№ 12-90/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Шимановск 08 декабря 2020 года
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Едаковой М.А.,
с участием заявителя представителя юридического лица МОБУ «Мухинская СОШ» директора МОБУ «Мухинская СОШ» ФИО1, действующей на основании приказа о приеме на работу № 09-К от 09.01.2018 г.,
ведущего специалиста-юриста сектора информационно-аналитической работы муниципального учреждения «Управления по образованию и работе с молодежью администрации Шимановского района» ФИО2, действующей по доверенности от 07.12.2020 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица МОБУ «Мухинская СОШ» - директора ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела АТиАДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федерального службы по надзору в сфере транспорта (Восточно-Сибирское МУГАДН) ФИО3 № 10026/Ц от 28 октября 2020 года в отношении юридического лица МБОУ «Мухинская СОШ», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 676310, <...>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела АТиАДН Восточно-Сибирское МУГАДН № 10026/Ц от 28 октября 2020 года МБОУ «Мухинская СОШ» признано виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей, с применением ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МОБУ «Мухинская СОШ» ФИО4 обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, ввиду его незаконности и обоснованности. В обосновании жалобы указала, что проверка проведена должностным лицами в нарушение п.п. 3, 5, 12 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку на сайте Ространснадзора информация о проведении плановой проверки на 2020 год в МОБУ «Мухинская СОШ» отсутствует, законный представитель - директор школы уведомление о проведении плановой проверки не получала, в связи с чем проверка юридического лица МОБУ «Мухинская СОШ» проведена незаконно.
В ходе судебного заседания представители юридического лица директор МОБУ «Мухинская СОШ» ФИО1 и ФИО2, доводы жалобы поддержали в полном объёме и по тем же основаниям, просили постановление отменить производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, считают, что Восточно-Сибирской МУГДАН не имело право на проверку юридического лица МОБУ «Мухинская СОШ», поскольку на сайте отсутствует информация о предениии плановой проверки на 2020 г. МОБУ «Мухинская СОШ».
В отзыве на жалобу представитель Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федерального службы по надзору в сфере транспорта (Восточно-Сибирское МУГАДН) ФИО3 просит постановление от 28 октября 2020 года оставить без изменения, а жалобу директора школы ФИО5 без удовлетворения, указав, что должностными лицами Ространнадзора правонарушение было выявлено не в ходе плановой проверки юридического лица МОБУ «Мухинская СОШ», а в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования ТС в процессе их эксплуатации, в связи с чем представитель школы МОБУ «Мухинская СОШ» не была уведомлена о данном мероприятии.
Представитель Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федерального службы по надзору в сфере транспорта (Восточно-Сибирское МУГАДН) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, по правилам ст. 25.15 КоАП РФ.
С учетом положений пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, рассмотрение жалобы проводится в отсутствие представителя Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федерального службы по надзору в сфере транспорта.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив с учетом положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении от 28.10.2020 года, вынесенного государственным инспектором Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО3 следует, что 24 сентября 2020 года в 13 ч. 45 мин МОБУ «Мухинская СОШ» при осуществлении организованной перевозки группы детей (учащихся в количестве 21 ребенка и 1 сопровождающего) по маршруту «МОБУ «Мухинская СОШ» - Лесхоз» на транспортном средстве категории М3 (автобусе) ПАЗ <данные изъяты> под управлением водителя ФИО11 (путевой лист № 19 от 24.09.2020 года оформлен МОБУ «Мухинская СОШ») с нарушением требований к перевозке детей, допустило нарушения требований подпунка «д» пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177, а именно не обеспечено наличие у водителя списка всех пассажиров, включающего: 1) список детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста или даты рождения, номера контактного телефона родителей, законных представителей), пунктов посадки и (или) высадки каждого ребенка, - в случае, если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута); 2) назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона).
В соответствии с ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.
Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.
Как установлено подп. «д» пункта 4 Правил, для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие списка детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), пунктов посадки и (или) высадки каждого ребенка, - в случае если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута); список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона).
Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных норм права, суд приходит к выводу, что списки детей с указанием необходимых данных о них, пунктов посадки и (или) высадки каждого ребенка, - в случае если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута) и назначенных сопровождающих, должны находиться у водителя транспортного средства, предназначенного для перевозки детей, т.к. в данном случае объектом административного правонарушения, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступает безопасность жизни и здоровья человека, субъектом правонарушения являются водители транспортных средств.
Из представленного в материалы дела Акта результатов планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства № 1934/С от 24.09.2020 года, на ул. Калинина, 24А в с. Мухино Шимановского района Амурской области, в 13 ч. 45 мин осмотрено транспортное средство автобус ПАЗ <данные изъяты>, принадлежащий МОБУ «Мухинская СОШ», осуществляющий организованную перевозку детей в количестве 21 чел., по маршруту - МОБУ «Мухинская СОШ» - Лесхоз, под управлением водителя ФИО6 При проверке наличия документов, на основании которых осуществлялась перевозка группы детей установлено, что у водителя отсутствуют, списки детей, сопровождающих лиц, нет документа, содержащего порядоу посадки детей в автобус, уведомление о перевозке детей в Госавтоинспекцию.
В указанном Акте имеются пояснения водителя ФИО11., из которых следует: «Список детей и список сопровождающих мне не предоставлены…, будет все исправлено».
При этом водителем были представлены - свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение водителя ФИО6, путевой лист, диагностическая карта, страховой полис.
28 октября 2020 года должностным лицом Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО3 в присутствии представителя МОБУ «Мухинская СОШ» ФИО1 составлен протокол № 10026/Ц об административном правонарушению по факту отсутствия у перевозчика документов предусмотренных п.п. «д» п. 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 - отсутствует список детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста или даты рождения, номера контактного телефона родителей (законных представителей), пунктов посадки и (или) высадки каждого ребенка, - в случае, если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута); назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона).
При составлении протокола директор школы ФИО1 в письменных объяснениях указала, что с протоколом согласна, просит рассмотреть незамедлительно, ходатайствует о снижении административного штрафа до 50000 рублей, в связи со сложным финансовым положением МОБУ «Мухинская СОШ».
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, принимая во внимание приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что в данном случае вина юридического лица в нарушении пп. «д» пункта 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 имеется, т.к. на момент проведения проверки, у водителя отсутствовал список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей) и назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона).
Вопреки доводам жалобы, нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности судом не установлено.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при поведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и индивидуальных предпринимателей.
Исходя из системного толкования норм Федерального закона РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, рейдовый плановый осмотр транспортного средства не является плановой или внеплановой проверкой индивидуального предпринимателя, юридического лица.
Согласно п.п. 1, 3 ч. 13.2 Федерального закона РФ от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые (рейдовые) осмотры, …. автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
В соответствии с частью 6 статьи 3.1 Федерального закона от. 2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» проверки транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации, содержание таких заданий, а также порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2015 г. № 180.
Плановые рейдовые осмотры транспортных средств в процессе их эксплуатации должностными лицами Восточно-Сибирского МУГАДН 24 сентября 2020 г. проводились на основании распоряжения начальника Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО7 от 23 июня 2020 года № 149-ПРЗ/А об утверждении планового (рейдового) задания на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации, оформленного в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2015 г. № 180. Срок проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств установлен с 01 июля 2020 года по 30 сентября 2020 года.
В материалах дела имеется уведомление в адрес прокурора Амурской области от 23 июня 2020 года о проведении мероприятий по проверкам транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации на основании распоряжения от 23 июня 2020 года № 149-ПРЗ/А.
Таким образом, позицию МОБУ «Мухинская СОШ» о допущенных должностными лицами МУГАДН нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, суд считает ошибочной, основанной на неверном толковании норм материального права.
Доводы о том, что у водителя были списки детей и назначенных сопровождающих, что у водителя никто эти документы не просил предоставить, поэтому он их не показал, опровергаются материалами дела. Так, при составлении Акта № 1934/С 24.09.2020 г. водитель ФИО14. пояснил, что список детей и список сопровождающих ему не предоставлен; при опросе его в качестве свидетеля 24.09.2020 г. ФИО13. указал, что список детей и сопровождающих, документа содержащего порядок посадки и высадки детей в автобус, уведомление о перевозке детей ему не предоставлен директором школы.
То обстоятельство, что во исполнение определения государственного инспектора Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО3 директор МОБУ «Мухинская СОШ» ФИО1 предоставила списки детей и назначенных сопровождающих с указанием дат рождения, места прописки (регистрации), адресов фактического проживания, телефонов родителей, не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, ни должностному лицу административного органа, ни суду первой инстанции не представлены доказательства того, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пп. "д" п. 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 года N 1177, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у МОБУ «Мухинская СОШ» имелась.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Неустранимых сомнений в виновности МОБУ «Мухинская СОШ» материалы дела не содержат, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, исходя из обстоятельств дела и исследованных доказательств, не установлено,
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного должностным лицом постановления от 28 октября 2020 года, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела АТиАДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федерального службы по надзору в сфере транспорта (Восточно-Сибирское МУГАДН) ФИО3 № 10026/Ц от 28 октября 2020 года в отношении юридического лица МБОУ «Мухинская СОШ», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 676310, <...>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица МОБУ «Мухинская СОШ» директора ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня его вынесения, в окончательной форме.
Решение (вступившее в законную силу) может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, <...> в порядке, установленном ст. 30.12-30.13 КоАП РФ.
Судья: М.А. Едакова