Дело № 12-90/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г.Городище 21 ноября 2017 года
Судья Городищенского районного суда Пензенской области Надысина Елена Валерьевна (<...>),
при секретаре Чиркиной Е.Г.,
с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - председателя СПОК «Ишим» ФИО1.
помощника прокурора Городищенского района Пензенской области Шинкарука М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области от 25.09.2017 года в отношении председателя Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Ишим» ФИО1 по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № 01-034/2017 от 25.09.2017 года председатель Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Ишим» (далее по тексту - СПОК «Ишим») ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
ФИО1 обратилась в Городищенский районный суд Пензенской области с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с действиями лица в состоянии крайней необходимости.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - председатель СПОК «Ишим» ФИО1 доводы жалобы поддержала, указав, что в должности председателя СПОК «Ишим» она находится с 25 января 2016 года. Одним из основных видов деятельности кооператива является организация водоснабжения населения с. Русский Ишим Городищенского района пензенской области. На основании договора безвозмездного пользования, заключенного с администрацией Русско-Ишимского сельсовета, СПОК «Ишим» во владение и пользование переданы артезианская скважина, глубиной 120 метров, водонапорная башня, водопроводные сети, расположенные на территории с. Русский Ишим. СПОК «Ишим» на территории Русско-Ишимского сельсовета является единственной водоснабжающей организацией. Членами СПОК «Ишим» является пять человек, с остальной частью населения с. Русский Ишим заключены договоры по использованию воды. Потребители ежемесячно вносят соответствующую плату. На момент проверки СПОК «Ишим» осуществлял пользование недрами - добычу подземных вод артезианской скважиной, расположенной по адресу: <адрес>, без лицензии на право пользование недрами. Вместе с тем, ею, как председателем СПОК «Ишим», проводится работа по получению лицензии: 01.02.2017 года заключен договор на выполнение геологоразведочных работ с ООО «Пензагеопроект» на предмет составления проекта зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения артезианской скважины и составление карты местности с нанесенными зданиями, строениями и сооружениями, артезианской скважины в масштабе. Стоимость работ составила 29500 руб. Оплачен аванс - 10000 руб. Кроме того, СПОК был вынужден в январе 2017 года экстренно ремонтировать насос, чтобы население не осталось без воды, за который СПОК «Ишим» полностью не рассчитался с продавцом и должен более 30000 руб. В СПОК «Ишим» отсутствуют денежные средства на оплату остальной части суммы по договору за выполнение геологоразведочных работ, охранная зона артезианской скважины полностью не огорожена, что является препятствием в получении лицензии. Данный вопрос должен решать орган местного самоуправления. Без оформления санитарной охранной зоны оформление лицензии невозможно. Учитывая, что в населенном пункте другие источники водоснабжения отсутствуют, во избежание негативных последствий, она, как председатель СПОК «Ишим» в отсутствие лицензии продолжила снабжать население водой. Считает, что она действовала в состоянии крайней необходимости, обеспечивая население села водой. Данные обстоятельства не были учтены должностным лицом. При рассмотрении дела не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного решения. Просила постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 от 25.09.2017 года отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Управления Росприроднадзора по Пензенской области в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1, мнение прокурора Шинкарука М.В., полагавшего постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № 01-034/2017 от 25.09.2017 года законным и обоснованным, а жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, и приходит к следующему.
Как следует из постановления от 25.09.2017 года ФИО1, являющейся председателем СПОК «Ишим», вменено в вину нарушение требований ч.1 ст.11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), выразившееся в том, что СПОК «Ишим» осуществляет добычу подземных вод без лицензии на право пользования недрами, что влечет административную ответственность председателя СПОК «Ишим» ФИО1 как должностного лица по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.7.3 КоАП РФ административным правонарушением признаётся пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Установлено, что СПОК «Ишим» состоит на учете в федеральном налоговом органе в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является забор, очистка и распределение воды. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставом СПОК «Ишим».
ФИО1 с 25.01.2016 года является председателем СПОК «Ишим».
06 сентября 2017 года по результатам проведенной проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокурором Городищенского района Пензенской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении председателя СПОК «Ишим» ФИО1, согласно которому на момент проверки СПОК «Ишим» осуществлял пользование недрами - добычу подземных вод артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, без лицензии на право пользования недрами.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № 01-034/2017 от 25.09.2017 года председатель Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Ишим» (далее по тексту - СПОК «Ишим») ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Частью 1 ст. 9 Закона о недрах определены субъекты, имеющие право на получении лицензии на право пользования недрами.
Согласно ч.1 ст. 1 Закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Раздел 1 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденных приказом МПР РФ от 12.09.2002 № 575, определил, что подземные воды - воды, находящиеся в подземных водных объектах. Под добычей подземных вод понимается изъятие из недр воды как природного ресурса для использования его в заданных целях.
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.
Статьей 11 указанного закона и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право лица на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в целях образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
По смыслу Закона, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела усматривается, что фактически какого-либо вреда или тяжелых последствий от правонарушения не наступило.
Председателем СПОК «Ишим» приняты меры по оформлению лицензии на право пользования недрами (01.02.2017 года заключен договор на выполнение геологоразведочных работ с ООО «Пензагеопроект» на предмет составления проекта зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения артезианской скважины и составление карты местности с нанесенными зданиями, строениями и сооружениями, артезианской скважины в масштабе; 14.10.2016 года заявка на получение лицензии возвращении Минлесхозом Пензенской области в связи с некомплектностью представленных материалов).
При рассмотрении данного дела при оценке формального наличия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, должностным лицом не приняты во внимание степень общественной опасности совершенных председателем СПОК «Ишим» действий, все обстоятельства административного правонарушения, а также возможные последствия прекращения совершения правонарушения путем прекращения использования водозаборных скважин для добычи подземных вод.
Административное правонарушение, совершенное председателем СПОК «Ишим» не содержит какой - либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, фактически какого-либо вреда или тяжких последствий от правонарушения не наступило.
Такие обстоятельства, как невозможность прекращения эксплуатации водозаборной скважины до получения лицензии, значительные временные затраты, необходимые для сбора документов для получения лицензии, являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Доводы заявителя ФИО1 о том, что её действия, как председателя СПОК «Ишим», по обеспечению населения водой без лицензии, свидетельствуют о том, что она действовала в состоянии крайней необходимости суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с положениями ст. 2.7 КоАП РФ, одним из условий, дающих основание для вывода о том, что конкретное противоправное действие лица не является административным правонарушением, является причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. Таких обстоятельства по делу не установлено.
Суд признает деяние ФИО1 малозначительным и приходит к выводу о возможности освобождения её от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного деяния, на основании ст. 2.9 КоАП РФ, и возможности ограничиться в отношении ФИО1 устным замечанием с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № 01-034/2017 от 25.09.2017 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО2 № 01-034/2017 от 25.09.2017 года, которым председатель СПОК «Ишим» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявив председателю СПОК «Ишим» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд в течение 10 дней со дня его получения или вручения.
Судья Городищенского районного суда
Пензенской области Е.В.Надысина