ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-90/2018 от 10.04.2018 Каменского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

10 апреля 2018 года <адрес>

Судья Каменского районного суда <адрес> Курилов А.Е.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – начальника Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1,

рассмотрев в помещении Каменского районного суда административное дело по жалобе начальника Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, о привлечении начальника Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 20000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, начальник Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20000 рублей.

Согласно данному постановлению, в Ростовское УФАС России поступило обращение ИП ФИО2 на неправомерные действия ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», выразившиеся в незаконном требовании реконструкции узла учета газа. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» был составлен Акт проверки объекта газопотребления по адресу: <адрес>, принадлежащего ИП ФИО2, согласно которому установлено, что прибор учета газа по данному объекту газопотребления не соответствует требованиям п. 7.6.2 ГОСТ Р 8.741.2011, необходимо выполнить реконструкцию узла учета газа. Однако, прибор учета газа данного объекта газопотребления типа <данные изъяты> фирмы APATOR METRIX внесен в государственный реестр средств измерений и срок межповерочного интервала составляет 10 лет. Данный прибор соответствует всем требованиям действующего законодательства. Согласно паспорту прибора учета газа, первичная поверка счетчика газа осуществлена фирмой <данные изъяты> в соответствии с Протоколом о признании результатов поверки, заключенным между Госстандартом РФ и фирмой <данные изъяты>. На основании первичной поверки, прибор учета газа признан годным и допущен к эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ. Требования ГОСТ Р 8.741.2011 применяются в качестве национального стандарта с ДД.ММ.ГГГГ и устанавливает требования к монтажу на вновь создаваемые и реконструируемые узлы учета газа. Согласно п. 4.2 договора поставки газа, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ИП ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, определение количества газа (объема) производится по узлу учета газа в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5-2005, ПР 50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96. Следовательно, требование ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» реконструировать узел учета расхода газа, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с ГОСТ Р 8.741.2011 является неправомерным. Действия начальника Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 квалифицированы по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

Начальник Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ метрологом ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» был составлен Акт проверки объекта газопотребления по адресу: <адрес>, принадлежащего ИП ФИО2, в соответствии с которым узел учета газа не соответствует требованиям п. 7.6.2 ГОСТ Р 8.741.2011. При вынесении обжалуемого постановления заместитель руководителя Ростовского УФАС России исходил из того, что в соответствии с п. 4.2 договора поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ИП ФИО2, определение количества газа производится по узлу учета газа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.586.1-5-2005, ПР 50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96. В связи с этим, Ростовское УФАС России пришло к выводу о неправомерности требований о проведении реконструкции узла учета газа. Однако, Ростовским УФАС России необоснованно не принят во внимание тот факт, что дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору поставки газа пункт 4.2 договора изложен в новой редакции: «определение количества газа (объема) производится по УУГ в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ Р 8.741-2011, ГОСТ 8.611-2013 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-86». Указанное дополнительное соглашение подписано ИП ФИО2, тем самым ГОСТ Р 8.741-2011 была придана обязательная сила в рамках исполнения договора поставки газа. В связи с этим, требование о реконструкции узла учета газа в соответствии с указанным ГОСТ Р 8.741-2011 являются правомерными. В результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки представителем поставщика газа установлено, что узел учета газа покупателя не соответствует требованиям действующей нормативно-технической документации для узлов учёта газа, а именно не обеспечивает регистрацию количественных показателей газа, не осуществляет измерение, хранение и отображение информации о температуре, давлении, объёме газа, необходимой для приведения объема газа к стандартным условиям. Невозможность осуществления узлом учета газа регистрации количественных показателей газа влечет невозможность исполнения покупателем договорных обязательств, предусмотренных п. 4.11 договора. Не переводя покупателя на расчетный метод определения количества потребленного газа, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» предложило ИП ФИО2 провести реконструкцию узла учета газа в срок до ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению ИП ФИО2 указанный срок был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени расчет объема потребленного газа осуществляется по показаниям действующего узла учета газа. Кроме того, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ являются организации, обязанные осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Однако, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» является поставщиком газа и деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов не осуществляет. Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» не является субъектом вмененного ему административного правонарушения.

На основании изложенного, начальник Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 просит суд признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

В судебном заседании начальник Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть жалобу без его участия. Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в своих письменных возражениях просил отказать в удовлетворении жалобы, также просил рассмотреть дело без участия представителя Ростовского УФАС России.

В судебное заседание ИП ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть жалобу без его участия.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, судья полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Выводы обжалуемого постановления о виновности начальника Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ обоснованы тем, что пунктом 4.2 договора поставки газа, заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ИП ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено определение количества поставляемого газа согласно требований ГОСТ 8.741.2011, а действующий прибор учета газа внесен в государственный реестр средств измерений и срок действия его межповерочного интервала не истек, в связи с чем, требование ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» реконструировать узел учета расхода газа является неправомерным.

Однако, в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В соответствии с п. 1.6 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30 декабря 2013 года № 961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Приказом от 13.12.2011 года № 1061-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.741-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» с датой введения в действие ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 7.6.2 указанного ГОСТ предусмотрены требования к отчетным документам по результатам измерений объема потребляемого газа.

При этом, согласно п. 4 Предисловия данного ГОСТ Р 8.741-2011, правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8) «Стандартизация в Российской федерации. Основные положения».

В соответствии с п. 8.3 раздела 8 «Применение документов в области стандартизации» указанного ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», применение национального стандарта Российской Федерации или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил).

Таким образом, применение указанного национального стандарта ГОСТ Р 8.741-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» является обязательным для применения в случае, если договор (контракт) на поставку газа, содержит ссылку на данный национальный стандарт.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ИП ФИО2 был заключен договор поставки газа .

Согласно п. 4.2 данного договора поставки газа, определение количества газа (объема) производится по узлу учета газа в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5-2005, ПР 50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ после введения в действие указанного национального стандарта ГОСТ Р 8.741-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ИП ФИО2 было заключено дополнительное соглашение к указанному договору поставки газа .

Согласно данному дополнительному соглашению, пункт 4.2 договора поставки газа изложен в новой редакции, а именно: «Определение количества газа (объема) производится по УУГ в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ Р 8.741-2011, ГОСТ 8.611-2013 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96».

Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ представителем поставщика ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» была проведена проверка прибора учета объекта газопотребления по адресу: <адрес>, принадлежащего ИП ФИО2, согласно которому установлено что прибор учета газа по данному объекту газопотребления не соответствует требованиям п. 7.6.2 ГОСТ Р 8.741.2011, необходимо выполнить реконструкцию узла учета газа, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая, что дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ сторонами договора поставки газа было согласовано, что определение количества газа производится по узлу учета газа, в том числе, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.741-2011, то требования указанного ГОСТ на основании п. 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», является обязательным для сторон.

Условие о применении при определении объема поставляемого газа требований ГОСТ Р 8.741-2011 прямо согласовано сторонами договора поставки газа, в том числе покупателем ИП ФИО2 добровольно, данный пункт договора сторонами не оспорен, недействительным не признан.

В связи с этим, суд считает, что предложение поставщика о необходимости реконструкции узла учета газа, изложенное в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, прямо соответствует условиям заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ИП ФИО2 договора поставки газа и является обязательным для сторон. Обязательность применения указанного ГОСТ Р 8.741-2011 при определении объема поставляемого газа согласована самими сторонами договора поставки газа.

Доводы обжалуемого постановления о том, что действующий прибор учета газа внесен в государственный реестр средств измерений и срок действия его межповерочного интервала не истек, с учетом заключенного между сторонами дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствуют об отсутствии обязанности исполнения условий договора поставки и выполнения требований ГОСТ Р 8.741-2011, прямо предусмотренной договором поставки газа.

В связи с этим, доводы обжалуемого постановления о том, что требование ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» реконструировать узел учета газа, расположенный на объекте газопотребления по адресу: <адрес>, является не правомерным, не основаны на материалах дела и прямо опровергаются дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что в действиях начальника Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежат отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Доводы возражений на жалобу о том, что начальником Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 при рассмотрении дела не было представлено указанное дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных фактических обстоятельств, сами по себе не свидетельствуют о наличии в действиях ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, о привлечении начальника Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ в отношении начальника Каменского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ФИО1, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья: