материал №12-909/2021
РЕШЕНИЕ
г.Тюмень 15 ноября 2021 года
Судья Центрального районного суда г.Тюмени Кузьмина В.И., с участием ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания № от 25.08.2021г. заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 ФИО2,
установил:
Постановлением о назначении административного наказания № от 25.08.2021г. заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 ФИО2, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
На данное постановление ФИО1 подана жалоба, в которой он просит постановление о назначении административного наказания № от 25.08.2021г. отменить, т.к. в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, кроме того, просит применить к нему положения ст.2.9 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании ФИО1. жалобу поддержал, привел аналогичные доводы.
Заслушав сторону, исследовав представленные материалы, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст.15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях,
г
не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Основаниям для возбуждения в отношении генерального директора ООО СПК «УралСтрой3авод» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КОАГ1 РФ, послужили изложенные в постановлении о назначении административного наказания № от 25.08.2021г. заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 ФИО2 обстоятельства, согласно которым, 15.05.2019г., между ООО СПК «УралСтрой3авод» и гражданином <данные изъяты>МОШ был заключен трудовой договор №11, в соответствии с которым работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности подсобного рабочего, 13.08.2019г., между ООО СГIК «УралСтрой3авод» и гражданином <данные изъяты>АМЭ был заключен трудовой договор № 18, в соответствии с которым работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности подсобного рабочего. 10.12.2019г., минуя банковские счета в
уполномоченных банках, из кассы ООО С" IХ «УралСтрой3авод», наличнымиплатежами указанным иностранным гражданам были выплачены денежные средства на общую сумму <данные изъяты> рублей по расходному кассовому ордеру № от 10.12.2019г., тем самым был нарушен порядок расчетов, установленный ст.14 Федерального закона №173-ФЗ.
Указанное подтверждается протоколом № об административном правонарушении (л.д.2428), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.36-38, 45-48), решением №1 единственного участника ООО СПК аУралСтрой3авод» (л.д.39), приказом о приеме на работу (л.д.42), приходным кассовым ордером и приложением к нему (л.д.49-50), трудовым договором №18 и приложением к нему (л.д.52-57), трудовым договором №11 и приложением к нему (л.д.58-63).
Согласно п."ж" ст.71 Конституции РФ, валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации.
Валютное регулирование представляет собой одно из направлений государственного регулирования экономики, определяемого как процесс воздействия государственной власти на общественные отношения с целью их
3
упорядочения и стабилизации. Государство осуществляет валютное регулирование посредством выработки и установления правил и порядка осуществления валютных операций.
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. №173-Ф3 (далее по тексту Федеральный закон №173-Ф3) установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона №173-Ф3, определяющей права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком России, а также переводами электронных денежных средств, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
Согласно п.б ч.1 ст.1 Федерального закона №173-Ф3, резиденты, это физические лица, являющиеся гражданами РФ; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством• РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии с п.2 ст.207 Налогового кодекса, налоговые резиденты РФ, это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Согласно п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ, физические лица, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Как следует из смысла ст.11 Трудового кодекса, установленные на территории РФ трудовым законодательством и иными актами правила, содержащее нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, другими федеральными законами или международным
договором РФ.
Из указанного следует, что в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Следовательно, заработная плата иностранному работнику может выдаваться путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, соответственно, выплата
4
заработной платы наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Категория малозначйтельности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.15.25 КоАП РФ, выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей. Фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, свидетельствует о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих омалозначительности правонарушения, не установлено.
Тот факт, что ООО С! Ж «УралСтрой3авод» состоит в Едином реестресубъектов малого и среднего предпринимательства (л.д.43-44), не является основанием применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ.
Согласно приказу о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО1 по ДД.ММ.ГГГГ являлся генеральным директором ООО С1iК «УралСтрой3авод» (л.д.42), и обязан был знать о действующем валютном
5
законодательстве РФ, и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, которая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.
Как следует из фактически установленных обстоятельств у директора 000 СПК ЛУралСтройЗавод» ФИО1 имелась реальная возможность для соблюдения указанных выше правил и норм.
Административное наказание ФИО1 назначено с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление о назначении административного наказания № от 25.08.2021г. заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 ФИО2 в отношении ФИО1 , оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) Кузьмина В.И.