№
№
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 20 июля 2020 года
Судья Железнодорожного районного суда Пацалюк С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «<данные изъяты>», /ИНН №, КПП №, ОГРН №/, юридический адрес: <адрес>А,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» ФИО1 обратилась с жалобой, с учетом представленных дополнения от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указывает о несогласии с принятым постановлением, просит его отменить, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «<данные изъяты>» было вынесено предписание №-Т, срок исполнения пунктов 1-4 предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведения проверки исполнения ранее выданного предписания контролирующим органом составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. Пункты №,2 предписания №-Т оспаривается в Арбитражном суде Красноярского края. Полагает, что Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «правила промышленной безопасности опасных производственных объектов на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждённых приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116 не содержат прямого указания на то, что указанные требования распространяются на объекты введенные в эксплуатацию до начала действия ФНП ОРПД. Событие правонарушения, указанных в пунктах №,2 Предписания отсутствует, поскольку тепловая сеть рег. № № (ТК перед жилыми домами по <адрес>) это теплосеть с кадастровым номером № сооружение – «внутриквартальные тепловые сети от ТК-55-1 до ТК 55-15, до ТК 55-21, протяженностью 2327 м, отходящие от сооружения тепловой камеры № и доходящие до сооружения тепловых камер № и №, год постройки 1974. Общество является собственником сети с ДД.ММ.ГГГГ и эксплуатирует тепловую сеть согласно технического паспорта трубопровода, в том виде, в котором она была спроектирована, построена и введена в эксплуатацию, а именно с тем количеством люков ТК перед жилыми домами по ул. <адрес> и без сбросных колодцев, расположенных отдельно от канала трубопроводов с отводом воды в системы канализации для спуска воды из трубопроводов поскольку это не было предусмотрено в процессе проектирования. После приобретения тепловой сети Общество не проводило на указанных тепловых сетях конструкцию либо техническое перевооружение. С неисполнением п. 3 Предписания Общество также не согласно, поскольку из Акта проверки следует, что предписанием №-Т от ДД.ММ.ГГГГ. нарушение в отношении руководителя организации указано ошибочно, поскольку генеральный директор Общества аттестован в комиссии ЕУ Ростехнадзора (область аттестации А1, Б8.22) до выдачи обществу предписания, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение пункта Предписания, член аттестационной комиссии - заместитель главного инженера аттестован в комиссии ЕУ Ростехнадзора (область аттестации А1, Б8.22), что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть пункт предписания выполнен, в срок, установленный предписанием - до ДД.ММ.ГГГГ. Протокол об административном правонарушении указывает, что член аттестационной комиссии не аттестован в области Б.8.26. Деятельность технического персонала Общества, в том числе специалиста ФИО3, связана только с эксплуатацией трубопроводов пара и горячей воды, и, в данном случае, достаточно аттестации по области Б.8.22 - «эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды на опасных производственных объектах». При этом в пункте 4 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ. №-Т, а также в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. №-№, конкретные области аттестации для члена аттестационной комиссии ФИО3 не указывались. Член аттестационной комиссии ФИО3 аттестован в областях аттестации А.1 и Б.8.22, пункт предписания выполнен к установленному в нем сроку, правонарушение отсутствует.
В судебное заседание законный представитель Общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
В материалы дела представлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия лиц, имеющих право представлять интересы общества, поскольку они контактировали с иными лицами, имеющими положительный анализ на наличие коронавирусной инфекции, которое судом оставлено без удовлетворения.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, с учётом доводов жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ послужил тот факт, что должностными лицами Енисейского управления Ростехнадзора при проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки ООО «<данные изъяты>» выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: в нарушение п. 77 ФНД ОРПД камеры для обслуживания подземных трубопроводов тепловых сетей, рег.№ № имеют менее двух люков (люков ТК перед жилыми домами по ул. <адрес> в нарушение п. 88 ФНД ОРПД отсутствуют сбросные колодцы, расположенные отдельно от канала трубопроводов тепловых сетей, рег. № №, с отводом воды в системы канализации для спуска воды из трубопроводов; в нарушение п. 76 ФНП ОРПД на трубопроводах сетей рег.№ № отсутствует антикоррозийная, тепловая и гидроизоляционная защита (ТК перед жилыми домами по ул. <адрес>); в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2019 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. «з» п. 96, п. 218 ФНП ОРПД руководителем организации и членом аттестационной комиссии на пройдена аттестация в области промышленной безопасности в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора ООО «<данные изъяты>» выдано предписание №-Т об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора №-р/кр от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлено неисполнение в установленные сроки пунктов 1-4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Назаровская теплотранспортная компания» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ №.Юл/322, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания №.
Доводы жалобы о том, что Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «правила промышленной безопасности опасных производственных объектов на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждённых приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116 не содержат прямого указания на то, что указанные требования распространяются на объекты введенные в эксплуатацию до начала действия указанных норм и правил, суд находит несостоятельными.
Так, согласно п. 9.34 СНиП П-Г. 10-62 «Тепловые сети. Нормы проектирования», утвержденного 12.09.1963 года постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства, в камерах следует предусматривать: входные люки - не менее двух. В соответствии с п. 8.23 СНиП II-Г.10-62 «Тепловые сети. Нормы проектирования», отводы воды из каналов тепловых сетей, систем попутного дренажа из трубопроводов тепловых сетей может производиться в ливневую канализацию, в водоемы и поглощающие колодцы.
Согласно п. 11.35 СНиП II-Г. 10-73 «Тепловые сети. Нормы проектирования» количество люков для камер должно предусматриваться: при внутренней площади камер от 2,5 до 6 м2 - не менее двух, расположенных по диагонали.
Как следует из п. 9.21 СНиП П-Г.10-73, спуск воды из трубопроводов водяных тепловых сетей должен предусматриваться в сбросные колодцы с отводом воды из них самотеков или насосами (непосредственно из трубопроводов) в системы канализации. Спуск воды непосредственно в камеры тепловых сетей или на поверхность земли не допускается.
Согласно п. 10.1 СНиП П-Г.10-73, тепловая изоляция должна предусматриваться для трубопроводов, тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор, независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки.
Согласно инвентарному делу сооружение- «Внутриквартальные тепловые сети от ТК № до ТК №, до ТК №, протяженностью 2327 м, отходящие от сооружения тепловой камеры № и доходящие до сооружения тепловых камер № и №», (в том числе тепловая сеть перед жилыми домами по ул. <адрес>, ТК №, peг. № №), адрес объекта: <адрес>, построена в 1974 году.
Следовательно, на момент введения эксплуатацию вышеуказанного сооружения действовал Свод норм и правил 1973 года.
Согласно выписке из ЕГРП сооружение «Внутриквартальные тепловые сети от ТК № до ТК №, до ТК №, протяженностью 2327 м, отходящие от сооружения тепловой камеры № и доходящие до сооружения тепловых камер № и №» адрес объекта: <адрес>, находится в собственности ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (ред. от 12.12.2017) утверждены "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением".В силу п. 3 Правил Настоящие ФНП предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее - ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее - оборудование под давлением), отвечающих одному или нескольким признакам, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 2 настоящих ФНП: паровых котлов, в том числе котлов-бойлеров, а также автономных пароперегревателей и экономайзеров; водогрейных и пароводогрейных котлов; энерготехнологических котлов: паровых и водогрейных, в том числе содорегенерационных котлов; котлов-утилизаторов; котлов передвижных и транспортабельных установок; котлов паровых и жидкостных, работающих с органическими и неорганическими теплоносителями (кроме воды и водяного пара), и их трубопроводов; электрокотлов; трубопроводов пара и горячей воды; сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей; баллонов, предназначенных для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов; цистерн и бочек для сжатых и сжиженных газов; цистерн и сосудов для сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых избыточное давление создается периодически для их опорожнения; барокамер.
Согласно п. 5 Правил требования настоящих ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями (далее - организации) и работниками организаций, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, указанную в пункте 3 настоящих ФНП.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По смыслу преамбулы того же Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, настоящий закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
На основании ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Таким образом, трубопроводы тепловых сетей, эксплуатируемые ООО «<данные изъяты>» в соответствии Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются опасным производственным объектом, а следовательно Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «правила промышленной безопасности опасных производственных объектов на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» обязательны для исполнения ООО «<данные изъяты>».
Довод жалобы о том, что деятельность технического персонала ООО «<данные изъяты>» связана только с эксплуатацией трубопроводов пара и горячей воды, в связи с чем, аттестация по области Б.8.26 не требуется, не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (согласно п. 96 ФНП ОРПД — периодическая аттестация руководителей и специалистов проводится один раз в пять лет);
- обеспечивать содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации (пп. «з» п. 218 ФНП ОРПД). В этих целях необходимо: обеспечить порядок и периодичность аттестации в области промышленной безопасности специалистов, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, а также проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и допуска их к работе. Для этих целей назначить комиссию по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора, в порядке, установленном положением об аттестации. В состав комиссии по проверке знаний включают специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации.
Согласно приказу Енисейского управления Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», область промышленной безопасности Б.8.26 - деятельность, связанная с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и техническим перевооружением опасных производственных объектов, монтажом (демонтажем), наладкой, обслуживанием, и ремонтом (реконструкцией) оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах.
Согласно протоколу территориальной аттестационной комиссии Енисейского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главного инженера ФИО3 имеет аттестацию по А1, Б 8.22.
Согласно приказу Енисейского управления Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», область промышленной безопасности Б.8.22 - деятельность, связанная с эксплуатацией трубопроводов пара и горячей воды на опасных производственных объектах.
Вместе с тем, положениями п. 2.3 Устава ООО «<данные изъяты>» установлены виды деятельности Общества, в том числе передача пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; деятельность по эксплуатации тепловых сетей; организация работы по обеспечению надежной и безаварийной работы оборудования.
Следовательно, деятельность ООО «<данные изъяты>» связана не только с эксплуатацией трубопроводов пара и горячей воды, но и наладкой, обслуживанием и ремонтом оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах, что предусматривает необходимость аттестации персонала в области Б.8.26.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № проверена законность предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ года №-Т, пункт 4 предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ года №-Т (в части не прохождения аттестации руководителем организации),- признан недействительным.
Таким образом, действия ООО «<данные изъяты>» квалифицированы по ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ как невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Порядок и срок привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности соблюдены.
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным лицом- государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты> допущено не было.
Принимая во внимание, что решением Арбитражного суда Красноярского края, пункт 4 предписания №-Т от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным в части не прохождения аттестации руководителем организации, в оспариваемом постановлении указанное нарушение обществу не вменялось, учитывая характер и последствия совершенного Обществом правонарушения, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, суд приходит к выводу, что административное наказание назначено ООО «Назаровская теплотранспортная компания» в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ.
В связи с чем, вынесенное постановление подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 19.5 КоАП в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», оставить без изменения, а жалобу Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» ФИО1,- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Судья С.Л. Пацалюк