ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-90/2015 от 10.04.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)



   Судья Серебрянникова О.А. Дело № 7-90/2015



 РЕШЕНИЕ



 г.Астрахань 10 апреля 2015 года



 Судья Астраханского областного суда Усенко О.А., при секретаре Кудряшовой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования министерства образования и науки Астраханской области ФИО1 на постановление судьи Черноярского районного суда Астраханской области от 12 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Черноярского района «Детский сад «Солнышко с. Ушаковка»,



 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением судьи Черноярского районного суда Астраханкой области от 12 марта 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Черноярского района «Детский сад «Солнышко с. Ушаковка» (далее МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка») прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

 В жалобе главный специалист министерства образования и науки Астраханской области ФИО1 ставит вопрос об отмене указанного постановления и возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на наличие в действиях МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ и отсутствия оснований для прекращения производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

 Представитель министерства образования и науки Астраханской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом надлежащего извещения суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного органа.

 Выслушав защитника МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

 В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

 Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) в виде административного штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 В соответствии с Федеральными законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966.

 В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения; повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 6, подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения.

 Как установлено материалами дела, МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» 22 июня 2012 года получена лицензия № на осуществление образовательной деятельности.

 В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

 18 февраля 2015 года в 11 часов в ходе плановой проверки, проводимой на основании приказа министра образования и науки Астраханской области от 22 января 2015 года № 66-н в отношении МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» выявлено нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года №966.

 Согласно подпункту «д» пункта 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

 В соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года №761н к квалификации музыкального руководителя предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы; к квалификации инструктора по физической культуре предъявляются требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

 Пунктом 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 Согласно пунктам 2 и 3 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Основными задачами проведения аттестации являются, в том числе учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.

 В силу п. 23 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

 Таким образом, отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания данного работника не соответствующим занимаемой должности, и не свидетельствует о нарушении учреждением условий лицензирования.

 Как следует из материалов дела, в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» с 4 февраля 2008 года на должностях «Инструктор по физической культуре» и «Музыкальный руководитель» образовательную деятельность осуществляет педагогический работник ФИО6, которая имеет среднее профессиональное образование, в 1993 году окончила Астраханское училище культуры по специальности «культурно-просветительская работа» с присвоением квалификации «руководитель самодеятельного хореографического коллектива. В 2009 году ФИО6 прошла курсы повышения квалификации в <данные изъяты> обучается в <данные изъяты> на факультете повышения квалификации и профессионально подготовки работников образования, имеет поощрения за достижения в области дошкольного образования.

 Таким образом, на момент вступления в силу 31 октября 2010 года Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, ФИО6 уже состояла в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка».

 Согласно письма Минобрнауки России №08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ №505 от 03.12.2014 «О направлении Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 №276» требования со стороны надзорных органов о прекращении трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ, то есть по причине отсутствия документа об образовании (квалификации), если направление подготовки не соответствует выполняемой работе, нельзя считать правомерными в случаях, когда педагогические работники были приняты на работу до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, утвердившего квалификационные характеристики, содержащие для педагогических работников требования к направлению подготовки по полученному образованию, либо позднее, но с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 9 раздела «Основные положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.

 Указанный приказ вступил в силу 31 октября 2010 г. и обратной силы не имеет. Ранее к квалификации педагогических работников требования к направлению подготовки, то есть к профилю полученного образования, не предъявлялись.

 Кроме того, наличие положений, содержащихся в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования и пункте 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможность продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, но и сохраняет такую возможность в настоящее время.

 С учетом того, что ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ прошла аттестацию по должности «музыкальный руководитель», решением аттестационной комиссии МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» признана соответствующей занимаемой должности, районный суд обоснованно не усмотрел в действиях МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка», связанных с привлечением к работе на должности «музыкальный руководитель» ФИО6, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в связи с чем, из объема инкриминируемого МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» административного правонарушения исключил указание об осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензирования в данной части.

 Что касается соответствия ФИО6 занимаемой должности «Инструктор по физической культуре», то как следует из материалов дела, ФИО6 высшего профессионального или среднего профессионального образования в области физкультуры и спорта, необходимого для работы на должности «Инструктор по физической культуре», не имеет, аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, предусмотренном п. 9 раздела «Общие положения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, и п. 23 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», на соответствие указанной занимаемой должности не проходила.

 Установив данные обстоятельства, районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ в связи с нарушением подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в виду наличия педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, не имеющих профессионального образования, не обладающих соответствующей квалификацией и не имеющих стажа работы, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

 Вина МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, копией диплома СТ № выданного на имя ФИО7, копией лицензии № 842-Б/С от ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

 В ходе производства по делу районным судом было установлено, что ФИО6 имеет опыт профессиональной деятельности, соответствуют по уровню своей подготовки и имеющимся навыкам занимаемым должностям, нареканий за время работы не имела, была принята на работу на должность «Инструктора по физической культуре» до вступления в силу 31 октября 2010 года Единого квалификационного справочника должностей. Помимо этого МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Ушаковка» является бюджетным учреждением, выявленное правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, основания для вывода о тяжести наступивших последствий не имеется. Действиями юридического лица не нанесен значительный вред ни воспитательному процессу, ни непосредственно воспитанникам учреждения, ни обществу в целом.

 При изложенных обстоятельствах районный суд пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного правонарушения и о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ. Судом учтены все обстоятельства административного правонарушения, оценены его последствия.

 Доводы жалобы направлены по существу на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем отмену обжалуемого судебного акта не влекут.

 Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не допущено, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не установлено.

 Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

 решил:



 постановление судьи Черноярского районного суда Астраханской области от 12 марта 2015 года оставить без изменения, жалобу главного специалиста отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования министерства образования и науки Астраханской области ФИО1 – без удовлетворения.



 .

 .