ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-909/2021 от 15.11.2021 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

материал №12-909/2021

РЕШЕНИЕ

г.Тюмень 15 ноября 2021 года

Судья Центрального районного суда г.Тюмени Кузьмина В.И., с участием Манукяна Л.С.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Манукяна Л.С. на постановление о назначении административного наказания от 25.08.2021г. заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 Апциаури Л.А.,

установил:

Постановлением о назначении административного наказания от 25.08.2021г. заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 Апциаури Л.А., Манукян Л.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

На данное постановление Манукяном Л.С. подана жалоба, в которой он просит постановление о назначении административного наказания от 25.08.2021г. отменить, т.к. в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, кроме того, просит применить к нему положения ст.2.9 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании Манукян Л.С.. жалобу поддержал, привел аналогичные доводы.

Заслушав сторону, исследовав представленные материалы, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 ст.15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях,

г

не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Основаниям для возбуждения в отношении генерального директора ООО СПК «УралСтрой3авод» Манукяна Л.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КОАГ1 РФ, послужили изложенные в постановлении о назначении административного наказания от 25.08.2021г. заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 Апциаури Л.А. обстоятельства, согласно которым, 15.05.2019г., между ООО СПК «УралСтрой3авод» и гражданином <данные изъяты>МОШ был заключен трудовой договор №11, в соответствии с которым работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности подсобного рабочего, 13.08.2019г., между ООО СГIК «УралСтрой3авод» и гражданином <данные изъяты>АМЭ был заключен трудовой договор № 18, в соответствии с которым работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности подсобного рабочего. 10.12.2019г., минуя банковские счета в

уполномоченных банках, из кассы ООО С" IХ «УралСтрой3авод», наличнымиплатежами указанным иностранным гражданам были выплачены денежные средства на общую сумму <данные изъяты> рублей по расходному кассовому ордеру от 10.12.2019г., тем самым был нарушен порядок расчетов, установленный ст.14 Федерального закона №173-ФЗ.

Указанное подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д.2428), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.36-38, 45-48), решением №1 единственного участника ООО СПК аУралСтрой3авод» (л.д.39), приказом о приеме на работу (л.д.42), приходным кассовым ордером и приложением к нему (л.д.49-50), трудовым договором №18 и приложением к нему (л.д.52-57), трудовым договором №11 и приложением к нему (л.д.58-63).

Согласно п."ж" ст.71 Конституции РФ, валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации.

Валютное регулирование представляет собой одно из направлений государственного регулирования экономики, определяемого как процесс воздействия государственной власти на общественные отношения с целью их

3

упорядочения и стабилизации. Государство осуществляет валютное регулирование посредством выработки и установления правил и порядка осуществления валютных операций.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. №173-Ф3 (далее по тексту Федеральный закон №173-Ф3) установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона №173-Ф3, определяющей права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком России, а также переводами электронных денежных средств, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.

Согласно п.б ч.1 ст.1 Федерального закона №173-Ф3, резиденты, это физические лица, являющиеся гражданами РФ; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством• РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии с п.2 ст.207 Налогового кодекса, налоговые резиденты РФ, это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Согласно п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ, физические лица, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.

Как следует из смысла ст.11 Трудового кодекса, установленные на территории РФ трудовым законодательством и иными актами правила, содержащее нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, другими федеральными законами или международным

договором РФ.

Из указанного следует, что в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.

Следовательно, заработная плата иностранному работнику может выдаваться путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, соответственно, выплата

4

заработной платы наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Категория малозначйтельности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.15.25 КоАП РФ, выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.

Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей. Фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, свидетельствует о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Исключительных обстоятельств, свидетельствующих омалозначительности правонарушения, не установлено.

Тот факт, что ООО С! Ж «УралСтрой3авод» состоит в Едином реестресубъектов малого и среднего предпринимательства (л.д.43-44), не является основанием применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ.

Согласно приказу о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ. , Манукян Л.С. по ДД.ММ.ГГГГ являлся генеральным директором ООО С1iК «УралСтрой3авод» (л.д.42), и обязан был знать о действующем валютном

5

законодательстве РФ, и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, которая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.

Как следует из фактически установленных обстоятельств у директора 000 СПК ЛУралСтройЗавод» Манукяна Л.С. имелась реальная возможность для соблюдения указанных выше правил и норм.

Административное наказание Манукяну Л.С. назначено с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление о назначении административного наказания от 25.08.2021г. заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 Апциаури Л.А. в отношении Манукяна Л.С. , оставить без изменения, жалобу Манукяна Л.С. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья (подпись) Кузьмина В.И.