственных тепловых сетей выборочно, не может быть принят во внимание судьей, поскольку был получен после рассмотрения административного дела.
Существенных нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены постановления должностного лица, допущено не было.
Постановление вынесено с учетом положений ст. 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1344 от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, вынесенном в отношении должностного лица директора филиала Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» «Амуртеплосервис» ФИО2 не имеется, оно является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1344 от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, вынесенном в отношении должностного лица директора филиала Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» «Амуртеплосервис» ФИО2 – оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Н.С. Юркова